Конспект урока по русскому языку во 2классе (индивидуальное обучение).
Тема урока: Мягкийзнак (ь). Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими исогласными.
Цель урока: Развиватьумение обозначать мягкость согласного звука в конце и середине слова мягкимзнаком. Применять правила правописания мягкого знака в конце и середине слова.
Задачи урока:
• Образовательные: Закрепить представление о способе обозначения мягкости согласныхзвуков. Развивать умение распознавать по звучанию твёрдые и мягкие согласныезвуки. Развивать умение обозначать мягкость согласного звука на конце словамягким знаком.
• Коррекционно – развивающие: Корригировать мыслительную деятельность через выполнение упражнений.Развивать память и внимание; зрительное восприятие; мелкую моторику черезписьменные работы в тетради. Обогащать словарный запас.
• Воспитательные: Воспитыватьположительную мотивацию к учению; аккуратность; усидчивость.
• Здоровьесберегающие: Закрепление навыка правильной посадки при письме; физкультминутки.
Тип урока: Урокобобщения и систематизация знаний.
Оборудование: компьютер;учебник «Русский язык» 2 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий; наглядныйматериал.
Ходурока
1. Организационный момент.
![]() |
Всё хорошее настроение мы обозначим солнышком.
Девизом нашего урока будет: «Ум и сердце в работу вложи, каждой минутой своей дорожи.»
2. Пальчиковая гимнастика
![]() |
3. Минутка чистописания.
– Открой тетрадь, запиши.
23 декабря
![]() |
Классная работа
Какую букву будем писать, ты догадаешься, когда прочитаешь эточетверостишие:
![]() |
– Какую букву будемписать? (Букву мягкий знак (ь))
– Определи порядокнаписания букв в данной цепочке ььь ьь ь .
Найди на строке самыекрасивые буквы и подчеркни их.
– Напиши буквосочетания: ль,мь, рь, нь, сь, ть, дь.
– Напиши слова: рысь,письмо, день, пальто.
Обрати внимание наслова по чистописанию и устно раздели их на две группы:
– слова с мягким знаком(ь) на конце слова (рысь, день
– слова с мягким знаком(ь) в середине слова (письмо, пальто).
4. Постановка учебной цели.
Какую цель поставимна уроке?
– познакомиться с (орфограммойь…)
– учиться обозначать мягкостьсогласного звука на письме в конце слова и в середине слова перед согласным;
– учиться правильно (писатьслова с мягким знаком (ь));
– учиться писать слова сэтой орфограммой.
Слова: окунь,альбом, радость, галька.
– Напиши слова в двастолбика.
окунь альбом
радость галька
– Какое место занимаетмягкий знак (ь) в словах?
– Какую роль играет мягкийзнак (ь) в словах каждого столбика?
Вывод: мягкий знак (ь) на конце слова и в середине междусогласными показывает, что согласный перед ним произносится мягко.
5. Гимнастика для глаз
![]() |
6. Усвоение новых знаний испособов действий.
– Игра «Превращениеслов»
Измени слова так, чтобыоно обозначало один предмет (образуйте от данных слов единственное число).
Медведи – медведь,гуси – …, голуби – …, рыси – … .
Зная, что буква мягкийзнак (ь) – орфограмма, отгадай загадки.
![]() |
![]() |
![]() |
Работа по учебнику
Упражнение 204 на странице 125
Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобыоно обозначало один предмет.
Ле́беди – ле́бедь, ска́терти –ска́терть, снегири́ – снегирь, медве́ди – медве́дь, тюле́ни– тюле́нь.
• Запиши пары слов. Подчеркни буквы, указывающие на мягкостьпредшествующего согласного звука.
Сделайте вывод: почему в конце слова пишется мягкий знак (ь)? Чтоон показывает? (В конце слова обозначает мягкость согласного.)
7.
![]() |
Двигательная гимнастика
8. Закрепление знаний.
Запиши слова:
Ого́нь – огоньки́,
ме́бель – ме́бельный,
дека́брь – дека́брьский.
– Что общего у слов? (Мягкий знак (ь))
– Между какими буквами он находится? (Междубуквами согласных звуков)
– Какую роль мягкий знак (ь) выполняет? (Обозначаетмягкость согласного звука перед согласным звуком)
Сделайте вывод: где и почему пишется мягкий знак (ь) в словах?(Мягкий знак (ь) в середине слова между буквами согласных пишется дляобозначения мягкости предшествующего согласного)
•Как разделить для переноса слово мебельный? (ме – бель -ный)
Мягкий знак (ь) при переносе слов с однойстроки на другую не отделяется от согласной.
9. Итог урока.
– Тайны какой буквы мы сегодня раскрыли? (Мягкого знака)
– Что узнали, чемунаучились?
Узнали… (Узнали особенность этой буквы, и какуюработу она выполняет в словах)
Научились… (Научилисьписать слова с этой буквой)
– Какой ещё способ обозначениямягкости согласных мы сегодня узнали? (Обозначается мягким знаком (ь))
10.
![]() |
Рефлексия.
Солнышко – мне всёудалось; тучка – мне не всё удалось, нужна помощь.
11. Домашнее задание:
Правило на стр. 124 – 125, упр. 209, стр. 128 (списатьлюбое одно предложение, вставляя, где нужно, мягкий знак (ь).
Спасибо за урок.
