1. Ф. И. О. студента: Петрушкова КсенияЕвгеньевна.
2.Класс: 1А Дата: 16.02.2023 г. Предмет: русский язык / литературное чтение.
3. Тема «Буква Ф ф, звуки [ф], [ф]».
4. Тип урока: открытие новых знаний.
5. Цель: знакомствос буквой Ф ф, звуками [ф], [ф], с написанием строчной буквы ф.
6. Задачи |
7. Планируемые результаты (ПР) |
||
ДЗ |
Формировать умение слого-звукового анализа слов. |
Пр1 |
Различают согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие. |
Пр2 |
Определяют количество слогов в слове. |
||
Формировать умение писать строчные буквы. |
Пр3 |
Пишут аккуратным разборчивым почерком без искажений строчными буквами. |
|
Формировать умение плавного, слогового чтения. |
Пр4 |
Читают вслух короткие тексты. |
|
Совершенствовать навык сознательного чтения. |
Пр5 |
Понимают содержание прочитанного текста. |
|
РЗ |
Развивать мышление. |
П1 |
С помощью учителя формулируют цель. |
П2 |
Классифицируют языковые единицы. |
||
Развивать речь. |
К1 |
Корректно и аргументированно высказывают своё мнение. |
|
К2 |
Строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. |
||
Развивать логическое мышление. |
Р1 |
Планируют действия по решению учебной задачи для получения результата. |
|
ВЗ |
Воспитывать чувство ответственности за свою безопасность. |
Л1 |
Соблюдают правила безопасного образа жизни в окружающей среде. |
8. Средства обучения: Горецкий, В.Г. Азбука. 1 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин,Л.А. Виноградская и др. М.: Просвещение, 2019. – 111 с., Горецкий, В.Г.Пропись. 1 класс. Пособие для общеобразоват. организаций. В 4 ч. Ч. 4 / В.Г.Горецкий, И.А. Федосова. М.: Просвещение, 2022. – 32 с., проектор, презентацияPowerPoint, компьютер, карточки.
Структура урока Дидактические средства (ДС) |
Задача этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
ФОУД |
ПР |
|
Оргмомент. |
Проверить готовность к уроку (психологический настрой). |
Приветствие. — Добрый день, добрый час. Как я рада видеть вас! Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Друзьям своим вы улыбнитесь. Пожмите руки, подтянитесь И за парты все садитесь. Проверка готовности к уроку. — Проверьте вашу готовность к уроку. У вас на партах должны лежать азбука, пропись и пенал. Повторение правил поведения в школе. — Вспомним правила поведения в школе. Я буду читать правила, а вы их продолжать. — Заветное слово – тишина, и нарушать её … Учитель не просит отвечать – значит, надо … Если хочешь ты сказать – руку надо … Ты сиди за партой стройно и веди себя … Если взрослый входит в класс – нужно быстро … — Вот теперь мы можем начинать урок! Я надеюсь, что вы будете соблюдать все правила поведения и активно работать на уроке. |
Приветствуют учителя.
— Нельзя. — Помолчать. — Поднимать. — Достойно. — Встать. |
Ф |
|
|
Актуализация знаний. |
Мотивационный этап.
|
Показать необходимость/значимость изучения материала. |
— Хочу начать наш урок со стихотворения. — Школа — самый лучший друг, Второй наш друг родной. Здесь постигаем курс наук Мы дружною семьёй. — Как вы думаете, зачем нужно ходить в школу?
— Зачем вам нужно учиться?
— Знания – это багаж, который постоянно накапливается важной информацией. Собирая знания, мы приобретаем некий опыт, что может оказать неоценимую услугу в будущем. — Сегодня вы будете пополнять свой багаж знаний, а урок обучения грамоте вам в этом поможет! |
— Чтобы учиться, получать знания. — Чтобы быть умными, грамотными. |
Ф |
К1
К2 |
Подготовка обуч-ся к учебной деятельности на уроке. ДС: проектор, презента- ция, карточки. |
Повторить материал, необходимый для «ОНЗ». |
Речевая разминка. — Предлагаю провести речевую разминку. Как вы думаете, для чего она нам нужна?
