X-PDF

Конспект урока по русскому языку Понятие «церковнославянизм» и его признаки (4 класс)

Поделиться статьей

Урок 1

 

Класс:4

Предмет:русский язык, церковнославянский язык.

Темаурока: Понятие «церковнославянизм» и его признаки

Типурока: урок-открытие новых знаний

Оборудование:учебник, раздаточный материал, презентация, экран

Литература:Учебник современного русского языка Е. И. Дибровой, часть первая.

Планурока (с указанием времени на каждый этап):

1.Оргмомент.Мотивирование на учебную деятельность (2-3 мин.)

2.Выявлениеместа и причины затруднения. Постановка проблемы (6 мин.)

3.Построениепроекта решения проблемы. Открытие новых знаний. Работа по новой теме. (20мин.)

4.Первичноезакрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой (10 мин.)

5.Рефлексия.Информация о домашнем задании. (5мин.)

 

Технологическаякарта урока:

Тема урока

Понятие «церковнославянизм» и его признаки

Цели урока

Раскрыть значение церковнославянизмов в русском литературном языке. Рассмотреть с учащимися случаи употребления церковнославянских слов в русском литературном языке, познакомиться с признаками церковнославянизмов, с целью нахождения данных слов в тексте.

Новые термины и понятия

Церковнославянизмы

Информационно-образовательная среда

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ

Учебник

Раздаточный материал

презентация

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

ученики научатся/получат возможность научиться: находить церковнославянизмы в тексте по изученным признакам (Пр-1);

составлять словосочетания с церковнославянизмами (Пр-2).

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель (П-1); объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря на основе своих знаний (П-3); ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) (П-4)

ставить вопросы (К-1); обращаться за помощью (К-2); формулировать свои затруднения (К-3); учиться взаимодействию в работе в парах (К-4); уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К-5).

строить диалог (Р-1), осмысление последовательности действий на уроке (Р-2);

умение работать по плану, инструкции (Р-3);

высказывать свое предположение на основе учебного материала (Р-5);

осуществлять коррекцию собственных выводов, самоконтроль (Р-6).

 

способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности (Л-1);

определение правил работы в группах (Л-2);

оценка усваиваемого содержания (исходя из личностных ценностей) (Л-3);

установление связи между целью деятельности и ее результатом (Л-4)

Ход урока

Этапы урока с указанием времени на каждый этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, включая способы ее организации (фронтальный, индивидуальный, групповой, в парах)

Информационно-образовательная среда

Формируемые учебные действия

1.Оргмомент. Мотивация учебной деятельности. (2-3 мин.)

Здороваются, мотивируются

Здороваются, мотивируются

учитель

Л-1

2. Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы (6 мин.)

Даёт ученикам задание, задаёт вопросы

Выполняют задание, отвечают

учитель

Пр-2,П-1, Р-2, Р-3

3.Построение проекта решения проблемы. Открытие новых знаний. Работа по новой теме. (20 мин.)

Рассказывает ученикам о церковнославянизмах, даёт групповое задание

Слушают учителя, выполняют задание

Учитель, словарь.

Пр-1,П-2, П-3, П-4

4.Первичное закрепление (10 мин.)

Задает вопросы на понимание нового материала, даёт задания на закрепление темы

Отвечают на вопросы, выполняют задания

Раздаточный материал

К-1, К-2, К-3, К-4, Л-1, Л-2, Л-3

5.Рефлексия. Информация о домашнем задании. (5мин.)

Объясняет домашнее задание, подводит итог, задает вопросы

Записывают домашнее задание, отвечают на вопросы

учитель

Р-1

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент. Формулировка темы урока и мотивация к учебной деятельности учащихся (2-3 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы поговорим об очень интересном слое лексики русского языка. Слов в русском языке очень много. К некоторым мы привыкли и не замечаем их глубинного смысла. А ведь найти этот внутренний, затаённый смысл – «то же, что зажечь внутри фонаря огонёк» (М.А. Рыбников).

Посмотрите на доску. На ней написаны слова: храм, алтарь, Божественный, святой. Как вы можете охарактеризовать их все?

Верно. И каждое из них является церковнославянизмом. Определению, что такое церковнославянизм, и будет посвящен наш урок. Запишем в тетрадях его тему: «Понятие «церковнославянизм» и его признаки».

 

Сегодня мы будем вместе обсуждать, искать ответы на вопросы, работать в группах.

 

Учащиеся здороваются, садятся.

 

 

 

 

 

 

— Слова, связанные с верой и Церковью.

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают тему урока.

 

Актуализация знаний по теме урока и осуществление первого пробного действия

А теперь давайте подумаем, какие слои лексики в русском языке вы уже знаете. Приведите примеры.

Правильно. А теперь попробуйте определить, благодаря какому признаку вы отнесли слово восстать к книжной лексике.

 

 

— Разговорная (ругаться), книжная (восстать) лексика.

 

— Наверное, по смыслу. Если заменить его на другое, обычное слово (встать), то потеряется его окрашенность.

 

Выявление места и причины затруднения

 

Значит, мы не уверены в том, какие именно признаки характеризуют слово, относящееся к книжной лексике, потому что мы не знаем, на что нужно обращать внимание. А ведь названное вами слово – не просто книжное; это церковнославянизм. Таким образом, мы с вами будем искать, как же определить признаки церковнославянизмов.

 

Построение проекта выхода из затруднения

Как вы думаете, как же мы можем это выполнить?

 

Правильно. Теперь давайте запишем цель нашего урока: понять, что такое церковнославянизм. Задачи, которые необходимо выполнить для достижения цели: найти в литературе информацию по этому вопросу и описать признаки церковнославянизмов.

-Узнать, что такое церковнославянизм, и найти в литературе описание его признаков.

Учащиеся записывают цель и задачи урока.

Реализация разработанного проекта по разрешению затруднения, открытие нового знания

С первой задачей я помогу вам справиться, рассказав о том, что подразумевается под понятием «церковнославянизм».

Напишите в тетрадях заголовок: «Словарный состав русского языка».

Словарный состав русского языка постоянно обновляется. Одни слова уходят, другие приходят. Но основная часть лексики языка остается неизменной.

Основную часть лексики русского языка составляют исконно русские слова, например: рожь, корова, снег, ветер, город, деревня, молодой, хороший и др.

Можете ли вы привести примеры таких слов?

Верно. Давайте теперь запишем в тетрадях под цифрой один «Исконно русские слова» и в скобках – два-три слова из названных вами.

Кроме исконной лексики, в словарный состав русского языка входит большое количество слов, заимствованных из других языков, славянских и неславянских. Сегодня нас интересуют славянские заимствования.

Среди заимствований из славянских языков особую роль играют церковнославянизмы – слова, вошедшие в русский язык из старославянского языка (X-XI вв.). Запишите в тетрадях под цифрой два «Заимствования»: а) неславянские; б) славянские, в том числе церковнославянизмы.

Физминутка.

Теперь мы перейдем ко второй задаче нашего урока: описанию одного из признаков церковнославянизмов.

В начале урока вы определили, что мы можем понять, церковнославянизм ли перед нами или нет, исходя из смысла, т.е. значения слова. Следовательно, как мы назовем такие признаки церковнославянизмов?

Верно. Иногда слово относится к церковнославянскому языку только благодаря своему значению, а не внешним признакам. Запишите: «Признаки церковнославянизмов: 1. Смысловые.

Вы сравнили в начале урока глаголы восстать и встать. Чем они отличаются?

Верно. И где она находится?

Правильно. Следовательно, эти два глагола различаются приставками. Такой тип признаков, когда церковнославянизм имеет свою, характерную только для него часть слова, называется морфологическими признаками. Запишите в тетрадь этот второй признак.

И наконец, есть третий тип признаков – звуковой, когда слово имеет определённые фонетические признаки. Сравните слова агнец и ягненок. Их начальная гласная отличается друг от друга. Какое слово из этих двух является церковнославянизмом?

Верно. Запишите в тетрадь третий признак церковнославянизмов – звуковой.

Работа по группам

А теперь мы выполним следующий проект. У нас на доске, как вы видите, висит ватман, на котором написано: «Признаки церковнославянизмов» и перечислены два из трех выделенных нами признака: звуковой и морфологический. Ваша задача: опираясь на материал информационной карты, заполнить в тетради таблицу по признакам церковнославянизмов, после чего представитель каждой группы выйдет к доске и заполнит ватман о результатах работы своей группы.

Группа 1: звуковые признаки.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1424

Группа 2: морфологические признаки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка.

Учащиеся записывают сведения, на которые особо указывает учитель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Да. Например, мама, папа, семья, любовь, смех.

Учащиеся записывают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают.

 

 

 

 

 

 

-Смысловые.

 

 

 

 

Учащиеся записывают.

 

-В глаголе восстать есть гласная о.

— В приставке.

 

 

Учащиеся записывают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная карта

Признаки церковнославянизмов в современном русском языке

 

К основным звуковым признакам относятся:

1) сочетания звуков -ра-, -ла-, -ре-, -ле– , которые называются неполногласными, на месте русских полногласных сочетаний -оро-, -оло-, -ере-, -еле-, -ело– : врата, злато, чреда, плен (ср. русские ворота, золото, череда, полон

2) сочетания ра-, ла– в начале слов на месте русских ро-, ло-: равный, ладья (ср.: ровно, лодка

3) в известных условиях сочетание -жд на месте русского ж: хождение (хожу), Рождество (Рожество)

4) согласный щ на месте русского ч : освещение (свеча)

5) звук е под ударением перед твердыми согласными на месте русского е(о): перст (наперсток)

6) звук е в начале слова на месте русского о: есень (осень), езеро (озеро), единица (один).

Морфологические признаки: 1) некоторые приставки на : воз– (воздать, возвратить), из– (со значением «направление откуда-то изнутри»: изгнать, излить, извергнуть), низ– (низвергнуть, ниспадать), чрез– (чрезмерный), пре– (презреть), пред– (преднамеренный)

2) суффиксы -стви(е) (бедствие), -ч(ий) (ловчий), -знь (казнь, жизнь), -тв(а) (битва), -ущ, -ющ-, -ащ-, -ящ– (сведущий, тающий, лежащий, говорящий)

3) характерные для церковнославянского языка первые части сложных слов: благо-, бого-, добро-, зло– (благодать, богобоязненный, злонравие, единообразие).

После окончания работы с информационной картой в группах один учащийся из каждой группы выходит к доске и заполняет свою часть ватмана. Учащиеся из другой группы тем временем записывают признаки, о который он рассказывает.

 

Первичное закрепление нового знания

Теперь давайте попробуем вместе устно определить, какой признак каждого из этих слов характерен для церковнославянизмов: мед, сребро, странствие, воздеть, злокозненный.

Учащиеся называют признаки, а учитель подчеркивает их в данных словах, написанных на доске.

Самостоятельная работа и самопроверка по эталону

Теперь попробуйте самостоятельно выделить из данных слов церковнославянизмы и выявить признаки, по которым вы отнесли это слово именно в данный разряд. При необходимости и для самопроверки обращайтесь к словарю (Краткий словарь малопонятных слов и выражений церковнославянского языка,

встречающихся в молитвослове).

Учащиеся выбирают из слов море, око, ибо, благонравие, единодушие, богобоязненный, середина, благоденствие церковнославянизмы и подчеркивают их признаки.

Включение в систему знаний и умений

Теперь давайте вместе подумаем, при изучении каких тем может быть использован материал, который мы сегодня проходили?

         При изучении словарного состава языка, при чтении церковнославянских и русских текстов. Кроме того, теперь мы сможем более точно определять части слова.

Оценивание деятельности обучающихся.

Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Отлично, ребята! Вы прекрасно поработали. Благодаря нашему проекту мы теперь всегда будем иметь перед глазами признаки церковнославянизмов. Особенно отличилась 1 группа.

 

В качестве домашнего задания вам нужно будет самостоятельно выбрать из словаря 5 церковнославянизмов, описать их значение и признаки.

 

Рефлексия

Итак, мы с вами подробно изучили признаки церковнославянизмов и научились определять по этим признакам церковнославянизмы среди ряда других слов. Скажите, что вам было сложно на занятии?

Верно, но данное умение мы можем закрепить только при постоянном повторении.

А что вам показалось наиболее интересным?

Значит, вы творчески подошли к данному заданию, что очень хорошо. На следующих занятиях мы постараемся закрепить наши умения, совмещая это с творческим подходом.

 

 

 

 

— Быстро находить признаки церковнославянизмов, потому что их достаточно много.

 

— Попытка самостоятельно определить (без помощи информационной карты), почему определенное слово — церковнославянизм.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1424

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет