Тема:«Что такое антонимы?»
Цель:создание условий для формирования представления о словах-антонимах и уменияподбирать их
Задачи:
1. Формироватьумение понимать роль антонимов в речи;
2. Развиватьумение находить антонимы в тексте;
3. Воспитыватьлюбовь к русскому языку.
Класс: 2
Тип урока:открытие новых знаний
Оборудование: ИТК;учебник, презентация; компьютер; проектор; раздаточный материал.
Планируемыерезультаты:
Предметные:
1. Научиться находить слова антонимы
МетапредметныеУУД:
Личностные:
1. Мотивировать себя на учебную деятельность;
Регулятивные:
1. Развивать умение высказывать своё предположение;
Познавательные:
1. На основе анализа объектов делать выводы;
Коммуникативные:
1. Развивать умение слушать и понимать других.
Этап |
Деятельность учителя |
УУД |
I. Мотивационный этап (2 мин) |
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Татьяна Евгеньевна, и сегодня я у вас проведу урок русского языка. -Наш урок хочется начать с высказывания русского писателя Константина Паустовского -Прочитаем его вместе 3,4… «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». -Как вы понимаете его? (Русский язык – великая тайна, мудрость народа, созданная на протяжении столетий. Поэтому его надо ценить, как свою жизнь, беречь, знать, как свою веру и Родину.) Мотивация. — Ребята, сегодня вам предстоит провести исследование. У вас на партах лежат оценочные листы, на которых вы будете отмечать + свои достижения. Если вы готовы работать – хлопните в ладоши. |
|
II. Актуализация знаний (3 мин) |
Повторение ранее изученного: -Перед тем, как начать исследовать что-то новое, исследователям нужно поработать над ранее изученным материалом. -Я вам прочту стихотворение, а вы должны сосчитать сколько раз в нем встретятся синонимы. Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. -Вспомните, что такое синонимы? -Молодцы, синонимы это слова, которые произносятся по разному, но имеют одинаковый смысл. Постановка темы и цели урока: -Давайте подберем к нашим синонимам слова с противоположным значением. -Молодцы, а вы знаете как они называются? -У нас возникла проблема, мы не знаем как называются слова с противоположным значением, для того, чтобы узнать тему урока выберите только буквы русского алфавита: А4Н5Т5О4Н5И4М5Ы -Так какая тема нашего урока? -Молодцы, тема урока «что такое антонимы?» -Отталкиваясь от темы урока, какую цель на урок поставим? -Отлично, сегодня мы узнаем, что такое антонимы и научимся подбирать их к словам. -Посмотрите на план нашего урока, если вы с ним согласны покажите солнышко. План: 1. Подбирать антонимы 2. Что такое антонимы 3. Роль в тексте -Почему не согласны? -Молодцы, потому что пункты планы перемешались. -Катя, выйди и поставь пункты плана в правильном порядке, помни про технику безопасности, не трогай оборудование влажными руками, работай только тыльной стороной стилуса. -Отлично, мы справились с первой частью нашего урока, оцените свою работу в карточке самооценки. |
|
III. Открытие новых знаний (7 мин) |
Работа по 1п.п. -Вспомните, что мы должны узнать первым пунктом нашего плана? -Молодцы, для того, чтобы узнать, что такое антонимы вы проведете исследование в группах. -Даша, Катя и Света будут работать у интерактивной доски, а Юля, Маша и Даша будут работать у интерактивной панели. -Исследователи первой группы, ваша задача прочитать стихотворение, найти антонимы, подчеркнуть их и сделать вывод, что такое антонимы. -Исследователи второй группы, ваша задача прочитать стихотворение и сказать, в чем особенность антонимов. 1 группа. Вышел в поле храбрый рыцарь,
