Конспектурока по русскому языку на тему « Неопределённая форма глагола»
Класс |
4 класс |
||
Предмет |
Русский язык |
||
Учебная программа |
учебник «Русский язык» 4 класс. УМК «Планета знаний» Л. Я. Желтовская, Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. |
||
Четверть |
1-ая четверть. |
||
Урок № |
Урок 27-й |
||
Тип урока |
урок усвоения новых знаний
|
||
ТЕМА УРОКА |
Неопределенная форма глагола |
||
цель и задачи урока |
Цель: знакомство детей с особенностями глаголов неопределённой формы. Задачи:- углубить первичные представления о неопределенной форме глаголов ( в составе будущего сложного отвечают на вопросы что делать? что сделать?, оканчиваются на –ть, -ти, -чь) как начальной формы в сфере (парадигме)изменения этой части речи; — упражнять в образовании начальной формы глаголов совершенного и несовершенного видов в выборе нужной формы в словосочетаниях; — организовать наблюдение над употреблением неопределенной формы глаголов с прямыми и переносными значениями в составе фразеологизмов, над омонимичными формами. |
||
планируемые личностные результаты образования |
— понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа; — осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание богатства и разнообразия языковой среды для выражения мыслей и чувств, особенностей народной русской речи; — положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка.
|
||
планируемые универсальные учебные действия |
Регулятивные: — учить принимать и сохранять учебную задачу; — учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
|
Познавательны: — устанавливать начальную форму глаголов, правильно выбирать нужную глагольную форму в зависимости от контекста; — устанавливать зависимость общего значения высказывания( предложения) от выбора временных форм глаголов.
|
Коммуникативные: — формулировать собственное мнение и позицию; — учитывать разные нения и стремиться к координации различных позиций; — аргументировать сою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; — адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач; — проявлять культуру речи при потреблении глаголов класть – положить. |
планируемые предметные результаты |
— определять грамматические признаки глаголов; — грамотно и каллиграфически правильно списывать тексты , включающие изученные орфограммы; -выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения. |
||
оборудование для проведения урока |
— классная доска. |
ПЛАНУРОКА
содержание учебного материала |
время |
содержание деятельности учителя и учеников |
|
1.Организационный этап |
|
||
Эмоциональный настрой класса на предстоящую работу.
|
2 мин. |
Приветствие. |
|
2 этап. Мотивация учебной деятельности учащихся
|
|||
Подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. |
1-2 мин. |
Чистописание суффиксов –ть, -ти,-чь. |
|
3 этап. Актуализация и коррекция опорных знаний.
|
|
||
Вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
|
5-7 минут |
Учитель предлагает ученикам определить лицо, время и число глаголов , написанных на доске. |
|
4 этап. Открытие нового знания |
|
||
4.1. Первичное усвоение новых знаний
|
|
||
Осмысление новых понятий изучаемой темы. |
6-7 мин |
Ученики находят пары глаголов в упр .100 стр. 52
|
|
4.2. Первичная проверка понимания
|
|
||
Работа по учебнику.
|
7-8 мин |
Составляют словосочетания, выбирая из скобок подходящие по смыслу глаголы .Упр. 101 стр. 52 |
|
4.3. Первичное закрепление
|
|
||
Работа по учебнику |
7-8 мин |
Упр. 102 стр 52 |
|
Динамическая пауза (фикультминутка) |
|||
5 этап. Включение нового знания в систему знаний. Закрепление
|
|
||
Работа по учебнику |
4-5 мин |
Упр. 104 стр. 53 |
|
6 этап. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
|
|
||
Выставление оценок. Объяснение домашнего задания.
|
2-3 м |
Учитель объясняет ученикам выполнения домашнего задания. Упр. 105 стр. 53 |
|
8 этап. Рефлексия (подведение итогов занятия) |
|
||
Фиксирование нового содержания, изученного на уроке. |
4- 5 мин. |
Дети отвечают на вопросы учителя. |
|
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя и детей |
1.Организационный момент |
Вот звонок нам дал сигнал: Представленная информация была полезной? ДА 59.26% НЕТ 40.74% Проголосовало: 1129 Он учиться нас позвал, А мы время не теряем И урок наш начинаем |
2. Мотивационный этап
|
Чистописание. У. Запишем число, классная работа, сочетания букв: ть, ти, чь У.Почему их написали? Где они нам могут встретиться? Запомните данные сочетания букв
|
3. Актуализация знаний
|
На доске предложение. Молодые листочки березы трепещут на весеннем солнце. У.Найдите грамматическую основу предложения, подчеркните ее. Обратите внимание на сказуемое: какой частью речи оно выражено? Д. Глаголом. У. Что еще можете сказать об этом слове? У. Что можем определить в нем? Д. . в каком числе, лице и времени он выражен. У. Итак , давайте сделаем вывод. -Что такое глагол? Д. Глагол — это часть речи, который обозначает действие предмета. У. По каким критериям изменяются глаголы? Д. По лицам, по числам, по временам. У. Молодцы хорошо, ответили на вопросы.
|
3. Открытие новых знаний |
У. Посмотрите на доску. Прочтите слова 1 столбика. Смотрю Хожу Принесу Зажгу У. Мы можем определить лицо и время глаголов? Д. Да У. Давайте определим. Д. Смотрю-ед.ч., 1 л, наст. Вр. Хожу-ед.ч., 1л, наст.вр. Принесу-ед.ч., 1 л., буд.вр. Зажгу-ед.ч., 1 л, буд. Буд.вр. У.А во второй столбик запишем эти же слова так, чтобы они отвечали на вопрос что делать? что сделать? Смотреть Ходить Принести Зажечь Что изменилось? У . Давайте разберем слова по составу. Что общего между 1-ым столбиком и 2 –ым? Д. Приставка, корень слова. У. Давайте вспомним что мы написали в начале урока. Д. Сочетания букв — ть, — ти, — чь. У. Слова , которые мы записали в 2 –ой столбик окачиваются на эти сочетания букв? Д . Да У. Так что же это за частицы – ть, -ти, чь Д. Суффиксы. У. Мы можем определить лицо, время, число, род в словах из 2-ого столбика? Д. нет, не можем. Итак. Мы с вами определили, что глаголы отвечающие на вопросы « Что делать? Что сделать?» не имеют лицо, время и число и окачиваются на – ть, -ти, — чь. Такие глаголы называют глаголами неопределенной формы. У. Значит тема нашего урока какая? Д. Глаголы, которые оканчиваются на – ть, — ти,- чь.. У.То есть, глаголы неопределенной формы . |
4. 1. Первичное усвоение новых знаний |
Откройте Работа по учебнику. Упр. 100 стр. 52 Сможешь ли ты отобразить пару к каждому глаголу? Что делать? Что сделать? Учить … … Вытянуть Пробуждать … … Починить Рассказывать … … Вытащить Варить … У. Подчеркни орфограммы в корнях и приставках глаголов. |
4. 2.Первичная проверка понимания. |
Работа по учебнику. Упр. 101. Стр. 52( устно) У.Составь словосочетания, выбирая из скобок подходящие по смыслу глаголы. ( Вбегать, убегать)от зверя, в дом; ( одеть, надеть) сестренку, тапочки;(Приступить , уступить) место к делу;(списать, исписать) с книги, страницу; ( съездить, изъездить) всю страну, в столицу. · Произведи разбор первых двух пар словосочетаний. · В какой форме употреблены глаголы во всех словосочетаниях? |
4.3. Первичное закрепление |
Работа по учебнику. Упр. 102. Стр. 52 Выпиши глаголы, которые обозначают. 1) труд человека, 2) движение. Вставь недостающие буквы, рядом в скобках напиши проверочные слова. Расп…лить, б…жать, б…лить, подъехать, спать, цвести, в…зти, ш…ть, сидеть, в…зать, идти, построгать, л…тать ,ш…гать, прийти. · Какие глаголы остались ? Почему? |
Физкультминутка |
Предлагаю отдохнуть с пользой. Я буду называть действие, вы мысленно задаете вопрос к глаголу, ставя его в НФ. Даёте вслух ответ и выполняете это действие. Встали (встать), присели(присесть), попрыгай(попрыгать),летят(лететь),плывут(плыть),хлопала(хлопать), сидела (сидеть). |
5. Включение нового знания в систему знаний. Закрепление
|
Работа по учебнику. Упр. 104 Стр. 53 Образуй от начальной формы глаголов класть, положить формы 2-ого лица единственного числа настоящего и будущего времени. Как сказать правильно? Ложишь, ложь или клади, кладешь Тетрадь на стол Положит или покладёт Употребляй правильно: (что делать?) класть – употребляется всегда без приставок , но ( что сделать?) положить – употребляется только с приставками. У.Ребята, давайте образуем глаголы в начальной форме. Я вам предлагаю имена существительные, вы должны записать однокоренные глаголы в начальной форме. Любовь, жизнь, ход, сбор, чистота, приезд, дружба, радость, удивление У.Что у вас получилось? Любить, жить, ходить, собирать, чистить, приезжать, дружить, радовать, удивлять.) У.Выделите суффиксы -ть, -ти, -чь в глаголах. –У. Можно ли у этих глаголов определить форму времени, число? Д.Нет, это глагол в неопределенной форме.
|
6. Домашнее задание. |
Открываем дневники записываем домашнее задание упр. 106. стр. 53
|
7. Рефлексия |
У. Итак , ребята, что мы с вами на уроке повторили? Д . Что такое глагол? У. А что нового узнали ? Д. Неопределенную форму глагола. У.На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола? Д. Что делать? Что сделать? У. По другому ее еще как называют? Д. Начальной формой глагола У. Какие суффиксы имеет? Д. –ть, -ти, -чь |