X-PDF

Конспект урока по русскому языку на тему Антонимы (3 класс)

Поделиться статьей

Конспектурока по русскому языку

«Развитие умения писать безударные гласные  в окончаниях имён прилагательных.Знакомство с антонимами»

3класс

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева

Цель: создать условия для формирования понятия «антоним» на примере имен прилагательных.

 Задачи:

1.     Актуализироватьзнания  об имени прилагательном.

2.     Формироватьумение подбирать имена прилагательные-антонимы, использовать их в речи.

3.     Обогащатьсловарный запас учащихся именами прилагательными-антонимами.

4.     Формироватьумения, связанные с правописанием безударных гласных в окончаниях имёнприлагательных.

 

Приёмы и методы:подводящий диалог, беседа, комментированное письмо

Оборудование:презентация

Ходурока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.     Организационный момент

— Итак, друзья, внимание –                                                                  Ведь прозвенел звонок.                                                         Садитесь поудобнее –                                                              Начнем скорей урок!

 

2.     Актуализация знаний

— Прочитайте. Какие слова надо вставить?

Слайд 1:

Деревья высокие, а кустарники ….

Уголь …, а мел белый.

Овчарка большая, а такса ….

Сахар сладкий, а перец ….

— Запишите пары слов. Что заметили? Что можете сказать об их значении?

Какой частью речи являются слова? Докажите.

 

— прилагательные

 

— низкие

— черный

— маленькая

— горький

— высокие – низкие, черный – белый, маленькая – большая, сладкий – горький. Слова противоположные. Прилагательные. Отвечают на вопросы, какой, какая, какие…

3.     Постановка учебной задачи

— Сформулируйте тему урока.

Слайд 2: Антонимы

 

— Как называют слова с противоположным значением?

— Чему вы можете научиться, исследуя эту тему?

 

 

— имена прилагательные, противоположные по значению.

 

— антонимы

 

— Узнаем новые слова, научимся пользоваться антонимами в речи, будем учиться правильно писать имена прилагательные.

4.     Открытие нового знания

— Слова с противоположным значением называют антонимами

Слайд 3: антонимы – это…

 

— Откройте учебники на странице 80-ой. Прочитайте задание к упражнению 329.

— Прочитайте стихотворение!

— Кто его автор?

— Как вы думаете, почему одно и то же яблоко показалось котенку кислым, а червяку – сладким?

 

 

— Чем интересны прилагательные: сладкий – кислый?

Слайд 4: сладкий – кислый

— Самостоятельно вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы на месте пропусков букв

 

— Я буду читать пословицы, а вы назовите антонимы: Маленькое дело лучше большого безделья. Объясните смысл пословицы

 

В умной беседе ума наберешься, а в глупой – свой растеряешь. Объясните смысл пословицы

 

Хороша веревка длинная, а речь короткая. Объясните смысл пословицы

 

Учись доброму, плохое на ум не пойдет. Объясните смысл пословицы

 

 

— Как вы думаете, почему именно антонимы использованы в пословицах?

 

— Итак, что нового узнали об именах прилагательных?

 

— Писатели часто используют антонимы в своих произведениях. Давайте проведем анализ стихотворений Владимира Орлова (Упр.328) и Олега Григорьева (Упр.330) (по парам)

— Найдите и запишите антонимы, которые используют поэты.

 

— Ребята, какой частью речи являются эти антонимы?

— Для чего авторы стихотворений используют слова, противоположные по смыслу?

— Сделайте вывод о том, что узнали об именах прилагательных — антонимах.

 

— Сравните свой вывод с правилом на с. 81.

 

 

 

 

 

 

 

— Генрих Сапгир

— Котенок не ест яблоки, поэтому оно для него кажется кислым, а червяк, наоборот, питается яблоками, любит их, поэтому оно для него кажется сладким.

 

— они противоположны по значению

Ученики самостоятельно вставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы на месте пропусков букв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— На противопоставлении построены многие пословицы — чтобы показать суть пословицы

 — они могут быть противоположными, такие слова называют антонимами

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
61.19%
НЕТ
38.81%
Проголосовало: 1443

 

 

— № 328: хорошая – плохая

  № 330: вдоль – поперек, сухим – промок (мокрым)

— прилагательными, наречия

 

— для выразительности, для сравнения.

 

 

— антонимы – противоположные по значению слова

 

— читают

5.     Самостоятельная работа

— Прочитайте задание к Упр.331. Как будете выполнять упражнение?

 

 

 

 

Учитель ходит по классу и смотрит, как дети выполняют упражнение.

 

— Сравните значения имен прилагательных свежий и мелкий.

— Что значит – свежий огурец?

 

 

— а свежий хлеб?

— мелкий дождик?

 

— а мелкий ручей?

— Значения слов разные. Какие антонимы вы подобрали?

— Подойдут ли подобранные вами антонимы для следующих словосочетаний?

Слайд 6:

Свежая новость – …новость

Мелкий почерк –…почерк

Какой вывод можете сделать?

Какой вывод можете сделать?

 

 

 

Слайд 7: Если прилагательное имеет несколько значений, то в каждом из значений у него разные антонимы

 

— А есть ли антонимы среди слов других частей речи?

— Давайте проверим, вернувшись к Упр.330. Какие еще антонимы есть в нем?

Слайд 8: вдоль – поперек

 

— Какой частью речи являются эти слова?

— Теперь отгадайте загадки. Запишите антонимы и укажите часть речи

Слайд 9: Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня — … (прохлада)

Слайд 10: Я антоним к слову лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я… (зима)

 

— Какими частями речи могут быть антонимы?

 

— Действительно, антонимами бывают не только имена прилагательные, но и слова других частей речи

Слайд 11: Антонимами бывают не только имена прилагательные, но и слова других частей речи.

— выписать антонимы, дописать безударные окончания прилагательных, обозначить орфограмму.

1. Прочитаем словосочетания

2. Подберем антонимы

3.Безударные окончания имен прилагательных будем проверять

 

 

— …

 

— огурец только что сорванный с гряды, спелый, не обработанный (не соленый, не маринованный)

— только что испеченный хлеб

— дождик с небольшой продолжительностью

— не глубокий ручей

— свежий – дряблый, свежий – чёрствый, мелкий – крупный, мелкий — глубокий

 

 

 

 

— не все слова имеют одно и тоже значение. Одинаковые антонимы могут подходить не ко всем словам

— Имена прилагательные свежий, мелкий имеют несколько значений, это многозначные слова, поэтому нужен антоним для каждого значения слова

 

 

 

 

— да

 

 

 

 

 

 

— наречиями

— зной – прохлада, лето – зима. Имена существительные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— наречиями, прилагательными

6.     Итог урока

— Что такое антонимы?

Какую роль играют антонимы в речи? (пословицы, художественные произведения)

— приведите примеры имен- прилагательных — антонимов  которые называют качества человека

— Как проверять орфограммы в окончаниях имен прилагательных-антонимах?

— Нашли ли вы ответы на поставленные в начале урока вопросы?

— Слова с противоположным значением называют антонимами

 

 

— добрый – злой, смелый – трусливый, хитрый – простой…

 

— поставить вопрос. Узнаем новые слова, научимся пользоваться антонимами в речи, будем учиться правильно, писать имена прилагательные.

 

7.     Домашнее задание

— упр.337, стр.89, выучить определение на стр.81

Все ли вам понятно в этом задании?

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.19%
НЕТ
38.81%
Проголосовало: 1443

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет