Тема: Изменение именприлагательных по падежам.
Тип урока: Открытый урок (ОНЗ).
Цель урока: продолжить знакомство учащихся с формами прилагательных,формировать представление об изменениях имён прилагательных по падежам.
Задачи урока:
Образовательные:
· формирование навыковписьменной речи (орфографических и каллиграфических);
· познакомить детей сособенностями изменения имен прилагательных;
· продолжить формировать уменияпользоваться правилами и применять их на практике.
Развивающие:
· развитие речи, памяти,внимания, мыслительных операций анализа и синтеза, воображения;
· развитие орфографическойзоркости и фонематического слуха.
Воспитательные:
· воспитание прилежания,интереса к учебному труду, к русскому языку.
Оборудование:
· для учителя: учебник, раздаточный материла, презентация.
· для ученика: пенал, учебник, тетрадь, раздаточный материал.
Универсальные учебные действия (УУД):
1. Личностные УУД:
1.1 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
1.2 способность к самооценке на основе критерия успешности учебнойдеятельности.
2. Регулятивные УУД:
2.1 целеполагание как постановка учебной задачи на основесоотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещёнеизвестно;
2.2 оценка — выделение и осознание обучающимся того, что ужеусвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценкарезультатов работы;
2.3 развитие навыков саморегуляции, запоминания учебной целина весь урок.
3. Познавательные УУД:
3.1. Общеучебные универсальные действия:
3.1.1 осознанное и произвольное построение речевого высказывания вустной и письменной форме;
3.2 Логические универсальные действия:
3.2.1 умение правильно применить изученное правило на письме.
4. Коммуникативные УУД:
4.1 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации;
4.2. умение слушать и понимать речь других, а также управлятьповедением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.
Этапы урока |
Время |
Содержание урока |
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||
1.Орг. Момент. Мотивация к деятельности
|
8:30 – 8:31 |
Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, настрой обучающихся на работу. — Здравствуйте, ребята! Садитесь. Пожалуйста, проверьте свои рабочие места. У вас на столе должны находиться: учебник, рабочая тетрадь, пенал и дневник. На уроке мы не должны забывать о правильной посадке, отвечаем только по поднятой руке, в тетрадях пишем аккуратным, разборчивым почерком. |
Приветствуют учителя, визуально контролируют свою готовность к уроку, рассаживаются за рабочие места.
|
2.Актуализация знаний
-Чистописание
-Формулировка темы и цели урока
-Словарная работа
-работа с предложением.
Выявление затруднения |
8:31-8:33
8:33-8:35
8:36-8:40
8:40-8:44 |
Активизация обучающихся. — Перед тем, как мы начнём, подготовим руку к разборчивому и аккуратному письму, будем следить за посадкой, положением тетради и ручки в течение всего урока!
-Откройте тетради, отступите две строчки от предыдущей работы. Запишем сегодняшнее число на первой строчке, а на второй словосочетание – «Классная работа».
-А теперь красиво и старательно пропишем соединения, представленные на нашей доске. Тетрадь лежит под наклоном. имя прил ск ло не ние па де жи -Покажите свою готовность правильной посадкой. -Ребята, давайте вспомним, в каком разделе учебника вы работаете? -Верно. А какие формы имен прилагательных вы уже знаете? -Сегодня мы продолжим работу по этому разделу и познакомимся с новой формой имен прилагательных. -С какой частью речи тесно связано имя прилагательное? -В чем согласуется имя прилагательное с существительным? -И остается ещё одна форма. Посмотрите внимательно на чистописание, там есть подсказка, с какой формой прилагательного мы будем сегодня работать? Кто догадался? -Верно! А кто может сказать полностью тему нашего урока?
-Правильно! Имена прилагательные, как и имена существительные, изменяются по падежам. — Какая цель урока будет? Что мы будем учиться делать, о чём узнавать? И сегодня на уроке мы будем учиться изменять имена прилагательные по падежам.
— Прежде, чем мы перейдем к работе над новой темой, по традиции поработаем со словарём. — На следующей строчке после чистописания, с красной строки, записываем слово «Словарь». Я буду диктовать слова, вы будете записывать слова в тетрадь, а некоторые будут по очереди выходит к доске и работать там. — Кто хочет выйти к доске? -После слова «Словарь» ставим двоеточие. Записываем слова на этой же строчке со строчной буквы. — Первое слово — гвоздика. Проговори это слово. Ставим ударение. Подчеркиваем орфограмму. — Ставим запятую. Следующее слово — поэт. Проговори это слово. Ставим ударение. Подчеркиваем орфограмму. — Следующее слово – горох. Проговори это слово. Ставим ударение. Подчеркиваем орфограмму. — Следующее слово – погода. Ставим ударение. Подчеркиваем орфограмму. — Следующее слово – песок. Ставим ударение. Подчеркиваем орфограмму. — Следующее слово – девочка. Ставим ударение. Подчеркиваем орфограмму. — Следующее слово – сирень. Ставим уда-рение. Подчеркиваем орфограмму. — И последнее слово на сегодня — ворона.
—Давайте, устно составим словосочетания с этими словами, используя прилагательные. -Хорошо, молодцы! Я составила одно предложение, и хочу, чтобы вы вместе со мной его записали в свои тетради. На следующей строчке, с красной строки, с заглавной буквы, пишем следующее предложение, давайте для начала я его прочитаю, потом продиктую: Маленькая девочка смотрит в окно. -Давайте подчеркнем главные члены предложения.
-Какое еще слово зависит от подлежащего девочка? -Это какая часть речи? -Зададим вопрос от подлежащего к этому слову. — Верно. Подчеркиваем волнистой линией. — Какие формы имеет имя существительное девочка? Определите род, число, падеж слова девочка. — А сможем ли мы определить число у имени прилагательного маленькая? А род? А падеж? — Падеж – мы пока не можем определить, так как не знаем правило. Это и будет нашей основной задачей урока. |
Открывают тетради, записываю: (Двадцать шестое марта. Классная работа.) Учащиеся прописывают соединения. А затем отвечают на вопросы учителя.
-Формы имен прилагательных.
-Род и число.
-Существительное.
-в роде/числе
-Склонение имен прилагательных (падеж имен прилагательных)
-Изменение имен прилагательных по падежам или склонение.
Предполагаемые ответы детей.
Учащиеся записывают словарь, выделяют орфограммы в словарных словах.
— гвозди’ка,
-поэ’т,
-горо’х,
-пого’да,
-песo’к,
-де’вочка,
-сире’нь,
-воро’на.
-Девочка – подлежащее, выражено существительным. Смотрит – сказуемое, выражено глаголом. -Маленькая.
-Прилагательное. -Девочка (какая?) маленькая.
-число, род и падеж. -Девочка- женский род, единственное число, именительный падеж. -Маленькая – единственное число, женский род. -Падеж не сможем, так как мы этого не изучали.
|
3.Открытие нового знания
Представленная информация была полезной? ДА 59.62% НЕТ 40.38% Проголосовало: 1211
4.Первичное закрепление
—Физ.минутка
-Работа с текстом |
8:45-9:05
|
— Откройте учебники на странице 82. -Прочитайте определение, которое даёт нам мудрая сова после темы урока. А теперь сделаем упр. 143 устно. Внимательно рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы.
-Какого рода имена существительные в первом столбике/ во втором/ в третьем? -Итак, следующий вопрос: по каким вопросам изменяются имена прилагательные в мужском роде/ в среднем / в женском роде? -Хорошо. А какая часть в слове указывает, что имя прилагательное изменилось по падежам? -Обратите внимание, что окончания имен прилагательных у нас с вами выделены жирным шрифтом, и каждое окончание в прилагательном совпадает с окончание вопроса, который мы задаем к нему от имени существительного (привожу пример). -Ребята, посмотрите внимательно на таблицу, и ответьте на вопрос: Прилагательные, каких родов склоняются одинаково? -Верно. В каких падежах вопросы у мужского и среднего рода различаются?
-Почему? От чего это зависит?
-Верно. Потому что в именительном падеже и винительном падеже мы задаем два вопроса: 1 вопрос для одушевленных предметов, а второй для неодушевленных.
-Хорошо. Ребята, а какой вывод вы можете сделать, после разбора словосочетаний в таблице?
— Верно. Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и ПАДЕЖЕ, в каком стоит имя существительное. Поэтому, чтобы найти падеж имени прилагательного надо сначала определить падеж имени существительного. -В каком падеже стоит имя существительное в этом словосочетании. Задай вопрос. — Теперь задаем вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Задай вопрос. -Хорошо. А если падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, значит, имя прилагательное в каком падеже будет стоять? -Прочитай, пожалуйста, правило на странице 83. Убедимся, что мы всё вывели правильно. . — Выполним устно упражнение 144. -В этом упражнении вам нужно поставить первое словосочетание в им.п., второе словосочетание в р.п., третье словосочетание в д.п и т.п.
-Возьмите карточку. В этих карточках мы работаем по вариантам. Поднимите руку те, у кого 1 вариант/ 2 вариант. -В этой карточке вам нужно от имени существительного задать правильный вопрос к имени прилагательному, а затем дописать у него окончание, записав его в специально пропущенное место. Но перед этим прочитаем правило на стр.83 под заголовком «Обрати внимание». На задание у вас есть 3 минуты. Можно начинать.
(Перед проверкой физ. пауза) -Проверяем. Начнем с 1 варианта. Прочитай словосочетание, затем задай вопрос, который ты записал, и скажи, какое окончание ты вписал в пропущенное место. Начиная с Им.падежа и до конца. (Тоже самое 2 вариант) -Поднимите руки, у кого были ошибки/ у кого не было ошибок. -Ребята, у которых были ошибки, ничего страшного, продолжайте стараться. Остальные молодцы. -Давайте откроем учебник на странице 84 и выполним упражнение 146. Прочитай задание. -Мы не будем писать с вами эти пословицы под диктовку, а просто спишем их в тетрадь без нумерации. После того, как вы их спишите, укажите падеж имён прилагательных, которые вы там найдете. Будем выделять точно так же, как в таблице на стр. 82. (Алгоритм выполнения упр.)Сначала найдем имя существительное подчеркнем его, определим его падеж, а затем найдем имя прилагательное подчеркнем его волнистой линией, от имени существительного зададим вопрос и покажем стрелочкой, и только потом подпишем падеж имени прилагательного. -На выполнение упражнения у вас есть 7-8 минут, затем проверим. Можете начинать. -Давайте проверим упражнение. В первом предложении, какое словосочетание (сущ.+прил.) ты нашел? Начинай разбирать его. -Следующее во втором предложении/ третьем/четвёртом/пятом?
-Все верно! Молодцы! |
Открывают учебник.
Читают определение.
-1) мужского, 2) среднего, 3) женского.
Читают вопросы из таблицы по столбикам.
-Окончание.
-В среднем и мужском роде.
-В именительном и винительном падеже. -От того, является ли имя существительное одушевленным или неодушевленным.
-в именительном.
-девочка (какая?) маленькая.
И.п –дом(какой?) лесной; Р.п – ягоды(какой?) лесной; Д.п. – озеру (какому?) лесному; В.п. – берег (какой?) морской; Т.п. – волны (какой?) морской; П.п. – (о) дне (каком?) морском.
Выполняют задание в карточках, а затем проверяют его.
Читают правило.
Выполняют упражнение в тетради.
-1)Плохая шутка. (что?) шутка – Им.п. Шутка (какая?) плохая – Им. п.
-2)На чужой стороне. (на чем?) на стороне – П.п. Стороне (какой?) чужой – П.п. -3)К большому терпенью. (придет к чему?) к терпенью – Д.п. К терпенью (какому?) к большому – Д.п. -4) На красный цветок.(на что?) на цветок – В.п. На цветок (какой?) красный – В.п. -5) Маленькое дело. (что?) дело – Им.п. Дело (какое?) маленькое – И.п. Большого безделья. (лучше чего?) безделья – Р.п. Безделья (какого?) большого – Р.п.
|
5. Подведение итога урока. |
9:05-9:07 |
Подводит итоги урока. — Ребята, мы с вами сегодня много всего успели сделать на уроке. -Давайте вспомним. Какая была тема нашего урока? — Какая была цель? -Поднимите руку те, кто считает, что мы достигли поставленной цели? -Какие формы имеет прилагательное? -Как мы определяем падеж имени прилагательного? (Алгоритм)
|
Слушают учителя. Делают выводы о проделанной работе. -Изменение имен прилагательных по падежам.
-Род, число и падеж.
-Имя прилагательное всегда имеет тот же падеж, что и имя существительное. |
6.Рефлексия. |
9:09-9:13 |
-На столах у вас лежат маленькие квадратики. На них нарисован смайлик, но у смайлика нет рта. Если урок вам понравился и у вас на уроке все получалось – нарисуйте улыбку вашему смайлику, а если урок вам не понравился и вас ничего не получилось, то нарисуйте грустный смайлик. А если вам урок понравился, но вы что-то не поняли – нарисуйте такой смайлик, какой у вас на доске. Спасибо вам за урок! До свидания!
|
Дети рисуют ту мордочку смайлику, которая, по их мнению, символизирует их настроение на уроке. |
РЕЗЕРВ |
|
Упражнение 147 ( устно) .
|
|
Приложение1
1ВАРИАНТ
И.п
|
Больш….. пирог
|
|||
Р.п
|
Больш….. пирога |
|||
Д.п
|
Больш….. пирогу |
|||
В.п
|
Больш….. пирог |
|||
Т.п
|
Больш….. пирогом |
|||
П.п
|
Больш….. пироге |
2ВАРИАНТ
И.п
|
Красн….. роза
|
Р.п
|
Красн….. розы |
Д.п
|
Красн….. розе |
В.п
|
Красн….. розу |
Т.п
|
Красн….. розой |
П.п
|
Красн….. розе |