Конспект урока русского языка в 3 Б классе натему:
Тема урока: «Какиеимена существительные пишутся с заглавной буквы?»
Датапроведения: 08.02.2023 г.
Типурока: урок-повторение.
Цельурока: повторить изученный во 2 классе материал по теме «Прописная буква вименах собственных».
Задачи урока:
образовательные: добиться осмысленностиусвоения учебного материала по теме «Применениеправил правописания: прописная буква в именах собственных»,осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоватьсятермином «имена собственные», закрепить орфографический навык использованиязаглавной буквы в именах собственных;
развивающие: помочь учащимся осознатьсоциальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала,обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность,способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографическойзоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствоватьформированию интереса к предмету, любви к своему городу, гордости за своих земляков.
Планируемыерезультаты:
Предметные: понимать суть понятий «именасобственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительныесобственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные сзаглавной буквы.
Личностные: положительное отношение кучению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности квзаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимоститоварищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию ивзаимопониманию;
Метапредметные УУД:
регулятивные: уметь определять иформулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательностьдействий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действийна уровне адекватной ретроспективной оценки;
познавательные: уметь ориентироваться всвоей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя,добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник,свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: уметь с достаточнойполнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учитьсяработать в паре, группе, формулировать собственное мнение.
Оборудование:учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал.
Ход урока.
1. Организационный момент
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будем старательно.
Слушать будем внимательно.
На уроке мы сидим,
Не шумим и не кричим.
Руку тихо поднимаем,
Если надо, отвечаем.
— Давайте запишем в рабочих тетрадях сегодняшнее числои классная работа.
2. Актуализация опорных знаний
ЧИСТОПИСАНИЕ.
— Прочитайте слова, записанные на экране.
Родина, родители, родство, родимый, родной.
— Найдитеодинаковый звук в этих словах.
— Какой это звук?(Согласный, звонкий, непарный, твёрдый)
— Какой буквой этотзвук обозначается на письме?
-Над повторением правописания какой буквы мы будем работать сегодня на уроке?Рр.
— Напишите красиво иправильно заглавную и строчную букву Рр. (Слайд 1)
-Накакие группы можно разделить эти слова?
-Какможно назвать эти слова? (однокоренными)
-Какойу них корень?
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
-Какие из этих слов является словарным? (Родина)
— А что значит слово «родина»?
-В толковом словареОжегова слово «родина» имеет несколько значений. (Слайд 2)
-Составим предложениес этим словом и запишем в тетрадь.
В тетрадь: Столица нашей Родины – город Москва.
-Запишите это предложение в тетрадь.
—Какие слова вы написали с заглавной буквы ипочему?
—Какой у вас возникает вопрос?
-Правильно, когдаслово «родина» пишется с большой буквы и когда с маленькой? (Слайд 3)
—С большой буквы, когда мы говорим о нашемгосударстве, а с маленькой, когда мы говорим о нашем селе. (Слайд 4)
-Подчеркнитезаглавную букву в словах.
-Какие ещё словарныеслова встретились в этом предложении? (столица, город)
-Подчеркните буквы,написание которых надо запомнить.
3. Постановказадач урока.
-Сегодня мыотправимся в путешествие. Наш путь лежит в страну, которой нет на обычныхкартах. А что это за страна вы узнаете, когда прослушаете стихотворениеЕ.Измайлова «О большой букве».
Буква обычная вырославдруг,
Выросла выше всехбукв – подруг.
Смотрят с почтеньемвсе буквы подруги,
Но почему, за какиезаслуги?
Буква расти не самазахотела,
Букве поручено важноедело.
Ставится буква устрочки в начале,
Чтобы начало всезамечали.
Имя, фамилия пишутсяс нею,
Чтобы заметней быть ивиднее.
Чтобы звучали громкои гордо
Имя твое, имя улицы,города.
Буква большая -совсем не пустяк!
В букве большойуважения знак!
-Попробуйтесформулировать тему нашего урока. (Тема урока«Заглавная буква в именах собственных».) (Слайд 5)
-Сегодня на урокепредстоит … (формулировка задач учащимися):
уточнить представления особственных и нарицательных именах существительных,
закрепить знания оправописании заглавной буквы в именах собственных,
развивать внимание кслову.
4. Работа по теме урока.
-Правильно,сегодня на уроке мы закрепим знания о правописании большой буквы в именахсобственных.
-Атеперь давайте выполним первое упражнение в карточке, которую я вам раздала.
-Напишитеимена девочек, которые спрятались в именах мальчиков, подчеркните заглавнуюбукву. (Слайд 6)
Наскамейке мальчик Толя.
Вшашки с ним играет … (Оля)
Нафутбол спешит Валера,
Аза ним плетется … (Лера)
Познакомьтесь:это Ваня,
Сним под ручку ходит … (Аня)
Всехсмелей, конечно, Вася.
Дружитс ним сластена … (Ася)
-Давайтепроверим, что у нас получилось.
-Давайтевыполним упражнение 2 в карточке. Прочитайте предложения. (Слайд 7)
-В каком из двух предложений есть имя собственное. Почему?
У девочки в рукахголубой (Ш,ш)арик. Собака (Ш,ш)арик сторожит дом.
5. Физминутка
Наболоте две лягушки, две весёлые подружки.
Раноутром умывались, полотенцем вытирались.
Вправо,влево наклонялись и обратно возвращались.
Вотздоровья в чём секрет!
Всемдрузьям физкультпривет!
6. Продолжение работы по теме урока
-Теперь давайте откроем наши учебники на странице 17 и найдём упражнение 400.
-Давайте прочитаем задание.
6. Физкультминутка для глаз
-Давайте дадим нашим глазкам немного отдохнуть.
7. Продолжение работы по теме урока.
-Предлагаю выполнить последнее упражнение на сегодня – 403 .
-Проверим.
8. Рефлексия.
-Какие слова относятся к именам собственным? (Слайд 8)
Имена собственные
Имена
отчества
фамилии
клички животных
названия городов, стран, улиц, рек
название объектов
-Как пишутся имена собственные?
-Как вы работали на уроке? Все ли было понятно?
-Что вызвало затруднения?
-Кто из ваших одноклассников работал лучше всех?
9. Выставление отметок. Домашнее задание
— Дома я предлагаю вам ещё раз закрепитьпройденное и выполнить упражнение 404.
—(Слайд 9) Спасибо за урок!
Приложение
1.Напишите имена девочек, которые спрятались в именах мальчиков, подчеркните заглавнуюбукву.
Наскамейке мальчик Толя.
Вшашки с ним играет __________
Нафутбол спешит Валера,
Аза ним плетется _____________
Познакомьтесь:это Ваня,
Сним под ручку ходит _________
Всехсмелей, конечно, Вася.
Дружитс ним сластена __________
2.Прочитайте предложения.
-В каком из двух предложений есть имя собственное. Почему?
У девочки в руках голубой (Ш,ш)арик.
Собака (Ш,ш)арик сторожит дом.
1.Напишите имена девочек, которые спрятались в именах мальчиков, подчеркните заглавнуюбукву.
Наскамейке мальчик Толя.
Вшашки с ним играет __________
Нафутбол спешит Валера,
Аза ним плетется _____________
Познакомьтесь:это Ваня,
Сним под ручку ходит _________
Всехсмелей, конечно, Вася.
Дружитс ним сластена __________
2.Прочитайте предложения.
-В каком из двух предложений есть имя собственное. Почему?
У девочки в руках голубой (Ш,ш)арик.
Собака (Ш,ш)арик сторожит дом.
