X-PDF

Конспект урока по русскому языкуТема: «Правописание падежных окончаний имен существительных множественного числа»

Поделиться статьей

Докучаевскаяспециальная общеобразовательная школа-интернат № 27

Министерствообразования и науки Донецкой Народной Республики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспектоткрытого урока

по русскому языку (письмо) в 8 классе

Тема:«Правописание падежных окончаний

именсуществительных

множественногочисла»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

учитель Никитина О. С.

 

 

 

 

 

 

 

 

2018-2019уч. г.

Тема.Правописание падежных окончаний имен существительных множественногочисла.

Цельурока:

создатьусловия для активизации познавательной деятельности в получении новых знаний иумений в правописании падежных окончаний имен существительных множественногочисла.

Задачи:

·       обобщитьзнания об изменении существительных по числам,

формировать уменияправильно склонять существительные во множественном числе,

учить находитьсуществительные множественного числа в тексте;

·       развиватьу обучающихся умение распознавать имена существительные единственного имножественного числа;

развивать умениеправильно выражать свою мысль, пополнять и обогащать пассивный и активныйсловарь, расширятькругозор;

корригировать иразвивать мыслительную деятельность (умение сравнивать, группировать,устанавливать несложные связи), долговременную память, устойчивое внимание;

развиватьязыковую, коммуникативную, социальную компетенции;

·       воспитыватьинтерес к предмету, навыки культуры общения на уроке, умение работать вколлективе.

Типурока:изучение нового материала.

Межпредметныесвязи: чтение,СБО.

Методыи приемы:наглядный, словесный, дидактическая игра «Свяжи правильно пары слов»», приемы: «Ассоциативныйкуст», «Проблемная ситуация».

Оборудование:дидактическийматериал, таблица «Падежные окончания имен существительных множественного числа»,карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Подготовительный этап

1. Организационный момент.

2. Психологический настрой

— Проверьте  все ли у вас готово к уроку.

— Скажите, пожалуйста, кто у нас сегодняглавный на уроке?

-Чтобы ответить на мой вопрос вы должныотгадать загадку.

На серебряное блюдце

Мало кто в обиде.

Кто на блюдечко посмотрит –

В нём себя увидит.

— Правильно, зеркало. Ребята, кого выможете увидеть в зеркале? (себя)

— Конечно, на уроке главные вы.

Отчёт дежурного, проверка по журналу.

II. Основной этап

1. Актуализация опорныхзнаний.

-Скажите, какую большую тему мы изучаем на уроках русского языка?

-Кто расскажет правило, что же такое имя существительное?

-Вспомните все, что вы знаете об имени существительном.

-Сейчас мы с вами составим ассоциативный куст

Имя

 

 

 

 

 

 


предмет                                                              подлежащее

кто?                                                  что?

одушевленные                                неодушевленные

имена собственные                нарицательные

Изменяютсяпо числам: ед. ч.          мн. ч.

Бываюттрех родов: мужского, женского, среднего.

Изменяютсяпо падежам.

-Что мы знаем о правописании имен существительных м. р. с шипящей на конце?

-Как пишутся имена существительные ж. р. с шипящей на конце?

Вывод:У имён существительных м. р. Ь знак не пишется,

ау имён существительных ж. р. пишется Ь знак.

2.Словарный диктант.

-Продолжаем работу. Откройте тетради, запишите:

Двадцатоеноября. Классная работа.

Врач, пациент, ветеринар, погода,животные.

— Проверяем, первое слово читает Саша.

— Где в этом слове можно допустить ошибку?

Ученики читают по одному слову, четкопроговаривая все слоги.

— Поднимите руку, кто написал без ошибок.

— Кто допустил ошибки?

— Если есть ошибки, исправьте простымкарандашом.

-Как вы понимаете слово пациент?

Пациент – тот,кто обратился за медицинской помощью или находится под медицинским наблюдением.

-Составьте предложения со словом пациент.

Изкабинета только что вышел очередной пациент.

-Запишите одно предложение, подчеркните главные члены предложения.

Одинученик работает у доски.

-Вернемся к словарному диктанту. Скажите, что общего между записанными словами? (Всеслова являются именами существительными).

-Какое слово лишнее? Почему? (животныеоно одно во множественномчисле).

3. Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня на уроке мы продолжим изучатьтему «Имя существительное» и познакомимся со склонением имен существительных вомножественном числе.

— Сегодня мы будем учиться определять иправильно писать падежные окончания имен существительных множественного числа,правильно выражать свои мысли, давать полные ответы.

4. Работа по теме урока.

а) объяснение новогоматериала.

Посмотрите на доску, прочитайте. Чтозаметили?

Карандаш            зеркала

Лагерь                 карандаши

Зеркало                тюльпаны

Тюльпан              лагеря

Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

Что общего? (Существительные, все в И. падеже)

— В чем разница? (ед. число, мн. число)

— Составьте пары слов.

Один ученик работает у доски, соединяетстрелками пары, остальные дети работают в тетрадях, записывают слова парами.

— А теперь выделите окончаниясуществительных второго столбика.

— Что изменяется при изменении по числам?(Окончания)

— Как отличить существительные ед. числаот сущ. множественного числа? (По значению, по окончанию).

— Итак, какой вывод мы можем сделать изэтого?

Имена существительные во множественномчисле обозначают два или несколько предметов; в И. п. существительныемножественного числа имеют окончания — а, — я, — и, — ы.

