X-PDF

Конспект урока по русскому языку на тему: Изменение имен прилагательных по падежам.

Поделиться статьей

Тема: Изменение именприлагательных по падежам.

Тип урока: Открытый урок (ОНЗ).

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с формами прилагательных,формировать представление об изменениях имён прилагательных по падежам.

Задачи урока:

Образовательные:

·       формирование навыковписьменной речи (орфографических и каллиграфических);

·       познакомить детей сособенностями изменения имен прилагательных;

·       продолжить формировать уменияпользоваться правилами и применять их на практике.

Развивающие:

·       развитие  речи, памяти,внимания, мыслительных операций анализа и синтеза, воображения;

·       развитие орфографическойзоркости и фонематического слуха.

Воспитательные:

·       воспитание прилежания,интереса к учебному труду, к русскому языку.

Оборудование:

·       для учителя: учебник, раздаточный материла, презентация.

·       для ученика: пенал, учебник, тетрадь, раздаточный материал.

Универсальные учебные действия (УУД):

1.    Личностные УУД:

1.1    учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

1.2   способность к самооценке на основе критерия успешности учебнойдеятельности.

 

2.    Регулятивные УУД:

2.1    целеполагание как постановка учебной задачи на основесоотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещёнеизвестно;

2.2     оценка — выделение и осознание обучающимся того, что ужеусвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценкарезультатов работы;

2.3     развитие навыков саморегуляции, запоминания учебной целина весь урок.

 

3.    Познавательные УУД:

3.1. Общеучебные универсальные действия:

3.1.1 осознанное и произвольное построение речевого высказывания вустной и письменной форме;

3.2 Логические универсальные действия:

3.2.1 умение правильно применить изученное правило на письме.

 

4.    Коммуникативные УУД:

4.1 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации;

4.2.  умение слушать и понимать речь других, а также управлятьповедением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Этапы урока

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Орг. Момент. Мотивация к дея­тельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8:30 – 8:31

Приветствие, проверка готовности обуча­ющихся к уроку, настрой обучающихся на работу.

— Здравствуйте, ребята! Садитесь. Пожалуйста, про­верьте свои рабочие места. У вас на столе должны находиться: учебник, рабочая тет­радь, пенал и дневник. На уроке мы не должны забывать о правильной посадке, от­вечаем только по поднятой руке, в тетрадях пишем аккуратным, разборчивым почерком.

Приветствуют учи­теля, визуально контро­лируют свою готов­ность к уроку,

рассаживаются за ра­бочие места.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Чистописание

 

 

 

 

 

 

 

-Формулировка темы и цели урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-работа с предложением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выявление

затруднения

8:31-8:33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8:33-8:35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8:36-8:40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8:40-8:44

Активизация обучающихся.

— Перед тем, как мы начнём,  подготовим руку к разборчи­вому и аккуратному письму, будем следить за посадкой, положением тетради и ручки в течение всего урока!

 

-Откройте тетради, отступите две строчки от предыдущей работы. Запишем сегодняш­нее число на первой строчке, а на второй словосочетание – «Классная работа».

 

-А теперь красиво и старательно пропишем соединения, представленные на нашей доске. Тетрадь лежит под наклоном.

имя   прил   ск  ло  не  ние    па  де  жи

-Покажите свою готовность правильной посадкой.

-Ребята, давайте вспомним, в каком разделе учебника вы работаете?

-Верно. А какие формы имен прилагательных вы уже знаете?

-Сегодня мы продолжим работу по этому разделу и познакомимся с новой формой имен прилагательных.

-С какой частью речи тесно связано имя прилагательное?

-В чем согласуется имя прилагательное с существительным?

-И остается ещё одна форма. Посмотрите внимательно на чистописание, там есть подсказка, с какой формой прилагательного мы будем сегодня работать? Кто догадался?

-Верно! А кто может сказать полностью тему нашего урока?

 

-Правильно! Имена прилагательные, как и имена существительные, изменяются по падежам.

— Какая цель урока будет? Что мы будем учиться делать, о чём узнавать?

И сегодня на уроке мы будем учиться изменять имена прилагательные по падежам.

 


— Прежде, чем мы перейдем к работе над новой темой, по традиции поработаем со словарём.

— На следующей строчке после чистописа­ния, с красной строки, записываем слово «Словарь». Я буду дикто­вать слова, вы бу­дете записывать слова в тетрадь, а некото­рые будут по очереди вы­ходит к доске и ра­ботать там.

— Кто хочет выйти к доске?

-После слова «Словарь» ставим двоеточие. Записываем слова на этой же строчке со строчной буквы.

— Первое слово — гвоздика. Проговори это слово. Ставим ударение. Подчеркиваем орфограмму.

— Ставим запятую. Следующее слово — поэт. Проговори это слово. Ставим ударение. Подчеркиваем ор­фограмму.

— Следующее слово – горох. Проговори это слово. Ставим ударение. Подчеркиваем орфограмму.

Следующее слово – погода. Ставим ударе­ние. Подчеркиваем орфограмму.

Следующее слово – песок. Ставим ударение. Подчеркиваем орфо­грамму.

Следующее слово – девочка. Ставим уда­рение. Подчеркиваем орфограмму.

— Следующее слово – сирень. Ставим уда-рение. Подчеркиваем орфограмму.

— И последнее слово на сегодня — ворона.

 

Давайте, устно составим словосочетания с этими словами, используя прилагательные.

-Хорошо, молодцы! Я составила одно предложение, и хочу, чтобы вы вместе со мной его записали в свои тетради. На следующей строчке, с красной строки, с заглавной буквы, пишем следующее предложение, давайте для начала я его прочитаю, потом продиктую:

Маленькая девочка смотрит в окно.

-Давайте подчеркнем главные члены предложения.

 

 

-Какое еще слово зависит от подлежащего девочка?

-Это какая часть речи?

-Зададим вопрос от подлежащего к этому слову.

— Верно. Подчеркиваем волнистой линией.

— Какие формы имеет имя существительное девочка? Определите род, число, падеж слова девочка. 

— А сможем ли мы определить число у имени прилагательного маленькая? А род? А падеж? 

— Падеж – мы пока не можем определить, так как не знаем правило. Это и будет нашей основной задачей урока.

 

 

 

 

 

 

Открывают тетради, записываю:

(Двадцать шестое  марта.

Классная работа.)

Учащиеся прописы­вают соединения. А затем отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

-Формы имен прилагательных.

 

 

-Род и число.

 

 

 

 

 

-Существительное.

 

-в роде/числе

 

-Склонение имен прилагательных (падеж имен прилагательных)

 

-Изменение имен прилагательных по падежам или склонение.

 

 

Предполагаемые ответы детей.

 

 

 

 

Учащиеся записывают словарь, выделяют ор­фограммы в словарных словах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гвозди’ка,

 

 

-поэ’т,

 

 

оро’х,

 

-пого’да,

 

 

-песo’к,

-де’вочка,

 

ире’нь,

 

оро’на.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Девочка – подлежащее, выражено существительным. Смотрит – сказуемое, выражено глаголом.

-Маленькая.

 

-Прилагательное.

-Девочка (какая?) маленькая.

 

 

 

-число, род и падеж.

-Девочка- женский род, единственное число, именительный  падеж.

-Маленькая – единственное число, женский род.

-Падеж не сможем, так как мы этого не изучали.

 

3.Открытие нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.62%
НЕТ
40.38%
Проголосовало: 1211

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физ.минутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Работа с текстом

8:45-9:05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Откройте учебники на странице 82.

-Прочитайте  определение, которое даёт нам мудрая сова после  темы урока.

А теперь сделаем упр. 143 устно. Внимательно  рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы.

 

-Какого рода имена существительные в первом столбике/ во втором/ в третьем?

-Итак,  следующий вопрос: по каким вопросам изменяются имена прилагательные в мужском роде/ в среднем / в женском роде?

-Хорошо. А какая часть в слове указывает, что имя прилагательное изменилось по падежам?

-Обратите внимание, что окончания имен прилагательных у нас с вами выделены жирным шрифтом, и каждое окончание в прилагательном совпадает с окончание вопроса, который мы задаем к нему от имени существительного (привожу пример).

-Ребята, посмотрите внимательно на таблицу, и ответьте на вопрос: Прилагательные, каких родов склоняются одинаково?

-Верно. В каких падежах вопросы у мужского и среднего рода различаются?

 

-Почему? От чего это зависит?

 

-Верно. Потому что в именительном падеже и винительном падеже мы задаем два вопроса: 1 вопрос для одушевленных предметов, а второй для неодушевленных. 

 

-Хорошо. Ребята, а какой вывод вы можете сделать, после разбора словосочетаний в таблице?

 

— Верно. Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и ПАДЕЖЕ, в каком стоит имя существительное. Поэтому, чтобы найти падеж имени прилагательного надо сначала определить падеж имени существительного.

-В каком падеже стоит имя существительное в этом словосочетании. Задай вопрос.

— Теперь задаем вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Задай вопрос.

-Хорошо. А если падеж имени прилагательного определяется  по падежу имени существительного, значит, имя прилагательное в каком падеже будет стоять?

-Прочитай, пожалуйста, правило на странице 83. Убедимся, что мы всё вывели правильно.

 . 

— Выполним устно упражнение 144.

-В этом упражнении вам нужно поставить первое словосочетание в им.п., второе словосочетание в р.п., третье словосочетание в д.п   и    т.п.

 

 

 

 

 

-Возьмите карточку. В этих карточках мы работаем по вариантам. Поднимите руку те, у кого 1 вариант/ 2 вариант.

-В этой карточке вам нужно от имени существительного задать правильный вопрос к имени прилагательному, а затем дописать у него окончание, записав его в специально пропущенное место. Но перед этим прочитаем правило на стр.83 под заголовком «Обрати внимание». На задание у вас есть 3 минуты. Можно начинать.

 

(Перед проверкой физ. пауза)

-Проверяем. Начнем с 1 варианта. Прочитай словосочетание, затем задай вопрос, который ты записал, и скажи, какое окончание ты вписал в пропущенное место. Начиная с Им.падежа и до конца. (Тоже самое 2 вариант)

-Поднимите руки, у кого были ошибки/ у кого не было ошибок.

-Ребята, у которых были ошибки, ничего страшного, продолжайте стараться. Остальные  молодцы.

-Давайте откроем учебник на странице 84 и выполним упражнение 146. Прочитай задание.

-Мы не будем писать с вами эти пословицы под диктовку, а просто спишем их в тетрадь без нумерации. После того, как вы их спишите, укажите падеж имён прилагательных, которые вы там найдете. Будем выделять точно так же, как в таблице на стр. 82. (Алгоритм выполнения упр.)Сначала найдем имя существительное подчеркнем его, определим его падеж, а затем найдем имя прилагательное подчеркнем его волнистой линией, от имени существительного зададим вопрос и покажем стрелочкой, и только потом подпишем падеж имени прилагательного. 

-На выполнение упражнения у вас есть  7-8 минут, затем проверим. Можете начинать.

-Давайте проверим упражнение. В первом предложении, какое словосочетание (сущ.+прил.) ты нашел? Начинай разбирать его.

-Следующее во втором предложении/ третьем/четвёртом/пятом? 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Все верно! Молодцы!

Открывают учебник.

 

Читают определение.

 

 

 

 

-1) мужского, 2) среднего, 3) женского.

 

Читают вопросы из таблицы по столбикам.

 

 

-Окончание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-В среднем и мужском роде.

 

 

 

-В именительном и винительном падеже.

-От того, является ли имя существительное одушевленным или неодушевленным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-в именительном.

 

 

-девочка (какая?) маленькая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И.п –дом(какой?) лесной;

Р.п – ягоды(какой?) лесной;

Д.п. – озеру (какому?) лесному;

В.п. – берег (какой?) морской;

Т.п. – волны (какой?) морской;

П.п. – (о) дне (каком?) морском.

 

 

 

Выполняют задание в карточках, а затем проверяют его.

 

 

Читают правило.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнение в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-1)Плохая шутка. (что?) шутка – Им.п. Шутка (какая?) плохая – Им. п.

 

-2)На чужой стороне. (на чем?) на стороне – П.п. Стороне (какой?) чужой – П.п.

-3)К большому терпенью. (придет к чему?) к терпенью – Д.п. К терпенью (какому?) к большому – Д.п.

-4) На красный цветок.(на что?) на цветок – В.п. На цветок (какой?) красный – В.п.

-5) Маленькое дело. (что?) дело – Им.п. Дело (какое?) маленькое – И.п.

Большого безделья. (лучше чего?) безделья – Р.п. Безделья (какого?) большого – Р.п.

 

5. Подведение итога урока.

9:05-9:07

Подводит итоги урока.

Ребята, мы с вами сегодня много всего успели сделать на уроке.

-Давайте вспомним. Какая была тема нашего урока?

— Какая была цель?

-Поднимите руку те, кто считает, что мы достигли поставленной цели?

-Какие формы имеет прилагательное?

-Как мы определяем падеж имени прилагательного? (Алгоритм)

 

Слушают учителя. Делают выводы о проделанной работе.

-Изменение имен прилагательных по падежам.

 

 

 

-Род, число и падеж.

 

-Имя прилагательное всегда имеет тот же падеж, что и имя существительное.

6.Рефлексия.

9:09-9:13

-На столах у вас лежат маленькие квадратики. На них нарисован смайлик, но у смайлика нет рта. Если урок вам понравился и у вас на уроке все получалось – нарисуйте улыбку вашему смайлику, а если урок вам не понравился и вас ничего не получилось, то нарисуйте грустный смайлик. А если  вам урок понравился, но вы что-то не поняли – нарисуйте такой смайлик, какой у вас на доске. Спасибо вам за урок! До свидания!

 

Дети рисуют ту мордочку смайлику, которая, по их мнению, символизирует их настроение на уроке.

РЕЗЕРВ

 

Упражнение 147 ( устно) .

 

 

 


 

Приложение1

1ВАРИАНТ                                                                                                                            

 

 

И.п

 

 

 

Больш…..       пирог

 

                                                    

 

Р.п

 

 

Больш…..     пирога

 

 

Д.п

 

 

Больш…..     пирогу

 

 

В.п

 

 

Больш…..     пирог

 

 

Т.п

 

 

Больш…..    пирогом

 

 

П.п

 

 

Больш…..    пироге

   

 2ВАРИАНТ

 

 

И.п

 

 

 


Красн…..       роза

 

 

 

Р.п

 

 

Красн…..     розы

 

 

Д.п

 

 

Красн…..     розе

 

 

В.п

 

 

Красн…..     розу

 

 

Т.п

 

 

Красн…..    розой

 

 

П.п

 

 

Красн…..    розе

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.62%
НЕТ
40.38%
Проголосовало: 1211

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.62% НЕТ 40.38% Проголосовало: 1211


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.62% НЕТ 40.38% Проголосовало: 1211


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.62% НЕТ 40.38% Проголосовало: 1211


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.62% НЕТ 40.38% Проголосовало: 1211


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.62% НЕТ 40.38% Проголосовало: 1211


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет