Класс: 4
УМК:
Тема урока: Добро и зло
Тип урока: Урок изучениянового
Цель: создание условий для понимания значения понятий добра и зла вжизни человека.
Задачи:
1.Разделить впредставлении понятия « добро», «зло».
2. Формироватьумение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта.
3. Развиватьумение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческимиценностями.
4. Воспитыватьстремление делать добро и не делать зла.
Планируемые результаты:
Предметные:
– Характеризуют главныеморальные понятия – добро и зло.
– Высказывают своёмнение, о том, почему важно бороться со злом.
– Умеют объяснить смысл предложенных пословиц, приводить своипримеры.
– Приводят примерыхороших и плохих поступков.
Метапредметные:
Регулятивные:
– Умеют приниматьи сохранять учебную задачу.
– Осуществляютцелеполагание в соответствии с темой урока.
Познавательные:
– Осуществляютинформационный поиск для выполнения учебных заданий.
– Анализируют и оцениваютповедение человека с позиции нравственных норм.
Коммуникативные:
– Умеют вступать вдиалог со взрослыми и сверстниками.
– Умеютаргументировать свою точку зрения.
– Признаютвозможность существования различных точек зрения и права каждого иметь своюточку зрения и оценку событий
Личностные:
– Целостно, гармоничновоспринимают мир.
–Успешно осуществляют учебную деятельность.
Оборудование: учебник,презентация, раздаточный материал (карточки с заданием), видеозапись притч.
План урока:
1.Организационный момент (1 минута)
2. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей изадач урока (5 минут)
3. Актуализациязнаний (3 минуты)
4. Постановкапроблемы (5 минут)
5. Изучение нового (16 минут)
6. Первичное закрепление (12 минут)
7. Рефлексия, подведение итогов (3 минуты)
Ходурока
Этап урока |
Задача этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методы, приемы, формы и средства |
Формируемые УУД |
||||||||||
1. Организационный момент. |
Подготовить учащихся к работе на уроке, обеспечить включение в деятельность. |
– Здравствуйте ребята, садитесь. Меня зовут Галия Ильдаровна и сегодня я у вас проведу урок Основы светской этики. |
Приветствуют учителя.
|
Формы: фронтальная Средства: речь учителя |
|
||||||||||
2. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач урока. |
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.
|
– Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма и попытаемся догадаться, о чём будем разговаривать сегодня на уроке. Просмотр отрывка из мультфильма «Просто так». – Кто-нибудь знает, как называется этот мультфильм? – Он называется «Просто так». – Ребята, кого вы увидели в мультфильме? – Какие они?
– Догадайтесь, о чем будем говорить на уроке? – Назовите антоним к слову добро? – Скажите, какая тема нашего урока? – Правильно ребята, тема нашего урока «Добро и зло». – Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего? |
— Мальчика и ослика – Мальчик радостный, ослик грустный – Мальчик добрый, он совершил добрый поступок, подарил грустному ослику цветы. – О доброте и добрых поступках – Зло – Добро и зло
– Узнаем, что такое добро и зло, почему нужно стремиться к добру и избегать зла. |
Формы: фронтальная Методы: беседа, демонстрация Средства: речь учителя, слайд презентации, отрывок из мультфильма |
|
||||||||||
3. Актуализация знаний |
Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания |
– Ребята, а зачем нам это знать?
– Можно ли за 45 минут научиться быть добрым, творить добро? – Сколько времени понадобиться для этого?
– Да, возможно и всю жизнь. – Наверняка кто-то из Вас знает пословицы и поговорки о добре. Какую Вы можете назвать?
– А вот я сейчас вспомнила пословицу «Жизнь дана на добрые дела». Спешите делать добро, и оно к вам вернется. – Можно ли сразу разобраться в вопросе добра и зла? – Вы хотите в этом разобраться?
|
– Нет
– Много, возможно даже всю жизнь
– Доброе дело два века живет. Добрые слова дороже богатства. Мир не без добрых людей.
– Нет
– Да |
Формы: фронтальная Методы: беседа Средства: речь учителя |
|
||||||||||
4. Постановка проблемы |
|
– Для начала давайте выполним задание в парах. – Сейчас вы получите карточки со словами, которые Вам нужно будет разделить на 2 группы. Задание понятно? – Можете приступать Слова: правдивость чуткость трудолюбие доверие лень лживость ответственность равнодушие радость отвага – По какому признаку разделили слова?
– Какие слова относятся к группе «Добра»? А к группе «Зла»?
– В каждом человеке уживаются и хорошее, и плохое. Опишите свои чувства и ассоциации, связанные с этими словами. – Какого человека мы назовем добрым, какого злым?
– Чтобы дать точное определение этим словам, какими источниками мы можем воспользоваться? – Правильно, давайте посмотрим, какое определение добра нам даёт словарь. |
– Да
– Слова относящиеся к добру и злу; к хорошему и плохому
– Человека поступающим хорошо, можем назвать добрым, а поступающим плохо, злым. – Учебником, словарями |
Формы: парная, фронтальная Методы: беседы, упражнение Средства: речь учителя, слайд презентации, раздаточный материал (карточки с заданием) |
|
||||||||||
5. Изучение нового |
Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре и зле, развития умений находить ответы на проблемные вопросы |
На слайде: Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду (словарь С.И. Ожегова) – А теперь давайте откроем учебник на странице 12 и прочитаем определение добра, которое даёт нам он. Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. – Похожи ли эти определения? Чем?
