Конспект урока изучение нового поорфографии
Тема: БуквыИ-Ы после Ц. (Учебник С.И.Львовой, В.В.Львова. Русский язык. 5 класс. 2 часть).
Обучающая цель:дать новые знания по теме «Буквы и-ы после ц»; формировать на основе полученныхзнаний и умений навыки грамотного письма слов с буквами и-ы после ц.
Задачи:
1) Организовать опорное повторениесведений о частях слова; о правописании гласных.
2) Познакомить учащихся с правиломнаписания буков И-Ы после Ц.
3) Научить способу применения новыхтеоретических сведений в процессе выполнения тренировочных упражнений.
4) Проверить усвоение новых знаний исформированность умений выбора гласных И-Ы после Ц.
1.Организационный момент: приветствиеучителя.
2.Проверка домашнего задания.
На дом было задано упр.485
1) Определить каково происхождениезаимствованных слов вентиляция, бухгалтер, карандаш, микстура, маршал.Составить и записать предложения с данными словами (Проверяем получившиесяпредложения вместе по цепочке).
2) Назвать особенность произношения слова бухгалтер(Отвечает один из учеников).
3.Воспроизведение теоретическихсведений, полученных на предыдущих уроках. Опорное повторение (подход к новойтеме).
Произнесите слова вслух и определите,какой звук вы слышите на месте пропусков, запишите слова в тетрадь.
Огурц…,ш…рь, ц…рк, ч…вство, ц…плёнок, ч…ща, акац…я.
· Какими правилами вы руководствовались принаписании этих слов?
Посмотрите, как пишутся эти слова.
Огурцы, ширь, цирк, чувство,цыплёнок, чаща, акация.
· В каких словах вы допустили ошибки? Ккаким словам не удалось сформировать (вспомнить) правило?
Наша задача – разобраться, когдапосле ц нужно писать Ы, а когда – И.
· Какова же тема нашего урок?
4.Объяснение ново материалачастично-поисковый метод.
На доске написаны слова:авиация, цыган, цитрусовые, лисицын, эволюция, на цыпочках, скворцы, синицын, цыпленок, огурцы, цитата.
Вопросы к классу.
· Как вы думаете на какие группы можноразделить слова? Сколько их будет?
· Какими основаниями для выделения групп выруководствовались? Аргументируйте свой ответ.
Задание к классу.
Распределите слова в таблицу,озаглавьте колонки, которые отражают основания для распределения. Впишите вколонки по два своих примера на каждый случай. Составьте предложение с одним изслов, записанных в таблице, подчеркните главные и второстепенные члены.
? |
? |
? |
? |
|
|
|
|
? |
Вопросы к классу.
· Все ли слова для вас понятны? (Работа,если это необходимо со словарем, записать значения слов в тетради).
· Возникли ли вопросы по распределению слов?
Задание к классу.
Сделать вывод о том, что необходимоучитывать, чтобы написать слово с буквами И-Ы после Ц правильно?
После обсуждения делаются выводы,ученики открывают учебник на стр.41 и сверяют свои выводы с теоретическимматериалом в параграфе, знакомятся с готовой таблицей предоставленной учителемсопоставляя ее с самостоятельно составленной.
|
|
|
|
|
|
|
|
Искл.: |
5. Обучение способу применения правила.
Определимкак надо рассуждать, чтобы не допустить ошибок. Формулируем способ применениянового правила при помощи алгоритма.
Алгоритм
1. Найдите в предложении (словосочетании)слово с буквами И-Ы после Ц
2. Если буквенное сочетание с Ц пишется:
· Вкорнях слов
пишется И
· В словах на -ция
Исключения: Цыганна цыпочках чыкнул цыпленку: «Цыц»!
Если буквенноесочетание с Ц пишется:
· В окончаниях
пишется Ы
· В словах с суффиксом –ЫН
При рассуждении используй образец:
Образец рассуждения:
Информация – если буквенноесочетание с Ц пишется в корне слова, и не является исключением, то пишетсябуква И.
6. Система тренировочных упражнений.
Упражнение 1(только нановое правило, выполняется коллективно)
Прием выполнения: скомментарием у доски, запись по образцу в тетрадях.
Циферблат, делегация, цифра,цыпленок, спицы.
Самостоятельно продолжить работу втетрадях.
Записываемслова: Белолицый, куницын, цыкнуть, конституция.
Проверка написанного и объяснениевсех орфограмм.
Словарная работа: что означает слово делегация,конституция? Обращение к словарю.
Упражнение 2(новое +повторение частей слова, прилагательного).
Прием выполнения: 1) скомментарием, запись по образцу в тетрадь; 2) самостоятельно, запись по образцув тетрадь (совместная проверка с учителем)
Заданиие:
1) Выписать слова с цы, графическипоказать, в какой части слова после ц пишется буква ы.
Образец: огурц ы
2) От слов на –ция образуйте именаприлагательные.
Образец:лекция – лекционный
Демонстрация, дворцы, продавцы, дезинфекция,цирк, буфетчицы, репетиция, отличницы, станция.
Упражнение 3 (новое +повторение деления слова на слоги).
Прием выполнения:придумать и проговорить слова по образцу.
Задание: подберитеслова на –ция, проговарите их по слогам.
Образец: Репетиция – ре-пе-ти-ци-я
Упражнение 4(промежуточный контроль).
Прием выполнения:словарный диктант.
Задание: Учительдиктует слова по пройденной теме, ученики, вспоминая правило, записывают их втетрадь, взаимопроверка по ответам данным учителем на доске.
Цирковой, цитата, цыпочки, операция,цыц, традиция, секция, цыганский, у ящерицы, с улицы, циркуль, панцирь,молодцы, цифра, лисицын.
7. Подведение итогов урока ивыставление оценок.
Формирование связногоустного ответа на вопрос:
· От каких условий зависит написание буковИ-Ы после Ц?
Домашнее задание: § 48,выучить правило;упр. 490.
Повторение на уроке
фонетика |
лексика и фразеология |
морфемика и словообразование |
морфология |
синтаксис и пунктуация |
орфография |
речь |
Правописание гласных после шипящих и ц |
Объяснение лексического значения слов: делегация, конституция, эволюция, цитата. |
Выделение частей слова |
Имя прилагательное |
Однородные члены предложения. |
Буквы И-Ы после Ц |
Устное связное высказывание |
Страница из тетради ученика
Классная работа.
Буква и-ы после ц.
Огурцы, ширь, цирк, чувство,цыплёнок, чаща, акация.
|
|
|
|
Цистерна Цитрусовые Цирк Циркуль |
Авиация Информация Демонстрация Делегация |
Огурцы Скворцы Ресницы Улицы |
Синицын Лисицын Сестрицын Куницын |
Искл.: цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнуть, цыц |
Сегодня мы пойдемв цирк.
Циферблат,делегация, цифра, цыпленок, спицы. белолицый, куницын, цыкнуть, конституция.
1) Дворц ы , продавц ы , буфетчиц ы , отличниц ы .
2)Демонстрация – демонстрационный,дезинфекция – дезинфекционный, репетиция – репетиционный,станция – станционный.
Цирковой, цитата, цыпочки, операция,цыц, традиция, секция, цыганский, у ящерицы, с улицы, циркуль, панцирь,молодцы, цифра, лисицын.
(72 слова)
Составитель: СтариковаЕкатерина Николаевна,
учитель русского языка и литературы. Г.Пермь.
