урокрусского языка 3класс
Тема урока:Правописание слов с безударной гласной в корне
Типурока: комбинированный
Педагогическаяцель: Создать условия для актуализации знанийучащихся о способах проверки безударной гласной в корне слова;
способствовать развитию умения находить безударную гласную в корнеслова.
Цель:
Образовательная: Отрабатывать умение подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне, развивать творческое мышление
Развивающая: Развиватьумения выдвигать предположения, сравнивать, обобщать, использоватьв работе полученные знания.
Воспитательная: Воспитыватьуважение друг к другу, интерес к изучению русского языка.
Здоровьесберегающая:
-способствоватьсохранению здоровья ребенка через проведение динамической паузы и созданиесанитарно-гигиенических условий.
Планируемыерезультаты:
Предметные: Овладеваютизучаемыми нормами русского языка, основами грамотного письма; подбирают однокоренныеслова и формы одного и того же слова с целью проверки написания слова; решатьучебные и практические задачи – правильно писать безударные гласные вкорне слова.
Личностные: формироватьмотивацию к обучению, целенаправленной познавательной деятельности
Метапредметные:
РегулятивныеУУД: овладевают способами решенияучебной задачи, выбирают один из них для решения учебной
задачи, учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения,формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленнойзадачей
Познавательные УУД: уметьанализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков,обработка информации, установление аналогий.
КоммуникативныеУУД: задавать вопросы, необходимые дляорганизации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Оборудование:.,презентация, карточки, алгоритмы ,схемы. учебникрусского языка 3 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий УМК «Школа России».
Методыурока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, практически-индивидуальный,проблемно-диалогический.
ходурока
Структура урока / этапы деятельности |
Содержание взаимодействия |
Примечания (краткий комментарий относительно приемов для включения в образовательный процесс обучающихся) |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
1. Мотивация к учебной деятельности Цели: — — создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность |
Включение в деловой режим. Устное сообщение учителя. |
Готовятся к работе. |
Долгожданный дан звонок Начинается урок. А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Ручки, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? — У вас на партах две карточки (солнышко, облачко), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю, чтобы у вас всегда было хорошее настроение |
2. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений. Цели: — повторить знания об орфограммах в различных частях слова -формировать умения группировать слова по типу орфограмм
|
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки |
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки.
|
— На прошлых уроках мы говорили об однокоренных — Мальчик написал предложение и сказал: «Выделенные слова родственные, так как лиса живет в лесу.» Дед Егор в густом лису Встретил рыжую лису. — Прав ли мальчик? Докажите. Обратите внимание на — Написание каких букв вызвало у мальчика затруднение? |
3. Постановка учебной задачи. Цели: — повторить знания о безударных гласных и способах проверки — выявление учащимися места и причины затруднения.
|
Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
|
Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.
|
— Отгадайте загадку: В небе молния сверкает, Гром в раскатах громыхает, Клонится к земле лоза. Начинается … (гроза) — Выполните слого-звуковой разбор слова «гроза». — На что обратили внимание? (Написание безударной гласной в корне расходится с произношением) — Сформулируйте тему урока. — Чему мы будем учиться? — Зачем мы будем этому учиться? (Постановка целей учащимися) |
4. Построение проекта выхода из затруднения. (Совместный поиск путей решения проблемы)
|
Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.
|
Составляют план Достижения цели и определяют Средства (алгоритм, модель и т.д.)
|
1. Запись на доске: В солонке соль. Надо солить суп. На тарелке солёный огурец. — Прочитайте предложения. — Что заметили в предложениях? (Есть однокоренные слова) — Выпишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение над словами. Солонка, соль, солить, солёный. —Какое слово лишнее? Почему? (В слове «соль» гласная под ударением, в остальных словах гласные в корне безударные) сомневаетесь. (соль) — Почему? — А почему сомневаетесь в остальных случаях? — Как быть? — Слово «соль» является «проверочным» — По какому принципу мы определяем, что это проверочное слово? (Хорошо слышно) — А почему хорошо слышно? (Под ударением) — Давайте проверим. Сопоставим написание и произношение под ударением и без ударения. — Слова «солонка», «солить», «солёный» являются — Какой вывод можно сделать? Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532 — Какое проверочное слово надо подбирать? (однокоренное) — Подбор в качестве проверочного однокоренного слова — это один из способов проверки безударного гласного в — корне. — На доске: — дом — дома — совы — сова — Прочитаем пары слов. Что можно сказать об этих словах? (Это формы одного и того же слова) — Запишите пары слов. Подчеркните в каждой паре те — Какой можно сделать вывод? (Безударные гласные в корне можно проверять изменением формы слова — 2 способ) — Итак, назовем еще раз способы проверки безударных гласных в корне слов Способы подбора проверочных слов — подбираем однокоренное слово. — изменяем форму слова: — звонок — звон — мосты — мост — шагать – шаг — стена — стены — Все ли гласные нужно проверять? Приведите примеры (Дети приводят примеры слов с различными гласными в корне, наблюдают и сравнивают произношение и написание) — Какие гласные звуки надо проверять? (а, о, и, е, я) — Составление алгоритма проверки слов с безударными гласными. 1. Читаю слово. 2. Определяю ударение. 3. Подбираю однокоренные слова. 4. Выделяю корень. 5. Подбираю проверочное слово. 6. Пишу гласную. |
Физминутка |
|
|
|
5. Реализация построенного проекта. Цель: — организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; |
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. |
Работают в соответствии с составленным планом. |
Работа по карточкам. Прочитайте, вставьте пропущенные буквы. Спишите. Фронтальная проверка. Оценивание на этапе. (Наблюдения учителя и выявление недочетов для коррекции.) |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
|
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. |
Выполняют задание с объяснением |
-Ребята, я вспомнила, когда я шла к вам на урок, мне в ладошку взъерошенный воробушек положил записку и попросил передать вам. «У нас в соду растут диревья. Витя взял ножик и стал выризать своё имя на каре. Помогите! Варобей.» Прочитайте. -Приятно ли вам было читать записку? (Да, нет.) -Почему «Да»? -Что взволновало воробья? -Как вы оцениваете поступок Вити? -Почему «Нет»? -Ну, а сейчас давайте исправим ошибки. |
7. Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону. Цель: Умение применять знания в стандартной и изменённой ситуации |
Организует деятельность по применению новых знаний. |
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. |
1. Работа с учебником. Выполнение упр. 15 с. 67 Доп. задание: -В каждой группе подчеркните слова, которые являются проверочными. Проверка выполнения задания -Во всех ли группах подчеркнули проверочные слова? Почему? (Есть слова, в которых безударный гласный проверить нельзя) — Как называются эти слова? А как все-таки проверить их написание? (по словарю) 2. Работа в группах. Задание для 1 -и группы Выберите (подчеркните) нужное проверочное слово, вставьте пропущенные буквы. Докажите, почему: •удивительно (диво, дева) •л…пить (липка, лепка) •м…стерить (мост, мастер) •л.-.нивый (лень, линька) •скр…пучий (скрепка, скрип) Задания 2-й группе: Подчеркните в каждой группе слово, которое является проверочным. Докажите, почему: •кричать, крикливый, крик •окно, окошечко, окна •тайник, тайна •сова, совёнок, совы •дворы, двор, дворовый •дождь, дождливый, дождик Проверка выполнения задания 3. Игра «Собери грибы» — Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные) — Приведите примеры съедобных (несъедобных) грибов. -Какие вы знаете правила сбора грибов. — А теперь поиграем. Будем собирать грибы, нажимая на кнопку «корзинка», а потом на кнопку «грибок». На слайде слова: сова, волчата, змея, лосиха, лиса, медведь — Что объединяет эти слова? — Какое слово лишнее? |
8. Рефлексия деятельности. Итог урока. Цель: — организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
|
Организует рефлексию. |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия |
— Давайте еще раз вспомним, о какой орфограмме шла речь. — Какие гласные в корне требуют — Как вы подбирали проверочные слова? —Все ли понравилось на уроке? -Кого бы вы похвалили? -Кому помогли? В начале урока вы показывали карточки, отражающие ваше настроение. — А какое настроение у вас теперь? Поднимите соответствующую карточку (солнышко или облачко) |
