X-PDF

Конспект урока по русскому языку на тему: Буквы И-Ы после Ц. (Учебник С.И.Львовой, В.В.Львова. Русский язык. 5 класс. 2 часть.).

Поделиться статьей

Конспект урока изучение нового поорфографии

Тема: БуквыИ-Ы после Ц.  (Учебник С.И.Львовой, В.В.Львова. Русский язык. 5 класс. 2 часть).

Обучающая цель:дать новые знания по теме «Буквы и-ы после ц»; формировать на основе полученныхзнаний и умений навыки грамотного письма слов с буквами и-ы после ц.

Задачи:

1) Организовать опорное повторениесведений о частях слова; о правописании гласных.

2) Познакомить учащихся с правиломнаписания буков И-Ы после Ц.

3) Научить способу применения новыхтеоретических сведений в процессе выполнения тренировочных упражнений.

4) Проверить усвоение новых знаний исформированность умений выбора гласных  И-Ы после Ц.

1.Организационный момент: приветствиеучителя.

2.Проверка домашнего задания.

На дом было задано упр.485

1)                Определить каково происхождениезаимствованных слов вентиляция, бухгалтер, карандаш, микстура, маршал.Составить и записать предложения с данными словами (Проверяем получившиесяпредложения вместе по цепочке).

2)                Назвать особенность произношения слова бухгалтер(Отвечает один из учеников).

3.Воспроизведение теоретическихсведений, полученных на предыдущих уроках. Опорное повторение (подход к новойтеме).

Произнесите слова вслух и определите,какой звук вы слышите на месте пропусков, запишите слова в тетрадь.

Огурц…,ш…рь, ц…рк, ч…вство, ц…плёнок, ч…ща,  акац…я.

·                   Какими правилами вы руководствовались принаписании этих слов?

Посмотрите, как пишутся эти слова. 

Огурцы, ширь, цирк, чувство,цыплёнок, чаща, акация.

·                 В каких словах вы допустили ошибки? Ккаким словам не удалось сформировать (вспомнить) правило?

Наша задача – разобраться, когдапосле ц нужно писать Ы, а когда – И.

·                 Какова же тема нашего урок? 

4.Объяснение ново материалачастично-поисковый метод.

На доске написаны слова:авиация, цыган, цитрусовые, лисицын, эволюция, на цыпочках,  скворцы, синицын, цыпленок, огурцы, цитата.

Вопросы к классу.

·                   Как вы думаете на какие группы можноразделить слова? Сколько их будет?

·                   Какими основаниями для выделения групп выруководствовались? Аргументируйте свой ответ.

Задание к классу.

Распределите слова в таблицу,озаглавьте колонки, которые отражают основания для распределения. Впишите вколонки по два своих примера на каждый случай. Составьте предложение с одним изслов, записанных в таблице, подчеркните главные и второстепенные члены.

 

?

?

?

?

 

 

 

 

?

 Вопросы к классу.

·                   Все ли слова для вас понятны? (Работа,если это необходимо со словарем, записать значения слов в тетради).

·                   Возникли ли вопросы по распределению слов?

Задание к классу.

Сделать вывод о том, что необходимоучитывать, чтобы написать слово с буквами И-Ы после Ц правильно?

После обсуждения делаются выводы,ученики открывают учебник на стр.41 и сверяют свои выводы с теоретическимматериалом в параграфе, знакомятся с готовой таблицей предоставленной учителемсопоставляя ее с самостоятельно составленной.

 

ци

____ци  я

_____ц  ы

____цын

 

 

 

 

Искл.:

 

5.  Обучение способу применения правила.

Определимкак надо рассуждать, чтобы не допустить ошибок. Формулируем способ применениянового правила при помощи алгоритма.

 

Алгоритм

1.     Найдите в предложении (словосочетании)слово с буквами И-Ы после Ц

2.     Если буквенное сочетание с Ц пишется:

·       Вкорнях слов

                                        пишется И

·       В словах на  -ция       

Исключения: Цыганна цыпочках чыкнул цыпленку: «Цыц»!