– Теперь обратимся к определению Зла На слайде: Зло – нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду (словарь С.И. Ожегова) – Перевернём страницу учебника и прочитаем определение зла Зло – это противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить. – Похожи ли эти определения? Чем?
– Давайте посмотрим притчу, которая называется «Два волка». (видеозапись) Притча «Два волка» Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Останавливаю на последней фразе – Как вы думаете, как ответил старик? Какой волк побеждает в конце? Включаю продолжение – О чём притча? – Чему нас учит? – Как вы понимаете заключительные слова притчи: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»? – Ребята, а какого волка кормите вы и чем? – Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок, который оставил добрую память в вашем сердце? – Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?
ФИЗМИНУТКА Сейчас мы поиграем с вами в игру. «Является ли добрым человек, который..?» (Если да – прыгаем, киваем головой, если нет – приседаем, опуская голову вниз ) а) делает зимой для птиц кормушки; б) всегда чувствует, кому нужна помощь; в) стреляет в птиц из рогатки; г) помогает маме ухаживать за младшей сестренкой; д) не оказывает помощь в трудную минуту; е) каждый день ходит за покупками для старенькой бабушки.
– Давайте просмотрим и прослушаем ещё одну притчу. Шрамы на душе. Один мальчик часто злился на других и легко выходил из себя. Как-то отец дал ему мешок с гвоздями и сказал: — Каждый раз, когда ты не сдержишь свой гнев, вбей один гвоздь в столб забора. В первый же день мальчик вбил 37 гвоздей. Но он учился сдерживаться и с каждым днем забивал гвоздей все меньше и меньше. Наконец, наступил день, когда мальчик ни разу не вышел из себя. Он рассказал об этом своему отцу, и тот ответил: — Каждый день, когда тебе удастся сдерживаться, вытаскивай из столба один гвоздь. Шло время, и однажды мальчик снова пришел к отцу и сказал, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: – Как вы думаете, что произошло дальше? — Ты справился с заданием. Но смотри, сколько в столбе осталось дыр. Он уже никогда не будет таким как прежде. Так и с человеком: когда ты говоришь злое слово, на его душе остается шрам, такой же, как эти дыры. Даже если ты потом извинишься, шрам все равно останется. Береги своих друзей, показывай им, как много они для тебя значат. – Понравилась ли вам притча? – Что привлекло в ней? – Какие чувства она пробудила у вас? – Ребята как вы поняли эту притчу?
|
Открывают учебник, на указанной странице
– Оба эти определения говорят нам о том, что оно относится к человеку и обществу
– Оба определения говорят нам о том, что зло это плохо, то что не нравится обществу
Высказывают свои предположения
– О том, что каждый человек должен сам выбирать, каким ему быть и какие поступки совершать.
Делятся своими примерами из жизни
Смотрят видеозапись притчи
|
Формы: фронтальная Методы: беседа, демонстрация, работа с книгой Средства: речь учителя, учебник, слайд презентации, видео притч |
|
||||||||||
6. Первичное закрепление |
|
– Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере притч. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста. – В начале урока мы вспоминали пословицы о добре, может кто-то вспомнил ещё? А какие пословицы Вы знаете о зле? –Давайте поработаем в группах, найдите продолжение пословицы, обсудите, в чем заключается смысл этих пословиц, затем все вместе обсудим. На карточках:
–В чём заключается смысл этих пословиц? – Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово. – Какие добрые слова вы знаете, мне хотелось бы проверить. Игра «Доскажи словечко» — Растает даже ледяная глыба От слова теплого…(спасибо) — Зазеленеет старый пень, Когда услышит… (добрый день) — Мальчик, вежливый и развитый, Говорит, встречаясь… (здравствуйте) Когда нас бранят за шалости, Говорим … (извините, пожалуйста) И во Франции, и в Дании На прощанье говорят … (до свидания)
– Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила? – Сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. – Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.
|
– Не ищи красоты, ищи доброты Добрые дела красят человека В ком добра нет, в том и правды мало Не одежда красит человека, а его добрые дела Без добрых дел нет доброго имени
|
Формы: фронтальная, групповая Методы: беседа, упражнение Средства: речь учителя, слайд презентации, задание, игра, раздаточный материал (карточки с заданием) |
|
||||||||||
7. Рефлексия, подведение итогов |
|
– Наш урок подходит к концу. И в заключение я хочу вам сказать: Иногда большее значение имеет не сделать добро, а не допустить совершение зла. – Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? – А можно ли стать добрым на время? – Я желаю, что бы вокруг вас всегда царило добро. – Давайте дополним фразы, которые вы видите на слайде Я сегодня на уроке узнал… Я понял, что … Я расскажу дома … – Спасибо за работу на уроке, урок окончен. |
– Нет
– Нет |
Формы: фронтальная Методы: беседа Средства: речь учителя, слайд презентации |
|