— Я буду произносить чистоговорки, а вы повторять за мной. Читающие ребята читают со слайда. Су – су – су — погуляем мы в лесу. Ва – ва – ва – вот высокая трава. Ло – ло – ло – на улице тепло. Ра – ра – ра – заниматься нам пора. Парное задание на повторение изученных букв. — Вы уже изучили почти все буквы русского алфавита. И сейчас мы проверим, как хорошо вы в них разбираетесь. Для этого вы выполните задание в парах. — У вас на столах лежат карточки. Что на них написано? — Для работы вам пригодятся карандаши красного и синего цвета. Карандашами вы будете обводить буквы в кружок. — Как вы думаете, какие буквы вы будете обводить в красный кружок? — Какие буквы нужно обвести в синий кружок? — Правильно. Поскольку вы будете работать в парах, то один из вас будет работать красным карандашом, а другой синим карандашом.
— Какие буквы вы обвели в красный кружок? — Назовите буквы, которые вы обвели синим цветом. — Что обозначают буквы? — Какой звук обозначает каждая буква, которую вы обвели в красный кружок? — Какой звук обозначают буквы, которые вы обвели синим цветом? — Молодцы! Я вижу, что вы различаете гласные и согласные буквы. Это значит, что вы без труда сможете выполнить всю работу, которую я для вас приготовила. |
— Чтобы развивать речь, подготовиться к чтению.
— Буквы.
— Гласные. — Согласные.
— А, Э, И, Ю, Е, У. — Т, С, М, Б, Р, З, Д. — Звуки. — Гласный звук.
— Согласный звук. |
Ф
П |
К1 |
|
Открытие новых знаний. |
Постановка учебной задачи. ДС: проектор, презента- ция. |
Сформулировать тему урока, поставить цель. |
1. Формулировка темы. — Чтобы узнать тему урока, послушайте и отгадайте загадку: Фантик, филин и фуражка, Фрукт, фундук И даже фляжка, — Все содержат букву эту, Я скажу вам по секрету. — О какой букве идет речь? — Предположите тему урока.
2. Формулировка цели. — Какую цель поставим на урок?
|
— О букве Ф. — Буква Ф, ф, звуки [ф], [ф].
— Познакомиться со звуками [ф], [ф], с буквой Ф ф; будем учиться читать и писать букву ф. |
Ф |
П1 |
Учебное действие. ДС: проектор, презента- ция, пропись, учебник. |
Познакомить новым материалом, спланировать деятельность. |
Обучение грамоте: слого-звуковой анализ слов. — Начать знакомство с новыми звуками я предлагаю с загадки: Не галстук я, не воротник, Но шею защищать привык, Но защищаю лишь тогда, Когда ударят холода. — Что же это? — На слайде представлена схема слова «шарф». Рассмотрите её.
— Произнесите это слово. — Сколько слогов в этом слове? — Докажите.
— Назовите новый звук. — Дадим ему характеристику, но для этого составим план. Посмотрите на слайд, что мы сделаем в первую очередь?
— Какой будет следующий шаг?
— Какой будет последний шаг?
— Следуя плану, определим, звук [ф] гласный или согласный? — Почему?
— Почему?
— Он твёрдый или мягкий? — Произнесите звук [ф] ещё раз. — Скажите, как ласково назвать шарф? — Рассмотрите схему этого слова.
— Произнесите слово «шарфик». — Сколько слогов в слове? — На какой слог падает ударение?
— Он твёрдый или мягкий? — Какой буквой они обозначаются?
— Чему мы учились, выполняя задание этой игры?
— Откройте прописи на 30-ой странице (3 и 0). Рассмотрите узор вверху страницы. На что он похож?
Анализ структуры буквы. — Вверху страницы расположены элементы буквы. Рассмотрите их. — Третий?
— Где заканчивается? — Как вы думаете, для чего мы с вами проговорили, где начинается и заканчивается буква ф, из каких элементов она состоит? Письмо в воздухе.
Письмо буквы в прописи. Физминутка. |
— Шарф.
— Один слог. — Потому что в слове один гласный звук. — [ф]. — Определим, гласный это звук или согласный.
— Определим, звонкий звук или глухой. — Определим, твердый он или мягкий. — Согласный. — При его произношении воздух, проходя через органы речи, встречает преграду. — Глухой. — Потому что он состоит из шума. — Твёрдый.
— Шарфик.
— Два слога. — Потому что два гласных звука. — На первый. — [ф]. — Согласный. — При его произношении воздух, проходя через органы речи, встречает преграду. — Глухой. — Потому что состоит из шума. — Мягкий.
— Со звуками [ф], [ф]. — Буквой ф.
— На ключ.
— Определять, в каких словах буква ф обозначает твердый звук, а в каких мягкий.
— На улитку.
— Чтобы подготовить руку к письму.
— Из 3 элементов. — Овал.
— Чуть ниже верхней линии рабочей строки. — На середине рабочей строки. — Чтобы правильно её написать.
— Чтобы нам легче было писать букву в прописи. — Писать букву ф. |
Ф
Ф
Ф
Ф
Ф
Ф
|
Пр2
Р1
Р1
Р1
Пр1
Пр1
Пр2
Пр1
Пр1
Пр1
К2
К2
К2
Пр3 |
|
Применение знаний. |
Действия контроля. ДС: пропись, учебник. |
Выявить уровень первичного усвоения учебного материала. Форма контроля: устный. |
Обучение грамоте: чтение слогов, слов и работа с ними. — Наши пальчики трудились, писали. Им нужно немного отдохнуть. Отложите пропись в сторону и положите перед собой «Азбуку». — На странице 71-ой под схемами слов написаны слоги. Найдите их. Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192 — Прочитаем их по цепочке. — В каких слогах буква ф обозначает твёрдый звук?
— В каких слогах буква ф обозначает мягкий звук?
— Назовите слова с этими слогами. — Что мы сейчас изучили? — Для чего мы это сделали?
— Найдите в азбуке на 71-ой странице слова.
— Прочитаем слова сначала по слогам, а потом целиком. — Прочитайте слова, которые состоят из трех слогов.
— Какие слова состоят из двух слогов? — Что такое ферма?
— Что такое фабрика?
Письмо: написание слогов и слов, работа с ними. — Наши пальчики отдохнули, теперь можно продолжить писать. — Положите учебник на край стола и положите перед собой пропись.
— На второй рабочей строке написаны слоги. Найдите их. — Прочитайте первый слог. — Какое соединение между буквами в этом слоге? — Прочитайте второй слог. — В этом слоге какое соединение между буквами? — Прочитайте третий слог. — Какое соединение между буквами в данном слоге? — Посмотрите, в слоге «фа» после того, как написали букву ф, ручку нужно вести вниз, чтобы соединить с буквой а.
— Возьмите ручки и напишите эти слоги по образцу. — На следующей строке найдите слово. Прочитайте его. — Из скольких слогов состоит это слово? — Докажите.
— Составьте устно предложение с этим словом.
— Напишите слово «филин» рядом с образцом. — Ребята, что находится рядом со словом «филин»? — Выйдите к доске и составьте схему слова «филин».
— Остальные ребята закрашивают схему в прописях. — Прочитайте, что написано в начале следующей строки. — Ребята, а «фл» это слог? — Что это? — Какое это соединение? — Возьмите ручки и напишите соединение в прописи. — Прочитайте слово, которое написано на этой строке. — Из скольких слогов состоит это слово? — Докажите.
— Красивым почерком напишите это слово в прописи. — Из каких цветов состоит российский флаг?
— Вы знаете, в каком порядке располагаются цвета флага? — Сейчас мы это проверим. Выйдите к доске и расположите цвета флага в правильном порядке.
— Ребята, наш росскийский флаг называют «триколор». Как вы думаете, почему?
— Наш флаг имеет три полосы разных цветов: белую, синюю и красную, поэтому его и называют «триколором». |
— В слогах фу, фы, фа, фо. — В слогах фе, фи, фё. — Фасоль, фикус. — Слоги с буквой ф. — Чтобы потом читать слова с этими слогами.
— Телефон, фабрика. — Ферма, асфальт. — Это место, где разводят животных. — Это предприятие, на котором создают различные товары.
— Фа. — Нижнее. — Фи. — Верхнее. — Фе. — Среднее.
— Филин. — Из двух. — Потому что в слове два гласных звука. — На дереве сидел филин.
— фл. — Нет. — Соединение букв. — Нижнее.
— Из одного. — Потому что в слове один гласный звук.
— Белый, синий, красный. — Да.
— Потому что он состоит из трех цветов.
|
Ф
Ф
|
К2
К2
Пр3
Пр2
К2
Пр3
Пр2
К1 |
Действие самоконтроля. ДС: учебник, пропись. |
Развивать способности к оценочным действиям. Форма самоконтроля: устный. |
Обучение грамоте: чтение и работа с текстом. — Пришло время потренироваться в чтении. Отложите прописи на край стола, а учебник положите перед собой. 1. Работа с текстом до чтения. 72-ую. Вверху найдите текст. — Справа от текста находится рисунок. Рассмотрите его. — Что вы видите на рисунке? — Как вы думаете, о чём будет этот текст? 2. Чтение текста. — Сейчас я прочитаю текст, а вы внимательно следите. — Прочитайте вслух текст. 3. Работа с текстом после чтения. — О чем этот текст? — Как мы можем озаглавить текст? — Из каких цветов состоит светофор?
— Что означает красный цвет? — Какое значение имеет желтый цвет?
— О чём говорит зеленый цвет? — Как вы думаете, для чего нужен светофор?
— Светофор регулирует движение и обеспечивает безопасность на дороге. — Ребята, вы соблюдаете правила дорожного движения? — Почему нужно их соблюдать?
— Правила дорожного движения необходимы для того, чтобы движение по дорогам было безопасным для водителей и пешеходов. Игра «Светофор». — Предлагаю поиграть в игру «Звуковой светофор». Первый ряд будет красным цветом светофора, второй – синим, третий – зелёным цветом. Если я называю слово, которое начинается с гласного звука, то встаёт первый ряд. Если я называю слово, которое начинается с твёрдого согласного звука, то встает второй ряд. Если я называю слово, которое начинается с мягкого согласного звука, то встаёт третий ряд. — Арбуз, дерево, дом, игра, стол.
Письмо: работа с предложением.
— Наши пальчики отдохнули, а это значит, что мы можем продолжить учиться красиво писать. — Положите перед собой прописи, а учебник уберите на край стола. — На 30-ой странице найдите предложение. Прочитайте его. — Сколько раз в этом предложении встречается буква ф? — В каком слове? — Между буквами ф и л какое соединение в этом слове? — Рядом с образцом напишите это предложение красивым почерком. — Докажите, что мы написали предложение. |
— Светофор. — О светофоре.
— О светофоре. — Светофор. — Красный, желтый, зеленый. — Что ехать нельзя. — Что нужно приготовиться. — Что можно ехать. — Он регулирует дорожное движение.
— Да. — Чтобы не случалось аварий, чтобы не подвергать свою жизнь опасности.
— Один раз. — Флаг. — Нижнее.
— Первое слово написано с большой буквы, в конце стоит точка. |
Ф
Ф
Ф
|
Пр4
Пр5
Пр5
Пр5 Л1
Л1
Пр3
|
|
Рефлексия познавательная. |
Действия оценки. ДС: раздаточ-ный материал, компьютер. |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обуч-ся. Форма оценки: устная. |
— Урок подходит к концу. С какой буквой мы сегодня познакомились на уроке? — Какие звуки обозначает эта буква? — Чему мы сегодня учились? Игра «Гусеница». — Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Гусеница». Для этого вам нужно объединиться в группы по 4 человека. — Вы получите конверты, в которых будут две гусеницы: с зеленой головой и с синей головой. Но у нас есть проблема – части тела гусениц перепутались между собой. — На каждой части тела, то есть на кружке, будет написано слово. Вам нужно определить, какой звук обозначает буква Ф в каждом слове: мягкий согласный звук или твердый согласный звук. — Если буква Ф обозначает твердый согласный звук, то вы помещаете кружок к синей голове. — Если буква Ф обозначает мягкий согласный звук, то вы помещаете кружок к зеленой голове.
— Какие слова вы отнесли к зеленой гусенице? — Какие слова отнесли к синей гусенице?
— Звук [ф] звонкий или глухой? — Звук [ф]? Индивидуальное задание в Learning Apps. — Один ребенок поработает индивидуально на компютере. Вам нужно распределить слова в две группы: слова, в которых буква ф обозначает мягкий согласный звук и слова, в котрых буква ф обозначает твёрдый согласный звук.
— Что закрепили, выполняя данное задание? |
— С буквой Ф.
— Звуки [ф], [ф]. — Писать букву ф.
— Фея, кофе, ферма. — Фото, кофта, шкаф. — Глухой. — Тоже глухой.
— Определять, в каких словах буква ф обозначает твердый звук [ф] и мягкий звук [ф]. |
Ф
Г
И
|
Пр1
Пр1
К2 |
Рефлексия личностная. |
Действия самооценки. ДС: карточки. |
Формировать умение оценивать результаты своей деятельности. Форма самооценки: устная. |
— Обратите внимание, у вас на партах лежать карточки с цветными воздушными шариками. — Если вы научились писать букву ф, знаете, какие звуки она обозначает, можете дать им характеристику, то поднимите зеленый воздушный шарик. — Если у вас возникают затруднения при написании буквы ф, вам сложно дать характеристику звукам, которые она обозначает, то поднимите красный воздушный шарик. — Мне очень понравилось с вами работать сегодня. Урок окончен. Хорошего дня! |
|
Ф |
|
ФОУД(формы организации учебной деятельности: И — индивидуальная, Г- групповая, П -работа в паре, Ф — фронтальная).
Критерии оценки техкарты урока (занятия) студента |
Баллы |
1. Формулировка цели и задач соответствуют теме урока. |
0, 1 |
2. Планируемые личностные результаты соответствуют поставленным задачам. |
0, 1 |
3. Планируемые метапредметные результаты соответствуют поставленным задачам. |
0, 1 |
4. Планируемые предметные результаты соответствуют поставленным задачам. |
0, 1 |
5. Предусмотренные этапы урока отражают последовательность (логику) открытия и применения нового знания. |
0, 1 |
6. Предусмотрено не менее трех форм организации учебной деятельности обучающихся . |
0, 1 |
7. Предусмотрено применение интерактивного оборудования. |
0, 1 |
8. Указаны дидактические средства обучения на каждом этапе урока. |
0, 1 |
9. Запланированы формы контроля и оценки, самоконтроля и самооценки. |
0, 1 |
10. Представленная технологическая карта урока (занятия) оформлена без ошибок орфографических, грамматических, пунктуационных, технических. |
0, 1 |
Итог: максимально 10 баллов. |
|
Учитель: ______(Зыбченко М.Н.) Методист: ______ (Григорьева Н.А.) Отметка: ____