а) работау доски: просклонять.

И. кто?сестры                                     что?  облака

Р. кого?сестер                                     чего? облаков

Д. кому?сестрам                                 чему? облакам

В. кого? сестер                                    что? облака

Т. кем?сестрами                                  чем? облаками

П. о ком? осестрах                              о чем? об облаках

— Каковы особенности падежей усуществительных во множественном числе?

б) работа с таблицей (стр. 47).

в) прием «Проблемнаяситуация».

На доске записаны слова. Обучающиеся поодному выходят и дописывают окончания.

Д. п. (чему?) картин…, башн…,     гриб…,       дожд…,    ноч…,         метел….

Т. п. (чем?) картин…,  башн…,      гриб…,        дожд…,    ноч…,         метел….

П. п. (о чём?) о картин…,о башн…, о гриб…,   о дожд…, о ноч…,      о метел….

План работы:

1.    Прочитайте слова.

2.    Определите, какое окончание нужно вставить с помощьюслов-помощников.

3.    Выделите признаки, общие для каждой группы слов.

4.    Сделайте устно вывод.

г) работа по рядам.

— Я называю слова – имена существительные в И. п. ед.ч., ребята первого ряда запишут их в Д. п. мн. ч., ребята второго ряда запишутэти же слова в Т. п., а ребята третьего ряда — в П. п. мн. ч.

Слова: лягушка, уж, конь, колесо, мышь.

Самостоятельная работа. Индивидуальная работа с Богданом А., Александром М.

— Проверяем (несколько учеников читают свои ответы)

Д. п. мн. ч. — лягушкам, ужам, коням, колёсам, мышам.

Т. п. мн. ч. — лягушками, ужами, конями, колёсами,мышами.

П. п. мн. ч. — (о) лягушках, об ужах, конях, колёсах,мышах.

— Какие окончания нужно писать у имен существительныхв Д., Т., П. падежах мн.ч.?

— Рассмотрим изменение этих существительных попадежам.

— В каком падеже у всех существительных окончания –ам, -ям?

— В каком падеже – окончания – ами, -ями?

— А окончания – ах, -ях?

5. Физкультминутка.

Потрудились – отдохнуть

нужно без сомненья.

Дружно, быстренько встаём,

выполним движения.

Глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили.

Всем улыбки подарили.

6. Закрепление.

а) работа с учебником:упр. №104 С. 80 (устно).

— Почитайте, что нужно сделать в этомупражнении.

— Назовите, какие окончания нужновставить?

б) работа с правилом стр. 81.

— Ребята, а какойпадеж мы пропустили?

— В правописанииимён существительных в форме Р. п. множественного числа есть особенности, акакие – прочитайте в учебнике.

в) игра «Свяжи правильно пары слов»

На доске написаны слова.

Салат, помидоры.                   Детали,аппараты.

Узор, листья.                          Сапожник,сапоги.

Настил, доски.                        Концерт,родители.

Квартира, соседи.                   Корм,цыплята.

— Свяжите пары слов по смыслу с помощьюпредлогов у, до, из, без, от, для. Запишите полученные словосочетания.

Окончание –ов: салат из помидоров,…

Окончание –ев: узор из листьев,…

Окончание –ей: концерт для родителей,…

Без окончания: настил из досок,…

(Обучающиеся по одному выходят к доске изаписывают словосочетания.)

7. Гимнастика для глаз.

Сидя за партами.

1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).

2. Круговые движения глазами. Головой невращать (10 раз).

3. Не поворачивая головы, отвести глазакак можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть.Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).

4. Смотреть на какой-либо предмет,находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрываявзгляда от этого предмета (2-3 раза).

5. Смотреть в окно вдаль в течение 1минуты.

6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрывглаза.

8. Самостоятельная работа по карточкам(дифференцированно).

1-я группа. Найди четвертое лишнее,объясни.

Много мест, дел, консерв, макарон.

Килограмм апельсинов, яблоков,абрикосов, помидоров.

Группа инженеров, партизанов,офицеров, тренеров.

 

2-ая группа. Спишипредложения, употребив имена существительные, данные в скобках, в нужном падежево множественном числе. Выдели окончание имён существительных.

На (ветка) (дерево) сидели (снегирь).

По (поляна) вьются узкие (ленточка)(тропинка).

 

3-я группа. Допиши в предложенияхокончания имён существительных.

На макушк_ деревь_ кричали грач_.

Над ив___ и лип___ кружились ворон_.

III. Заключительный этап.

1. Итог урока(рефлексия).

-Какие имена существительные мы сегодня склоняли?

-Вспомните, какую цель урока мы поставили?

-Мы выполнили эту цель?

— Наш урок заканчивается, пора подвестиитоги. Я предлагаю вам продолжить предложения.

Оценитесвою работу на уроке.

— На партах у вас есть карточки, в которойнужно подчеркнуть фразы, которые характеризуют вашу работу на уроке по тремнаправлениям:

урок

я на уроке

итог

интересно

работал

понял материал

скучно

отдыхал

узнал больше, чем знал

безразлично

помогал другим

не понял

2. Домашнее задание (дифференцированно).

Выучить правило стр. 81,

С. 82, упр. 107, 1-ый абзац.

— Стас, прочитай, что нужно сделать в этомупражнении.

3. Оценка работыобучающихся.

-Мне понравилось, как вы работали на уроке. Были в основном внимательными,активными, давали правильные и полные ответы.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет