Конспект урока по русскому языку
Темаурока: «Число имен существительных».
Цель:создать условия для знакомства с понятием об изменении имен существительных по числам, способствовать развитиюмышления, устной и письменной речи.
Задачи урока: научитьсяупотреблять имя существительное в единственном и множественном числе, развиватьнаблюдательность и речь учащихся, прививать интерес к новому, обобщитьполученные знания об имени существительном.
Ход урока
I.Мотивация.
Растираемладошки руками, чувствуем тепло и подарим это тепло своему соседу. Теперьдружно сядем, проверим готовность и начнем.
II.Актуализациязнаний.
Каллиграфическая минутка.
Назовитепарные согласные по глухости-звонкости. Остановимся на букве Д. Постараемсякрасиво написать по образцу.
Словарная работа.
Учащиесяоткрывают карточку со словами, записывают. Подчеркивают орфограммы, называютчасть речи. Далее среди выписанных слов находят лишнее. Лишнее слово – это имясуществительное во множественном числе.
Постановка учебной задачи.
Сегоднямы с вами на уроке сделаем новое открытие об имени существительном.
Длятого, чтобы открыть новое об имени существительном, надо вспомнить, а что мыуже знаем о существительном.
Надоске учитель переворачивает карточки «Имя существительное» и проводитстрелочки. Раздаем детям карточки с заданием про имя существительное, детиработают в парах, вставляют пропущенные слова, исправляют ошибки.
Устноспрашиваем учащихся о том, что уже нам известно об этой части речи. Затемответившие ученики выходят к доске, переворачивают карточки и проверяют себя.
Давайтепроверим, как вы работали в паре. Молодцы!
Оказывается,это не все. Кое-что еще про имя существительное мы должны узнать. Выскажитесвои предположения.
III.Самоопределение к деятельности.
Давайтепопробуем сыграть в игру «Наоборот». Например, ведро-вёдра. Готовы? Дом-…,пчела-…, зубы-…, спички-…, монета-…, гнездо-…, столы-…, стул-… и т.д.
Определение темы урока
Каквы думаете, какова тема нашего урока? (Изменение имен существительных по числам.)
Ктопопробует сформулировать задачи урока? (Научиться определять число именсуществительных, научиться изменять имена существительные по числам)
-Итак,сколько предметов может назвать имя существительное?
Надоске
Имя существительное Изменяется по _________
|
||||
обозначает один предмет
______________число
|
_________________ число
|
Давайтесделаем вывод.
Проверимправильность нашего вывода в учебнике на стр.61,62.
Детисравнивают выводы с правилом в учебнике.
(Обозначениеед.ч. и мн.ч.)
Детирассказывают правило по схеме-таблице.
IV.Практическая работа по теме.
Атеперь давайте, будем учиться различать имена сущ. единственного имножественного числа.
Прочитайтеслова. Что вы о них можете сказать? Распределите слова в 2 столбика (1- ед.ч.;2- мн.ч).Упр. 105.
V.Физкультминутка.
Игра «Один – много»
Еслия называю слово, которое стоит в единственном числе, то вы поднимете руки вверх;если слово стоит во множественном числе, то вы присаживаетесь.
Автобусы, медведь, аллея, коньки, вороны, сороки, отец, ягоды.
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой.
Вставьпропущенные буквы. Запиши проверочные слова, изменив форму имён существительных. Укажи число имён существительных.
ст_лы-________
р_ды-_____________
к_за-_______________
в_сна-_______________
в_лна-_______________
ст_на-_______________
стр_на-______________
Вкаких случаях мы используем изменение имён существительных по числам?
Дляпроверки безударного гласного в корне слова.
VII.Рефлексия.
Мини-текст
Распределитеимена существительные в две группы по числам
(Iв.- ед.ч.; II в. — мн.ч..) Самопроверка и оценка.
Дождь, малыши, чайник, груши, чайка, машины.
Сверка выводов и задач урока
Рефлексия Светофор: зелёный -без ошибок,жёлтый- одна ошибка, красный -две ошибки.
VIII.Подведение итогов урока.
-Ребята, а какую цель вы ставили в начале урока? Чему должны были научиться?
-Что вы узнали и чему научились на уроке.
VIII.Домашнее задание: стр. 61, упр. 108.