Конспект урока русского языка 3 класс по теме: « Имя прилагательное».
Тип урока: Урокоткрытия нового знания
Цель урока: Обобщитьи дополнить имеющиеся знания об имени прилагательном
Задачи:
-обобщить знания об имени существительном
-формироватьумения находить прилагательное в предложении, указывать их грамматическиепризнаки
-узнатьгруппы значений имен прилагательных
-познакомитьсо связью « согласование»
-познакомитьс начальной формой имени прилагательного
Ходурока
1. Организационный момент.
Настроение( весна, солнышко)
Число,классная работа.
2. Актуализация знаний
А)на доске карточки со словами весна, скворец, туманы, солнце, березовый,цветок, душистые, птичий. Прочитайте и разделите на 2 группы
Б)-как вы назовете слова 1 группы? ( существительные)
-докажите? ( кто? Что?, предметы)
-какие признаки имен существительных вы еще знаете? ( на доске кластеры)
( имя существительное, Кто? Что?, обозначают предметы, одуш. инеодуш.,собств. или нариц., изменяются по числам и падежам, м.р. ж.р. ср.р)
-как назовете слова второй группы? Прилагательные)
-дополните эту группу своими примерами (Как вы можете сказать о себе? Якакой? какая?. Ставьте вопрос)
ВОТ КАКОЙ У НАС КЛАСС! ПОЭТОМУ СЕГОДНЯ НАС ОБЯЗАТЕЛЬНО ЖДЕТ УСПЕХ!
-Что вы знаете о прилагательных ( обозначают признак, какая? Какой? какие?какое? в предложении – определение)
Возьмите листок желтого цвета
Что я знаю об имени прилагательном ? |
Что нового я узнал об имени прилагательном |
1. Обозначат признак предмета 2.Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? 3. Роль в предложении — определение |
1.________________________________ __________________________________ 2.________________________________ __________________________________ 3.________________________________ __________________________________ 4.________________________________ __________________________________ 5.________________________________ __________________________________
|
3. Постановка цели и задач урока
-какуючасть речи мы сегодня будем исследовать? ( прилагательное)
—ОПРЕДЕЛИТЕТЕМУ УРОКА: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
-Чему будем учиться на уроке? ЗАДАЧИ ( что могут еще обозначать, находитьих в тексте, начальная форма имени прилагательного, как изменяются именаприлагательные)
4. Исследовательская работа
А)Работа с текстом.
-Перед вами 2 текста. Прочитайте их.
1. Пришла весна. Солнце освещает землю. Быстро тает снег. Трещит нареке лёд. Стучит капель. На деревьях набухают почки. По дорожкам бегут ручьи.Скоро зацветут цветы. Прилетят птицы.
2. Пришла радостная весна. Яркое весеннее солнце освещает землю.Быстро тает рыхлый снег. Трещит на реке синий лёд. Стучит звонкая капель. Надеревьях набухают липкие почки. По лесным дорожкам бегут весёлые ручьи. Скорозацветут первые весенние цветы. Из теплых стран прилетят первые птицы.
-какой из текстов вам понравился больше?
-почему вы считаете, что второй текст интереснее? (рисует чудесную картинуприроды)
-слова какой части речи помогают нам представить этот пейзаж? (именаприлагательные)
ВЫВОД: Имена прилагательные делают нашу речь красивой, полной, интересной,художественной.
Заполним в таблице 1. Украшает нашу речь.
Б)Работа с учебником с. 89 у.2
Прочитайтезадание. Деление на группы ( перечислите название групп зачений. Будемвыполнять по рядам. 3 человека у доски.
Размер Материал Время
Большой хрустальный осенний
Длинный каменный майский
Узкий кожаный утренний
Проверка с доски (+,-)
Устно: цвет,( белый,желтый) принадлежность кому-либо.( бабушкин, мамин, заячий)
В)работа в парах У.с.89 у.
-какие группы значений указаны? ( температура, вкус, качества характера,признак-оценка предмета)
-найдите лишнее слово в каждой группе, выпишите их и напишите какая новая группазначений у вас получилась ( Форма— овальный, кривой, квадратный,круглый) эталон на доске. Оцените (+, — )
ВЫВОД: 2.в таблице Прилагательные имеют несколько групп значений.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы зарядку начинаем
И на месте все шагаем.
Руки вверх подняли выше,
Опустите, чётко дышим.
Раз-два, не зевай,
С нами вместе повторяй!
Руки на бок, ноги врозь,
Так давно уж повелось.
Физкультура каждый день
Прогоняет сон и лень.
Потянулись, подышали
Выдох- вдох, выдох- вдох
Занимались, кто как мог!
Здоровье в порядке?
Спасибо зарядке!
Г)Подумаем вместе. Найдите в тексте №2 словосочетания сущ. + прилаг. Весеннее солнце,первые цветы, рыхлый снег. ( Даша считает, что в этих словосочетанияхглавными являются прилагательные. Права ли Даша?
Стучит звонкая.
Стучит звонкая капель.
-сравните предложения
-в каком предложении понятно, о чем идет речь? . Значит сущ – главное слово, априлагат.- зависимое)
ВЫВОД: прилагательное зависит от имени существительного.
В таблице 3. Зависит от существительного.
Д)Найдите в тексте №2 7 предложение.
Спишитеего в тетрадь.
По лесным дорожкам бегут весёлые ручьи. ( орфограммы)
-подчеркните основу предложения ( ручьи бегут)
-выпишем словосочетания сущ.+ прил.
-определим главное слово и зададим вопрос к зависимому.
-определим род, число, падеж существительного.
— предположите, каким будет род, число и падеж прилагательного? ( как у существительного т.к. они связаны иприлагательное зависит от существительного)
Такая связь прилагательного с существительным наз. СОГЛАСОВАНИЕМ.
ВЫВОД: В какомроде, числе, падеже существительное, в таком же роде, числе и падеже будет иприлагательное, которое с ним связано.
В таблице 4. Согласуется с сущ. В роде, числе, падеже.
5. ЗакреплениеСамостоятельная работа.
Самопроверка.Оценка.
Трещит на реке синий лёд.
Задание:
1.Выпиши словосочетание сущ+ прилаг___________________________
2.Запишиприлагательное___________________________
3.Вопрос______________________
4.Группа значения__________________
5.Число________, род________, падеж________
6.Окончание_________
7.Член предложения______________
Ж)Начальная форма имени прилагательного.
-назовите нач. форму имени существительного.
-учебник с.92.правило
ВЫВОД: В таблице 5. Начальная форма имени прилагательного И.п. , ед.ч., м.р.
6. Рефлексия
Обратимся к таблице, с которой мы работали на уроке. В блокнотнаклеить.
Сегодня на уроке я узнал….. Сегодня на уроке я научился…. Сегодня на уроке я познакомился…. На уроке мне понравилось….. На уроке мне было трудно….
|
7. Домашнее задание
У.с.91.у.5. Блокнот