Цели: познакомить с понятием «словосочетание» какязыковой единицей; показать основную функцию словосочетания в речи — называтьчто-нибудь подробнее, чем слово.
Планируемыерезультаты: учащиесянаучатся находить в предложениях словосочетания; составлять словосочетания;логически верно ставить вопросы от слова к слову в словосочетании; аргументированноотвечать.
Оборудование: карточки с заданиями.
— Отредактируйте текст.Постройте предложения так, чтобы в них не было повторения одного и того жеслова.
Морж — полярный житель. Этот морж не боится даже белого медведя. У моржаострые и могучие клыки. Морж совсем безобидный. Клыками морж выкапывает из илараковины и съедает их содержимое.
Слова для справок: он, великан, у него, зверь.
(Проверка. На доскезаписан отредактированный текст. Самопроверка.)
III. Самоопределение к деятельности
(Учитель показывает предмет —карандаш.)
— Назовите предмет. (Карандаш.)
— Теперь скажите окарандаше более подробно. (Красный карандаш, мой карандаш, деревянныйкарандаш…)
— Назовите своелюбимое занятие одним словом. (Читать, рисовать, бегать…)
— Понятно ли изслов детей, чем они любят заниматься? (Ответы детей.)
— Теперь скажите освоем любимом занятии двумя словами. (Читать комиксы, рисовать птиц, бегатьпо стадиону…)
— Когда мы говоримо чем-либо более подробно, что мы для этого используем? (Словосочетания.)
На уроке будемговорить о словосочетаниях.
Работа по учебнику
С 84
— Прочитайте слова профессораСамоварова.
— Что такое словосочетание?
— Для чего оно служит?
— Чемсловосочетание отличается от слова? (В словосочетании два или несколькослов.)
— Чем словосочетаниеотличается от предложения? (Предложение выражает законченную мысль, асловосочетание служит для названия предметов или действий.)
— Найдите выделенныеслова в тексте о моржах. Составьте с ними словосочетания.
Морж —полярный житель. Этот великан не боится даже белого медведя. У негоострые и могучие клыки. Морж совсем безобидный. Клыками зверьвыкапывает из ила раковины и съедает их содержимое.
— Запишитесловосочетания. От слова к слову ставьте вопрос.
Житель (какой?)полярный, клыки (какие?) острые и могучие, зверь (какой?)безобидный.
Упр. 135 (с. 84)
(По заданиям. Коллективно.)
— Запишите еще несколько слов исловосочетаний по рисунку.
Упр. 136 (с. 85)
(По заданиям.Коллективно.)
Раз, два, три — веселейшагайте.
Раз, два, три — ногиподнимайте.
Раз, два, три — потянитесьдружно.
Раз, два, три — закалятьсянужно.
Раз, два, три — сели ипривстали.
Раз, два, три — ноги крепчестали.
Раз, два, три — ручкамипохлопали.
Раз, два, три — ножками потопали.
VI. Продолжениеработы по теме урока
— Прочитайте диалог Вани и профессора Самоварова.
— Почему подлежащее и сказуемое нельзя назватьсловосочетанием? (Подлежащее и сказуемое — это предложение, которое служитдля сообщения, выражения какой-либо мысли. А словосочетание, как и слово,служит для называния предметов или действий, только более точного.}
Упр. 137(с. 85)
(Задание повышеннойсложности. Ученики составляют и записывают словосочетания по образцу.)
Работа по учебнику
Упр. 138 (с. 85)
(По заданиям.Коллективно.)
— Что такое словосочетание?
— Для чего оно служит?
— Чем словосочетание отличаетсяот слова?
— Чем словосочетаниеотличается от предложения?
Домашнеезадание
Составить предложения со словосочетаниями из упр. 135 (с. 84)в учебнике.