2 группа Представленная информация была полезной? ДА 59.64% НЕТ 40.36% Проголосовало: 1209 Очень толстый червячок -Итак, поменяйтесь местами и проведите взаимопроверку, если исследователи справились с заданием покажите класс. -Отлично, садитесь! -Исследователи первой группы, какой вы сделали вывод, что же такое антонимы? -Молодцы, антонимы это слова противоположные по значению. -Исследователи второй группы, какой вы сделали вывод, какие особенности есть у антонимов? -Совершенно верно, антонимами являются слова одной части речи, молодцы! -Давайте сделаем полный вывод, что же такое антонимы? -Молодцы, антонимы это слова, которые противоположные по значению, антонимами являются слова одной части речи. -Если мы узнали, что такое антонимы покажите солнышко, отлично! Оцените свою работу в карточке самооценки. Элемент научности: -Ребята, а вы знали, что слово антоним произошло от греческих слов анти – против (противоположный) и онима (имя) Игра «Хлопни, если» -Сейчас мы с вами поиграем в игру хлопни если, я буду называть пары слов, если вы услышите пару с антонимом хлопните, если нет, то ничего не делайте. Смелый – храбрый, темно – светло, смешной – веселый, смех – грусть. -Отлично! Работа по 2п.п. —Мы узнали, что такое антонимы, теперь нам нужно научиться подбирать антонимы к словам, для этого исследователи мы поиграем с вами в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»). Скажу я слово «далеко», а ты ответишь …. («близко»). Скажу я слово «потолок», а ты ответишь … («пол»). Скажу я слово «потерял», а скажешь ты … («нашел»)! Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»). Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай … («конец»). -Молодцы ребята, все слова верно подобрали! Работа на карточках: -А сейчас вы будете работать на карточках, у каждого из вас написаны пословицы, вам нужно их продолжить, подобрав в словам антонимы. Ученье – свет, а не ученье (тьма). Знай больше, а говори (меньше). В учебе корень горек, зато плод ее (сладок). -А сейчас поменяйтесь работами и проведите взаимопроверку по эталону на слайде, если ваш одноклассник справился с заданием, покажите класс, отлично. -Если мы научились подбирать антонимы к словам покажите солнышко, замечательно, оцените свою работу в карточке самооценки. Работа по 3п.п. —Мы научились подбирать антонимы к словам, а теперь нам нужно узнать, какую роль играют антонимы в нашей речи. -Для этого вам нужно провести мини-исследование в паре со своим соседом. Продолжите предложения 1. Слон большой, а мышка маленькая. 2.Зимой погода холодная, а летом тёплая. 3.Работать трудно, а отдыхать легко. 4.Не откладывай на завтра то, что можешь сделать… (сегодня). 5. Нет худа без… (добра). 6. Умная ложь хуже глупой… (правды) 7. Знай больше, говори… (меньше) 8. Умей взять, умей и … (отдать) 9. Корень учения горек, а плод… (сладок) -Проведем самопроверку по эталону на слайде, если вы справились с заданием покажите солнышко, отлично. -Итак, сделаем вывод, какую роль антонимы играют в нашей речи? ВЫВОД: -Представьте нашу речь без антонимов. Какая бы она была? (ответы учеников) — Зачем же нужны антонимы? (антонимы делают нашу речь более яркой и выразительной.) — Многие писатели используют в своих произведениях антонимы, которые делают речь богатой, яркой, выразительной. -Если мы узнали роль антонимов в речи покажите 5, отлично, оцените свою работу в карточке самооценки. |
|
IV. Закрепление (3 мин) |
-А теперь пришло время выполнить разноуровневую самостоятельную работу. -У вас на партах лежат карточки, задание на зеленой карточке более легкое, на красной повышенной сложности, выберите ту, которая вам по силам и выполните задание. Зеленая карточка: -Подчеркните антонимы в тексте Грустный клоун громко плачет, А весёлый клоун скачет. Хочет подвиг совершить- Хочет рёву рассмешить! Красная карточка:
-Составьте 2 предложения с данными парами слов. -Поднимите руку те, кто делал задание на зеленой карточке, выйдите и продемонстрируйте свои ответы под документ камерой. -Поднимите руку те, кто выполнял задание на красной карточке, выйдите и продемонстрируйте свои ответы под документ камерой. -Отлично, оцените свою работу в карточке самооценки. |
|
V. Итог. Рефлексия (2 мин) |
-Итак, уважаемые исследователи наш урок подходит к концу. -С какой темой мы сегодня познакомились? -Что такое антонимы? -Отлично, если мы достигли цели урока и выполнили все пункты плана покажите класс. -Покажите мне свои карточки самооценки, молодцы, я согласна с вашей самооценкой. И хочу закончить наш урок словами И.С Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. Спасибо за работу на уроке! |
|