       Если буквенноесочетание с Ц пишется:

·       В окончаниях

                                                       пишется Ы

·       В словах с суффиксом –ЫН

При рассуждении используй образец:

Образец рассуждения:

Информация – если буквенноесочетание с Ц пишется в корне слова, и не является исключением, то пишетсябуква И.

6. Система тренировочных упражнений.

Упражнение 1(только нановое правило, выполняется коллективно)

Прием выполнения: скомментарием у доски, запись по образцу в тетрадях.

Циферблат, делегация,  цифра,цыпленок, спицы.

Самостоятельно продолжить работу втетрадях.

 Записываемслова: Белолицый, куницын, цыкнуть, конституция.

Проверка написанного и объяснениевсех орфограмм.

Словарная работа: что означает слово делегация,конституция? Обращение к словарю.

Упражнение 2(новое +повторение частей слова, прилагательного).

Прием выполнения: 1) скомментарием, запись по образцу в тетрадь; 2) самостоятельно, запись по образцув тетрадь (совместная проверка с учителем)

Заданиие:

1)                Выписать слова с цы, графическипоказать, в какой части слова после ц пишется буква ы.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.27%
НЕТ
38.73%
Проголосовало: 1482

Образец: огурц ы

2)                От слов на –ция образуйте именаприлагательные.

Образец:лекция – лекционный

Демонстрация, дворцы, продавцы, дезинфекция,цирк, буфетчицы, репетиция, отличницы, станция.

Упражнение 3 (новое +повторение деления слова на слоги).

Прием выполнения:придумать и проговорить слова по образцу.

Задание: подберитеслова на –ция, проговарите их по слогам.

Образец: Репетиция – ре-пе-ти-ци-я

Упражнение 4(промежуточный контроль).

Прием выполнения:словарный диктант.

Задание: Учительдиктует слова по пройденной теме, ученики, вспоминая правило, записывают их втетрадь, взаимопроверка по ответам данным учителем на доске.

Цирковой, цитата, цыпочки, операция,цыц, традиция, секция, цыганский, у ящерицы, с улицы, циркуль, панцирь,молодцы,  цифра, лисицын.

7. Подведение итогов урока ивыставление оценок.

Формирование связногоустного ответа на вопрос:

·                   От каких условий зависит написание буковИ-Ы после Ц?

Домашнее задание: § 48,выучить правило;упр. 490.

 

Повторение на уроке

 

фонетика

лексика и фразеология

морфемика и словообразование

морфология

синтаксис и пунктуация

орфография

речь

Правописание гласных после шипящих и ц

Объяснение лексического значения слов: делегация, конституция, эволюция, цитата.

Выделение частей слова

Имя прилагательное

Однородные члены предложения.

Буквы И-Ы после Ц

Устное связное высказывание

 

Страница из тетради ученика

Классная работа.

Буква и-ы после ц.

Огурцы, ширь, цирк, чувство,цыплёнок, чаща, акация.

ци

____ци  я

_____ц  ы

____цын

Цистерна

Цитрусовые

Цирк

Циркуль

Авиация

Информация

Демонстрация

Делегация

Огурцы

Скворцы

Ресницы

Улицы

Синицын

Лисицын

Сестрицын

Куницын

Искл.: цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнуть, цыц

 

 Сегодня мы пойдемв цирк.

Циферблат,делегация,  цифра, цыпленок, спицы. белолицый, куницын, цыкнуть, конституция.

1) Дворц ы  , продавц ы  , буфетчиц ы , отличниц ы  .

2)Демонстрация – демонстрационный,дезинфекция – дезинфекционный,  репетиция – репетиционный,станция – станционный.

Цирковой, цитата, цыпочки, операция,цыц, традиция, секция, цыганский, у ящерицы, с улицы, циркуль, панцирь,молодцы,  цифра, лисицын.

(72 слова)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: СтариковаЕкатерина Николаевна,

 учитель русского языка и литературы. Г.Пермь.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.27%
НЕТ
38.73%
Проголосовало: 1482

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.27% НЕТ 38.73% Проголосовало: 1482


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.27% НЕТ 38.73% Проголосовало: 1482


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.27% НЕТ 38.73% Проголосовало: 1482


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.27% НЕТ 38.73% Проголосовало: 1482


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.27% НЕТ 38.73% Проголосовало: 1482


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет