Индивидуальное задание
Конспект 4
Типурока: урок изучения нового
Класс: 5
Тема урока: «Этикетные слова»
Цели урока: формированиепредставления о том, что речевой этикет — это правила речевого поведения.
Задачи:
1. датьзнания по теме «Этикетные слова»; формировать представление о том, что речевойэтикет — это правила речевого поведения.
2. Формироватьумение уместно употреблять некоторые этикетные формулы приветствия, прощания,просьбы, благодарности и т. д. в соответствии с речевой ситуацией.
Оборудование:Русский язык. 5 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М. М. Разумовскаяи др. – М.: Дрофа, 2019. — 317 с.;
Русский язык: 5класс: методическое пособие к учебнику М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос, В. В. Львова / М. М. Разумовская, С. И.Львова, В. И. Капинос и др. — М.: Дрофа, 2019. — 260 с. —(Российский учебник).
Метод изучения нового материала:объяснительно-иллюстративный
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Орг. момент (1-3 мин.) |
Придумано кем – то. Просто и мудро — Итак, ребята, о чем это стихотворение? Выделим ключевые слова — Какие ассоциации вызывает у вас это слово? — Ребята, какие вы знаете стихи, песни, пословицы о добрых словах, доброте? Слайд 2. Пословицы |
Учащиеся отвечают на приветствие, открывают тетради, записывают число и классная работа.
(доброта, добрый) (помогать друг другу, не обижать, солнце, весна, заботиться) Дети вспоминают пословицы о доброте. |
Изучение нового (5-15 мин.) |
— Каждый язык имеет особую группу слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником. Как называются такие слова? -Запишите тему нашего урока Слайд 3 Какой может быть сегодня цель нашего урока? Что вы ждете от сегодняшнего урока? Обговорите это в паре и запишите в карту деятельности (1 — 4 пункты). Карта деятельности ученика. Мои шаги в освоении темы: 1. Целеполагание 2. Что я знаю об этикетных словах? 3. Что хотел бы узнать? Итак, обратимся к словарю. Слайд 5 Этикет, этикетные слова, вежливые слова — Как вы думаете, зачем люди придумали вежливые слова? И нужны ли они человеку, может быть, можно обойтись и без них? — Конечно, вы правы. Эти слова приносят в нашу жизнь и теплоту, и дружбу, и улыбку. От них становится ярче и радостнее всем. Ведь поблагодарить, пожелать добра и счастья, поздороваться – это значит подарить кому-то капельку солнца, радости. Слайд 6. Группы вежливых слов — Итак, всякий уважающий себя человек, человек культурный и воспитанный, обязательно использует в своей речи этикетные слова. — Сегодня на уроке мы попробуем создать устный журнал. Вы знаете, что каждый журнал живёт по своим законам, у каждого свое название. Я предлагаю назвать наш журнал «Этикет на каждый день». Можно я сегодня буду редактором этого журнала, а вы моими помощниками. Слайд 7. Я предлагаю первую страницу назвать «Здравствуйте». (Учитель рассказывает историю слова) — А какие ещё формы приветствия вы знаете? Давайте вспомним, какие формы приветствия мы используем в зависимости от ситуации. Слайд 10. здравствуй (те) — наиболее употребительное добрый день (утро, вечер) — дружеское, с указанием на время встречи привет — дружеское, фамильярное здорово — дружеское, чаще между мужчинами А теперь найдем среди данных выражений (слайд 11) те, которые в настоящее время можно воспринимать как фразеологизмы Индивидуальная работа. Выпишите их в тетрадь и добавьте 2-3 выражения, которые вы хотели бы начать употреблять в своей речи. Итак, мы приходим к выводу, что в русском языке очень много слов приветствия друг друга.
|
Этикетные слова
Записывают тему урока
Выполняют задание учителя: формулируют цель урока, посовещавшись в парах на специальных карточках шаги в освоении темы.
Дети отвечают на вопрос учителя.
(легок на помине, сколько лет сколько зим и т.д.)
Дети выписывают в тетрадь выражения. |
Закрепление (20-30 мин.) |
Работа в группах: Теперь разыграем речевые ситуации. Выберите правильное приветствие. 1. Встречаются друзья: — Добрый день! — Лёгок на помине! — Как дела? — Да все нормально. 2. Встреча с пожилым человеком. — Привет, Марья Ивановна. — Здравствуйте, Марья Ивановна. — Не правда ли сегодня хорошая погода? — Да, погода замечательная 1-ая страница завершена. Пора создавать новую страницу. Вторая страница. Эта страница называется «Будьте добры!» (урок вежливости) Запись слов в тетрадь (Учитель рассказывает историю слов спасибо, пожалуйста, благодарю, извините). Слайд 15. — В жизни бывают такие ситуации, когда человек не может выполнить просьбу, с которой к нему обратились. Ребята, а приходилось ли вам, когда–нибудь отказывать в просьбе? А знаете ли вы, что отказать можно тактично? С помощью чего это возможно сделать? Формулировка отказа в выполнении просьбы может быть следующей (слайд 16): Из упражнения 342 выберите те слова, которые помогут ему смягчить отказ. —А сейчас предлагаю вам поработать в парах: один человек просит другого помочь ему, задача другого отказать, но сделать это в тактичной форме. Составьте диалог из 2-3 реплик. После выполнения задания несколько пар представляют речевые ситуации. А теперь закрепим материал. Продолжаем работу в группах. Переделать текст так, чтобы в нем были этикетные слова 1). Денис нажал на звонок. За дверью раздался голос пожилого человека: -Кто там? -Откройте! -Зачем? -Чего вы боитесь, я сосед ваш. Давайте деньги, я продукты куплю. -На свои покупай. -Вы старая и больная, и одинокая к тому же, забыли, что ли? -Ну, купи, голубчик. 2). Пятиклассник Валера входит в автобус и видит знакомую бабушку. В транспорте очень тесно. -Здорово, бабуля! – кричит Валера знакомой бабушке. -Здравствуй, сынок! – отвечает бабушка. Валера достал из кармана деньги и пытается передать их водителю, чтобы оплатить проезд. -Будь другом! Передай деньги за проезд! — обращается он к бабушке. -Извини, сынок, я не могу подняться. -Сделай одолжение, передай деньги! – обращается он к незнакомому мужчине. -Мне очень жаль, но я не могу тебе помочь. -Эй, передай деньги! -Еще чего! Продолжаем работу в группах: 1. Ты знаешь, что одну и ту же просьбу можно выразить по-разному. Выбери наиболее вежливую форму для объявления в школьной столовой. 1. Убирайте за собой посуду! 2. У нас посуду убирают сами. 3. Не забыл ли ты убрать за собой посуду? 2. Выбери наиболее вежливое выражение просьбы. 1. Уступите, пожалуйста, место моей бабушке. 2. Извините, не уступите ли Вы место моей бабушке? 3. Уступите бабушке место, вы что, не видите, старый человек еле стоит? Работа с классом. Предлагаю рассмотреть ещё одну ситуацию, в которой герой тоже использовал вежливые слова для своей просьбы, но что из этого получилось (чтение учителем отрывка). На остановке в трамвай вошел человек. Все заметили, что у него нет ноги. Протез. Это заметила и девочка, сидевшая на переднем сиденье. Она быстро вспорхнула со своего места и громко, на весь вагон, чтобы все поняли, какая она воспитанная и добрая, сказала: — Садитесь, пожалуйста, дяденька. Вам же очень тяжело стоять! Всем стало неловко, а мужчина покраснел и не знал, куда себя деть. На следующей остановке он вдруг взял и вышел из трамвая. Девочка удивилась, чем это все недовольны, ведь она уступила инвалиду свое место и сделала это очень вежливо. Представленная информация была полезной? ДА 59.26% НЕТ 40.74% Проголосовало: 1129 — Что девочка сделала неправильно? — Почему все её осудили? Вы, конечно, помните сказку “Садко”. Представьте себе, что вы попали в подводное царство и Царь предлагает сундук с великолепными морскими сокровищами, чтобы ты остался у него навсегда. Какой вариант отказа ты выберешь? Слайд 17. 1. Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой. 2. О, Подводный Царь! Я бы с удовольствием взял любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоем царстве. 3. Благодарю тебя, о, Великий Царь, за прекрасные подарки! Но не могу взять их и остаться в твоем царстве, так как ждут меня друзья и невеста. Третья страница. Хотя до конца нашей встречи есть ещё время, я предлагаю назвать эту страницу «До свидания!». Слайд 17. Слайд 18. — До свидания говорит о том, что новое свидание состоится. Прощай(-те)! может означать прощание надолго или даже навсегда. Расстаются на ночь, до следующего дня, поэтому и выражения прощания это помечают. В ситуации, когда уходят ненадолго, и встреча снова предстоит — Мы ещё увидимся. (в учебнике: До скорого!). Уезжающему при прощании желают Счастливого пути!, а тот, в свою очередь ответит: Счастливо оставаться! Итак, мы с вами вспомнили наиболее употребительные русские выражения прощания. Работа в группах: А теперь вновь речевые ситуации: У вас на партах листочки. Вы должны вместо точек вставить слова прощания. 1. Скажу Лисичке на прощание: … (До встречи или до свидания!) Добавлю так же: — … (Будь здорова!) — Мы завтра поиграем снова! 2. — Куда, Козлёнок, держишь путь? — А… всё равно! Куда-нибудь! — Тогда … (счастливого пути!) Скорей куда-нибудь прийти! 3. Так набегался щенок, Прямо валится он с ног! Засыпает и бормочет: Всем, всем, всем … (спокойной ночи!) — Ну вот мы и перевернули последнюю страничку нашего журнала… |
Дети работают в группе.
— Лёгок на помине!
— Здравствуйте, Марья Ивановна.
Извините, но я не смогу. Мне очень жаль, но я вынужден отказать. Как жаль, что я не смогу помочь вам! Мне так хочется помочь вам, но, к сожалению, в этот раз не смогу.
3-я форма самая вежливая, так как в ней нет прямого побуждения к действию.
1-2 показывают вежливость, а 3-й недостаточность вежливости.
1 – царь рассердится на тебя и бросит в темницу 2 – почему все-таки ты не можешь остаться? (нет причины отказа) 3 – правильный ответ.
|
Итоги урока и дом. задание (1-2 мин.) |
Рефлексия. Вернемся к карте деятельности. Заполним оставшиеся пункты. Учащиеся зачитывают свои записи Открыли ли вы для себя что-то новое? Что вы чувствовали? Когда было трудно? Чему удивились? Что пожелаете самим себе? А мне? Как здорово говорить друг другу приятные, добрые слова. Мне нравится с вами работать. Большое спасибо за урок, Вы были сегодня молодцы, всего вам доброго! Друзья мои, внушайте людям веру, Дома: правило+ упр 344 |
Учащиеся задают возможные вопросы. |