Конспект урока русского языка во 2 классе
Тема: Слова исконные и заимствованные
Тип урока: урок открытия новых знаний.
ЦЕЛЬ УРОКА: созданиеусловий для формирования у учащихся представлений о заимствованных и исконныхсловах
Планируемыерезультаты:
Предметные
· наблюдать за словами исконными и заимствованными;расширять словарный запас учащихся; определять значение слова с помощью словаря.
Метапредметные
РегулятивныеУУД
- Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.
- Принимать и сохранять учебную задачу.
- Выполнять учебные действия в различных формах.
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
ПознавательныеУУД
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словарей.
- Устанавливать причинно-следственные связи.
- На основе анализа объектов делать выводы.
КоммуникативныеУУД
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
- Договариваться и приходить к общему решение в совместной деятельности.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные
- Развивать умения выражать свои эмоции.
- Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Методы обучения:частично-поисковый, проблемный
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
« Свет солнца в ладони возьму. И к сердцу положу И станет всё вокруг Добрее и светлее». Ребята, мне очень хочется, чтобы вы не забывали, что нужно всегда с уважением и добротой относиться к окружающим вас людям. Отгадайте загадку: Она приходит с ласкою Назовите орфограмму в слове весна — Откройте тетради, запишите число, классная работа. Чистописание Вв Весна-вёсны Ребята, сейчас называю лексическое значение словарного слова, а вы записываете его в тетрадях Коробка для школьных принадлежностей.( пенал) Электронная вычислительная машина. (компьютер) Подчёркиваем опасные места, сформулируем орфограмму. Откройте орфографический словарь на странице 154 учебника, возьмите простой карандаш, проверьте себя. |
Ролик Весны Солнышка
Безударный гласный в корне слова -слова, проверяемые ударением. -непроверяемые, словарные
|
Что вы можете сказать про данные слова? На слайде слова: метель, коса, пурга, грубый, вьюга, нежный, буран. Слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос Слова, противоположные по значению и отвечающие на один и тот же вопрос. Слова, одинаковые по звучанию или написанию, но разные по значению |
Проводится классификация. Ребята высказывают свои убеждения, доказывают. Синонимы, антонимы, омонимы
|
Практическое задание по новому материалу. И сегодня на уроке мы продолжим раскрывать тайны великого и могучего русского языка. Давайте представим себя исследователями. А что же будем исследовать? -Каждой группе предложены слова. Постарайтесь эти слова разделить на две группы. Чья группа разделит правильно? На слайде и на карточках даны слова: сандвич, корова, велосипед, веретено, бобслей, берёза, огород, бейсбол |
СЛОВА
Учащиеся делятся на группы под руководством учителя. |
-Ребята, я также вместе с вами выполнила эту работу. Моя версия сандвич корова велосипед веретено бобслей береза бейсбол огород
— Давайте посмотрим, задание было одно? А одинаково ли мы его выполнили?
-Как убедиться, кто из нас прав? |
Самостоятельная работа в группах. Определяется время для выполнения задания. Выбирают капитана. Готовят ответ- доказательство. Капитан каждой команды доказывает по какому принципу были распределены слова.
Ребята удивлены.
