Урокрусского языка 3 класс
Программа«Перспективная начальная школа»
Тема:«Устойчивые выражения»
Цели:
— познакомить учащихся с устойчивымивыражениями (фразеологизмами);
— формировать умение давать толкованиефразеологизмов, отвлекаясь от прямого значения слов, входящих в устойчивыесочетания;
— закреплять умение подбиратьсинонимы-фразеологизмы;
— развивать речь, конструктивностьмышления;
— развивать орфографическую зоркостьучащихся;
— формировать умение понимать учебнуюзадачу, производить самоанализ, самооценку;
— развивать познавательный интерес детей курокам русского языка;
— воспитывать у учащихся коллективизм,умение работать в группах, парах, помогать по необходимости товарищам.
Оборудование: учебник «Русский язык» » М. Л. Каленчук, Н. А.Чуракова, О. В. Малаховская часть 1, тетрадь длясамостоятельной работы № 1, учебник «Русский язык» М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, О. В.Малаховская часть 2, фразеологические словари.
Ходурока
1. Организационныймомент.
Прозвенел звонок,начинаем наш урок.
2. Каллиграфическаяминутка.
Сс
3. Актуализациязнаний.
1. Словарныеслова.
Упражнение«Напиши отгадку»
Учитель читает загадки, дети записываютотгадки.
И не снег, и не лёд, а серебром деревьяуберёт. (Иней)
Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю делать горку, строитьдом. (Лопата)
Без крыльев летят, без ног бегут, безпаруса плывут. (Облака)
Деревянная дорога, вверх идёт она отлого,что ни шаг – то овраг. (Лестница)
Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука два блестящихогонька. (Автомобиль)
Не ботинки, не сапожки, но их тоже носятножки.
В них мы бегаем зимой: утром в школу, днёмдомой. (Валенки)
На чёрный платок просыпано просо.
Пришёл петушок, а склевать-то не просто.(Звёзды)
Самопроверка.
2. Орфографическаяминутка.
Письмопо памяти.
Радос…ное со…нце согр…вает озя…шую землю.
— Какие орфограммы пропущены?
— Запишите предложение правильно,разберите его по членам.
Проверка.
4. Введениев тему урока.
1. Чтениеучебной статьи, стр. 112 (учебник)
2. Вывод,стр.113 (учебник)
3. Работас иллюстрацией, стр. 112 (учебник)
4. Объяснениезначений устойчивых выражений.
— Какие устойчивые выражения можносоставить из данных слов?
вода золото стена
не разлить рука горох
водой золотые как об стену
не разольёшь руки горох
— Что они обозначают?
(дружно) (умеющие,творящие) (без толку, бесполезно)
5. Словоучителя.
Были в мастерскойдве дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности. Нооднажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую новуюдеталь в виде буквы Ф.
Подобное же мывидим в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельностиили в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этомнеобходимость, слова сливаются в устойчивые неделимые сочетания –ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.
Вот символфразеологизма – устойчивого сочетания Ф (слившегося из деталей в букву Ф).
6. Показфразеологических словарей.
— В этих словарях можно найти значения многихустойчивых сочетаний.
7. Работа по теме урока.
1. Упражнение 103, стр.113.
3. Работав группах. Упражнение 104, стр.114.
Группы 1-го ряда составляют рассказс выражением «собачий холод», 2-го ряда – с выражением «кот наплакал».Презентация рассказов.
4. Работав тетради для самостоятельных работ.
Упражнение78, стр. 72.
— Открой Словарь устойчивых выражений.Найди и выпиши из него устойчивые выражения со следующими значениями:
1. Уметь контролировать своичувства________________________________________
2. Оченьудивляться________________________________________________________
3. Слегка утолитьголод_____________________________________________________
4. Молчать, ничего неговорить_______________________________________________
5. Оказаться в глупомположении_____________________________________________
6. Плохо что-либоделать____________________________________________________
5. Работав парах (на карточках).
— Соединить устойчивое выражение и егозначение.
Идти черепашьим шагом рано
Котнаплакал тесно
Как по маслу медленно
Встать чуть свет близко
Рукой подать мало
Яблоку негде упасть хорошо
8. Итогурока.
— Какие выражения называют устойчивыми?
— Для чего в речи используютсяфразеологические обороты? (Делают нашу речь выразительнее, точнее)
— Где можно посмотреть значение неделимыхсочетаний? (В словарях)
9. Рефлексия.
— Наш урок подошёл к концу, и я прошу вас,ребята, поделиться впечатлениями.
— Зачем нам нужен был этот урок?
— Что вам больше всего удалось?
— Что вы считаете нужным запомнить?
За что вы можете похвалить себя итоварищей?
10. Домашнеезадание.
Тетрадь длясамостоятельной работы, упражнение 76, стр.71.
