X-PDF

Конспект урока по русскому языку на тему Буквы е-и в корнях с чередованием (5 класс)

Поделиться статьей

Е- И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

Домашнее задание: 1. Выписать все глаголы, указать вид и время.

2.От  любых трех глаголов образуйтеразные формы наклонения.

3. Найти в тексте и выписать парыоднокоренных слов.

Пока протирал рамку с нашей совместной фотографией,вспомнил, что уже давно собираюсь к вам в гости, моимилые друзья! Запираюблестящим ключиком свою дверь, готово – запер, теперь можно двинуться впуть! За селом расстилается гладкое зеркало большого озера, и низко отнего над лугами стелется туман.Я замер.Но вот заблестели первыелучи солнышка. Они зажигают маленькие огонёчки в каждой капельке росы.Эх, вот бы я так зажег ну хотя бы только одну капельку! Клочки тумана соберутся, создавая блистательную картину. Сердце замирает от восторга привиде чудес природы! Полученные эмоции не стереть из памяти никогда!

Протирал-стереть

Собираюсь- соберутся

Запираю-запер

Расстилается- стелется

Замер-замирает

Заблестели- блистательную

Зажигают- зажег

Ходурока

1.     Повторение

Ø  Изпредложенных слов составьте пословицы (СЛАЙД):

1. Найдешь, зимой,летом, что, соберешь, то, на столе.
2. А, лето, поедает, зима, собирает.

Чтолетом соберешь, то зимой на столе найдешь.

Летособирает, а зима поедает.

·        Объясните смысл этих пословиц. Выделите видовую пару глаголов,образованных с помощью одинаковых приставок (соберешь-собирает). Произведите ихморфемный разбор.

·        От глагола СОБИРАЕТ образуйте три наклонения (собирать, собиралбы, собирай).

 

2.     Пробное действие

 

Запишитевидовые пары глаголов, вставьте пропущенные буквы(СЛАЙД).

Соб…рать –соб…ру,          зап…рать –зап…реть
отд…рать – отд…ру,          зам…рать – зам…реть
бл…стать – бл…стеть,        уст…лать –уст..лить

Проверяем (выявляемошибки)

 

3.     Работа с домашним заданием. Открываемновые знания

— Ребята, какиеоднокоренные слова вы выписали дома? Прочитайте их, называя корень(СЛАЙД). Вчем особенность таких корней?

— Какназываются такие корни? (корни с чередованием).

— Сформулируйтетему урока (корни с чередованием букв е-и).

— На какиевопросы мы сегодня должны с вами ответить? (каковы условия написания данныхкорней?).

— Встречались ли вы раньше с чередующимисякорнями? (Да, с корнями –лаг-/-лож-, -рос-/    -раст- (-ращ-)).

— От чего зависело написание гласных вэтих корнях? (от согласных букв в корне).

Давайте понаблюдаем над словами, скоторыми вы работали дома, найдите закономерность, от которой зависит написаниегласных в корне. У вас на столах лежат листики, на них, работая в парах,составьте схему этого правила.

Протирал-стереть

Собираюсь- соберутся

Запираю-запер

Расстилается- стелется

Замер-замирает

Заблестели- блистательную

Зажигают- зажег

 

Составьте его схему. (СВЕРЯЕМ СХЕМЫ)

·        Запомни рифмовку! (повторяем 3раза все вместе)

Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1490

Если послекорня – А,

В корне будет Ивсегда!

(Вот пример запоминай:

«Ноги вытер?ВытирАй!»

·        Сравните вывод с правилом вучебнике.

·        Давайте вернемся к нашимглаголам и исправим все свои ошибки.

 

 

4.     Проверяем понимание

Ø РАБОТА В ПАРАХ Запишите слова,вставьте пропущенные буквы (на слайде), (комментируем с места).

Расст..лить,уб..рать, зам..реть, зап..рать, обж..гать, зад..ру, выт..рать, бл..стать.

Ø РАЗВИТИЕ РЕЧИ Составьтенебольшой текст  на тему сегодняшнего учебного дня, используя слова, имеющиекорни с чередованием.

Опорныеслова: разб..рать, соб..раться,переб..рать, бл..снуть, зам..реть, зам..рать, бл..стать, ст..реть, выч..тать;изл..гать, предл..жить, разл..жить, сл..гаемое, сл..жение,  нар..стание.

5.     Рефлексия

Отвечаем навопросы, заданные в начале урока.

6.     Домашнее задание

На выбор:

-На отдельномлистике придумать задание на тему «Чередующиеся гласные е-и в корне» (карточка,тест, игра…)

-упр. 599, 600.

Следующий урокначинаем с самостоятельной работы.

 

Ø САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

А1. Укажите рядслов, в которых на месте пропуска пишется буква е:

1.зап..ретьдверь, бл..стеть на солнце, выт..реть пыль

2.выт..ратьсо стола, зап..реть дверь, расст..лю скатерть

3.зам..раетот страха, расст..лил ковер, выб..рать марки

А2. Укажите рядслов, в которых на месте пропуска пишется буква и:

1.подб..ратьключ, отп..раю замок, зам..реть от радости

2.пришлиизб..ратели, отп..раю замок, зам..рать от радости

3.прот..ратьполки, зам..рли звуки, соб..рает ягоды

4.уп..раетсяв потолок, бл..стательный успех, бл..снуло вдали

В3. Укажитепредложения, где на месте пропуска пишется буква е.

1.Всезам..рло.

2.Кругом заж..гаются огни.

3.Сердцезам..рает от страха.

4.Мать выт..рла ручку ребенка.

5.Пчелы соб..рают мед.

6.Пчелы соб..рут мед и улетят в улей.

7.Дуб вершиной уп..рается в облака.

8.Спортсмены одержали бл..стательную победу.

9.Бл..снуло вдали озеро.

10.Перед домом расст..лается луг.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1490

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет