Конспектурока по русскому языку
«Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имён прилагательных.Знакомство с антонимами»
3класс
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева
Цель: создать условия для формирования понятия «антоним» на примере имен прилагательных.
Задачи:
1. Актуализироватьзнания об имени прилагательном.
2. Формироватьумение подбирать имена прилагательные-антонимы, использовать их в речи.
3. Обогащатьсловарный запас учащихся именами прилагательными-антонимами.
4. Формироватьумения, связанные с правописанием безударных гласных в окончаниях имёнприлагательных.
Приёмы и методы:подводящий диалог, беседа, комментированное письмо
Оборудование:презентация
Ходурока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент |
|
— Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок! |
|
2. Актуализация знаний |
|
— Прочитайте. Какие слова надо вставить? Слайд 1: Деревья высокие, а кустарники …. Уголь …, а мел белый. Овчарка большая, а такса …. Сахар сладкий, а перец …. — Запишите пары слов. Что заметили? Что можете сказать об их значении? Какой частью речи являются слова? Докажите.
|
— прилагательные
— низкие — черный — маленькая — горький — высокие – низкие, черный – белый, маленькая – большая, сладкий – горький. Слова противоположные. Прилагательные. Отвечают на вопросы, какой, какая, какие… |
3. Постановка учебной задачи |
|
— Сформулируйте тему урока. Слайд 2: Антонимы
— Как называют слова с противоположным значением? — Чему вы можете научиться, исследуя эту тему?
|
— имена прилагательные, противоположные по значению.
— антонимы
— Узнаем новые слова, научимся пользоваться антонимами в речи, будем учиться правильно писать имена прилагательные. |
4. Открытие нового знания |
|
— Слова с противоположным значением называют антонимами Слайд 3: антонимы – это…
— Откройте учебники на странице 80-ой. Прочитайте задание к упражнению 329. — Прочитайте стихотворение! — Кто его автор? — Как вы думаете, почему одно и то же яблоко показалось котенку кислым, а червяку – сладким?
— Чем интересны прилагательные: сладкий – кислый? Слайд 4: сладкий – кислый — Самостоятельно вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы на месте пропусков букв
— Я буду читать пословицы, а вы назовите антонимы: Маленькое дело лучше большого безделья. Объясните смысл пословицы
В умной беседе ума наберешься, а в глупой – свой растеряешь. Объясните смысл пословицы
Хороша веревка длинная, а речь короткая. Объясните смысл пословицы
Учись доброму, плохое на ум не пойдет. Объясните смысл пословицы
— Как вы думаете, почему именно антонимы использованы в пословицах?
— Итак, что нового узнали об именах прилагательных?
— Писатели часто используют антонимы в своих произведениях. Давайте проведем анализ стихотворений Владимира Орлова (Упр.328) и Олега Григорьева (Упр.330) (по парам) — Найдите и запишите антонимы, которые используют поэты.
— Ребята, какой частью речи являются эти антонимы? — Для чего авторы стихотворений используют слова, противоположные по смыслу? — Сделайте вывод о том, что узнали об именах прилагательных — антонимах.
— Сравните свой вывод с правилом на с. 81. |
— Генрих Сапгир — Котенок не ест яблоки, поэтому оно для него кажется кислым, а червяк, наоборот, питается яблоками, любит их, поэтому оно для него кажется сладким.
— они противоположны по значению Ученики самостоятельно вставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы на месте пропусков букв
— На противопоставлении построены многие пословицы — чтобы показать суть пословицы — они могут быть противоположными, такие слова называют антонимами
Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443
— № 328: хорошая – плохая № 330: вдоль – поперек, сухим – промок (мокрым) — прилагательными, наречия
— для выразительности, для сравнения.
— антонимы – противоположные по значению слова
— читают |
5. Самостоятельная работа |
|
— Прочитайте задание к Упр.331. Как будете выполнять упражнение?
Учитель ходит по классу и смотрит, как дети выполняют упражнение.
— Сравните значения имен прилагательных свежий и мелкий. — Что значит – свежий огурец?
— а свежий хлеб? — мелкий дождик?
— а мелкий ручей? — Значения слов разные. Какие антонимы вы подобрали? — Подойдут ли подобранные вами антонимы для следующих словосочетаний? Слайд 6: Свежая новость – …новость Мелкий почерк –…почерк Какой вывод можете сделать? Какой вывод можете сделать?
Слайд 7: Если прилагательное имеет несколько значений, то в каждом из значений у него разные антонимы
— А есть ли антонимы среди слов других частей речи? — Давайте проверим, вернувшись к Упр.330. Какие еще антонимы есть в нем? Слайд 8: вдоль – поперек
— Какой частью речи являются эти слова? — Теперь отгадайте загадки. Запишите антонимы и укажите часть речи Слайд 9: Я антоним к слову зной, Я в реке, в тени густой И в бутылке лимонада, А зовут меня — … (прохлада) Слайд 10: Я антоним к слову лето, В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я… (зима)
— Какими частями речи могут быть антонимы?
— Действительно, антонимами бывают не только имена прилагательные, но и слова других частей речи Слайд 11: Антонимами бывают не только имена прилагательные, но и слова других частей речи. |
— выписать антонимы, дописать безударные окончания прилагательных, обозначить орфограмму. 1. Прочитаем словосочетания 2. Подберем антонимы 3.Безударные окончания имен прилагательных будем проверять
— …
— огурец только что сорванный с гряды, спелый, не обработанный (не соленый, не маринованный) — только что испеченный хлеб — дождик с небольшой продолжительностью — не глубокий ручей — свежий – дряблый, свежий – чёрствый, мелкий – крупный, мелкий — глубокий
— не все слова имеют одно и тоже значение. Одинаковые антонимы могут подходить не ко всем словам — Имена прилагательные свежий, мелкий имеют несколько значений, это многозначные слова, поэтому нужен антоним для каждого значения слова
— да
— наречиями — зной – прохлада, лето – зима. Имена существительные
— наречиями, прилагательными |
6. Итог урока |
|
— Что такое антонимы? Какую роль играют антонимы в речи? (пословицы, художественные произведения) — приведите примеры имен- прилагательных — антонимов которые называют качества человека — Как проверять орфограммы в окончаниях имен прилагательных-антонимах? — Нашли ли вы ответы на поставленные в начале урока вопросы? |
— Слова с противоположным значением называют антонимами
— добрый – злой, смелый – трусливый, хитрый – простой…
— поставить вопрос. Узнаем новые слова, научимся пользоваться антонимами в речи, будем учиться правильно, писать имена прилагательные.
|
7. Домашнее задание |
|
— упр.337, стр.89, выучить определение на стр.81 Все ли вам понятно в этом задании? |
|