Выполнили неодинаково. Перечисляют способ проверки. |
Ответить на этот вопрос нам поможет «Этимологический словарь русского языка». Этимология – наука о происхождении слова, а также у нас в учебнике есть толковый словарик, где мы можем узнать происхождение и лексическое значение слова. Проводится небольшой инструктаж по выполнению задания. В словарях имеются закладки на тех словах, с которыми будете учиться работать каждая группа. Проверяем первое слово – сандвич. Прочитайте, что это за слово? Проводится наблюдение. -Обратите внимание, по какому принципу можно было распределить слова на две группы? — Как одним словом можно назвать: слова английские, французские? Давайте подумаем. Как же иностранные слова к нам попали? Почему слова проникают из одного языка в другой? И какими путями? Обсудите в группахВывод: Слова проникают через общение людей, бывающих в других странах, из просмотра иностранных фильмов, мультфильов — Какой синоним можно подобрать к слову иностранные? На слайде: пришедшие откуда- то, взятые
-Ученые дают этому слову иное название. Прочитайте в учебнике стр.72
-Как по- другому можно называть такие слова? Прочитайте. — Слова приходят из других языков с появлением новых предметов, явлений в окружающей нас жизни. Как называются слова, которые родились в русском языке? Прочитайте. -Подберите к слову исконные близкие по значению слова. На слайде: изначальные, вековечные исстари заведенные Представленная информация была полезной? ДА 59.46% НЕТ 40.54% Проголосовало: 1157 Я думаю, что вы уже догадались, какова тема нашего сегодняшнего урока. Сформулируем цель урока…
Многие слова, которые воспринимаются как исконно- русские, на самом деле в далёком прошлом были заимствованы из других языков. -Какое из четырех иностранных слов пришло к нам раньше всего? сандвич, велосипед, бобслей, бейсбол
— Предполагали ли вы, что слово велосипед имеет английские корни? Работа по учебнику Упр. № 2, с.73 Правильно ли сделаны под ними подписи? Можете ли вы предложить свой вариант, как называются эти предметы. Как удобнее говорить? — Посмотрите в словарике, из каких языков пришли к нам слова ракетка и шорты? — Совсем недавно в русском языке не было этих слов. Как вы думаете, откуда оно взялось и почему оно появилось в русском языке? Обсудите этот вопрос в группах. Предложите свои версии появления этого слова в русском языке. Вывод: У наших прадедушек и прабабушек не было таких вещей. Новые слова часто приходят из других языков с появлением новых предметов и явлений жизни, окружающей нас. Заимствованные слова обогащают язык. С их помощью наш язык развивается.
|
Демонстрация разных словарей. Как работать со словарем. Очень кратко
Ребята следят, ищут нужное слово, громко зачитывают значение слова.
Над каждым словом пишу происхождение Слайд: сандвич- англ., корова- русск., велосипед- франц., веретено- русск. ,бобслей- англ., берёза- русск, .огород- русск.,, бейсбол- англ.
Проходят к единому мнению, что слова можно разделить на русские и иностранные.
Ребята предлагают разные версии.
Знакомятся с новыми словами- названиями.
Схема СЛОВА -Заимствованные. — Исконные.
Тема: Исконные и заимствованные слова.
Наблюдать за словами, учиться определять значение заимствованных и исконных слов с помощью словаря.
-Велосипед. |
|
|
Что помогло вам «открыть» новые знания?
-Сможете и вы сейчас выполнить такую работу самостоятельно? Хотите ли вы проверить себя? Выпишите из толкового словаря слова 1группа — 3 слова – исконные русские слова 2 группа- 3 слова из латинского языка 3группа –3 слова из французского языка Проверка – выступление с каждой группы |
Наблюдение, учебник, словари, знания, которые мы имеем.
Задание на закрепление умений работать со словарем
Самостоятельная групповая работа. |
К заимствованным словам первого столбика подберите близкие по значению слова или сочетания слов из второго столбика, соедините стрелками. 1гр. Антракт нападение Атака перерыв 2гр. Вираж сладости в конце обеда Десерт крутой поворот 3 гр. Финиш момент начала соревнований Старт последняя часть соревнований Много заимствованных слов полностью освоились в русском языке. Мы не замечаем порой, что они заимствованы из других языков. Они по-русски произносятся, записываются при помощи букв русского алфавита и совпадает их лексическое значение. В старших классах вы научитесь по некоторым признакам среди ряда слов находить заимствованные слова. |
|
Рефлексия урока Какие слова вызвали у вас удивление? Почему? Оценка.— Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.
Домашнее задание
|
Самооценка по шкале. Лист самооценки Интересный урок Моё участие
|
Поэтапно по структуре урока еще хорошо распишите.
Можно этот вариант или по каждому этапу урока самооценивание.
Листсамооценки
На уроке я работал… |
активно |
пассивно
|
Своей работой на уроке я… |
доволен |
не доволен |
Урок для меня показался… |
коротким |
длинным |
За урок я |
не устал |
устал |
На уроке мне было |
понятно |
не всё понятно |
|
|
|
|
|
|
По П