Муниципальноеавтономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №12 имени Маршала Жукова
муниципального образованиягород-курорт Геленджик
Конспектлогопедического занятия
потеме «Дифференциация гласных и ы на материале лексической темы «Прогулкав лес, дикие животные»
иразвитию связной речи
длядетей с ОНР 3 и ЗПР
Подготовила:
учитель-логопед
Пеструилова С.О.
с.Дивноморское 2023 г
Методическое обосновапние
Работаю в логопедической группе общеобразовательнойшколы. В группе 55 человек с 1 по 9 классы. ОНР 2 классы 9 человек. Диагнозыпоставлены в ПМПК при поступлении в логопедическую группу-3 человека ЗПР. Вгруппе у детей 1 класса имеются нарушение звуковой, лексико-грамматической сторонречи . В процессе диагностики обнаружилось, что словарный запас по лексическимтемам у детей снижен и весьма ограничен. Ответы односложные, у двухнаблюдается нарушение грамматического строя речи. Сложности в общении сосверстниками испытывают три ребенка. Интеллект у всех 9 -сохранен.
В работе с детьми данного вида нарушенияречи пришла к необходимости дополнительных коррекционных занятий по развитиюречевых навыков, внедрению видов коррекционных упражнений в урочную систему.
Представленная вконспекте образовательная деятельность по теме «Гласные и ы» с подгруппойдетей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития школьного возраста(7-8 лет, 2 класс) реализуется врамках речевого направления работы в МАОУ СОШ №12коррекциронной логопедической группы и предназначена для контингента детей,имеющих общее недоразвитие речи 3 уровня и ЗПР (вариант 7.1 и 7.2). Коррекционноелогопедическое занятие рассчитано на детей, посещающих специализированнуюгруппу1-й год.
Коррекционнаялогопедическая работа ведется в соответствии с АООП МАОУ СОШ №12имени Маршала Жукова, комплекснойобразовательной программой с общим недоразвитием речи с 7 до 8 лет иадаптированной основной общеобразовательной программой начального и общегообразования (АООП варианты 7.1, 7.2)
Подгрупповыелогопедические занятия проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность занятия 40 – 45 минут. Наизученрие темы«Гласные» отводится 4занятия.
Представленноезанятие составлено с учетом системно-деятельностного подхода. Оно являетсяитоговым в изученииэтой темыи комбинированным по своему содержанию, т.к. включает элементы работы поактивизации словарного запаса по лексической теме «Прогулка влес, дикие животные»,совершенствованию грамматического строя речи, обучению элементам грамоты,совершенствованию умения составлять описательный рассказ по сюжетнымкартинкам.
Занятиевыстроено с учетом этапов системно-деятельностного подхода (см. технологическуюкарту), что соответствует требованиям ФГОС. На представленном занятиипредполагается решение разноплановых общепедагогических и коррекционных задач.
Дляполучения прогнозируемого результата используются современные педагогическиетехнологии (системно — деятельностный подход, технология моделирования,информационно-коммуникационные технологии, технологии работыс песком),чтопозволяет сделать логопедическое занятие содержательным, интересным изапоминающимся для детей.
В данном занятии технологиямоделирования связной речипри работе с песком у детей школьного возраста с ЗПР реализуетсяприемы и методы: беседы, моделирования сюжета рассказа, описаниекартнки и животного , которые являются эффективнымкоррекционным средством. Использованиенаглядныхметодовна логопедических занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнеевоспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводитьее в соответствии с поставленными коррекционно-развивающими задачами. Таким образом, усвоение школьниками различных формсимволизации и приемов и наглядного моделирования помогают ребенку выражать своюобъективную позицию по отношению к действительности, служат основанием дляпоследующего развития познавательных и творческих способностей.
.
Новизнаподачи учебного материала заключается в использовании ИКТ (мультимедийнойустановки, презентации с анимационными эффектами).
Данноезанятие предполагает проведение физминутки, так как в ходе образовательнойдеятельности дети, выполняя различные коррекционно-упражнения, немного устают, у них наблюдается замедленный темп чтения и письма.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯКАРТА урока : «Дифференциация гласных и ы»
МАОУСОШ №12 имени Маршала Жукова
Группа: 2 класс (возраст 7-8 лет) для детей собщим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
Темаурока : « Дифференциациягласныхы-и»
Форма урока: групповая9 человек 2 класс
Цель: Актуализацияи закрепление знаний о гласныхзвуках, закрепление умений четкоартикулировать гласные звуки [А], [У], [И], [О], [ы],[Э]. развитиефонематического слуха, развитие внимания, мышления, развитиемелкой моторики рук в штриховке, рисование песком.
Задачи:
Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [А], [У],[И], [О], [ы], [Э].
Развивать навыки фонематического анализа и синтеза.
Дифференцировать звуки []Ы, [И]
Задачикоррекционные:
Коррекционно– образовательные: закрепление материала по теме.
Коррекционно– развивающие: развитие связной речи, фонематического слуха,внимания,мелкой моторики.
Коррекционно– воспитательные:воспитание эстетических чувств
Видыдеятельности:коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Коррекционныецели:развитие мелкой моторики руки и пальцев рук, формирование навыков анализа,синтеза и классификации с опорой на наглядные материалы, расширение кругозора,формирование навыков адекватной самооценки детей с ОВЗ. развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, мышления, памяти.
РегулятивныеУУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-удерживать цель деятельности до получения её результата;
-планировать решение учебной задачи;
-выполнять последовательность необходимых операций;
-анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их
причины.
-освоить способ определения гласного звука
ПознавательныеУУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
-ориентироваться в тетради, учебнике;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненныйопыт и информацию, полученную на уроке;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместнойработы всего класса.
-учить соотносить графический образ гласных букв со звуками
КоммуникативныеУУД:
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или
письменнойречи;
-слушать и понимать речь других; учить уважать мнение других людей
ЛичностныеУУД:
-проявлять интерес к новому;
-интерес к способу решения и общему способу действия;
-развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или
неуспехав учении
_стремиться к успешной учебной деятельности
Науроке используются
— методы обучения: объяснительно-иллюстративный,частично поисковый, словесный, наглядный, практический;
— формы обучения: фронтальная; групповая,индивидуальная длядетей ОВЗ
— приёмы обучения: речь учителя; ИКТ;наглядность.
-педагогические технологии:проблемно-диалогическая, личностно-ориентированного обучения; педагогикасотрудничества, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.
— принцип научности и доступностиизучаемого материала.
В конце урока происходит рефлексия посамооценке полученных знаний, настроения.
КоррекцияЗПРпредполагает: развитие понимания речи, обогащение словарногозапаса, пополнение словарного запаса, формирование фразовой речи,грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения.
Оборудованиедля педагога: ПК, принтер, магнитная доска, столы спеском.
Оборудованиедля детей:планшеты,фигурки животных, раздаточный материал, наглядные пособия : животные.
Предварительнаяработа:
.Прогнозируемые результаты:
Направлениекоррекционно-развивающей работы поразвитию речи : обеспечение становления, развития исовершенствования информационно-познавательной функции
Разделкоррекционно-развивающей работы по развитию речи , восприятия:формирование предметных представлений и способов обследования предметов.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская,двигательная.
Образовательные области:социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,физическое развитие.
Демонстрационный материал:доска магнитная, песочныестолы, фигурки животных.
Раздаточный материал планшеты
Этап урока |
Решаемая задача |
Описание деятельности учащихся всего класса |
Описание деятельности учащихся с ОВЗ
|
Деятельность учителя Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537
|
1Организационный момент.
Мотивационно-целевой этап.
2Артикуляционная гимнастика
3 Дорожка в лес. Обводилка — тропинка
4. Встреча с лесником. Встреча с разными группами ребят. 5. Просмотр презентации о животных. 6. Найди животных
7. Правила поведения в лесу. 8. Описание картины «Дары леса»
|
1.Создание условий для внимательной и сосредоточенной работы на уроке. 2. Отгадывание ребуса. Выявление предварительных знаний обучающихся о звуках речи 3. Развитие графических навыков 4. Пополнение словарного запаса Лесниккрасная книга 5. развитие коммуникативных навыков, р развитие познавательной сферы. 6. развитие внимания. 7. работа с макетом метод наглядного моделирования 8. Описание даров. Метод речевого развития метод -схема построение рассказа о животном. |
Слушают. Приветствуют учителя. Сообщение темы занятия, когда дети отгадают ребус. Тема: «Гласные» Отвечают на вопросы учителя: 1. Как называются эти звуки? Почему они гласные? Какая между ними разница? 2. артикуляционная гимнастика. Выполнение упражнений. 3. Обводилка обводят дорожки. 4. Введение в лексическую тему. Кто такой лесник?Как правильно вести себя в лесу? Каких вы знаете животных и птиц? Что такое красная книга? 5. Смотрят презентацию
|
Слушают. Приветствуют учителя. 2. арт.гимнастика. 3. обводилка 4.. выполнение заданий по карточкам. 5. смотрят презентацию о животных 6.Прикрепляют схемы на липучках ищут животных. 7. собирают дары леса.
|
Приветствует обучающихся, настраивает детей на работу с текстом. Учитель: проверяем готовность к уроку, отгадываем ребус — тему урока. «Ребята, мы изучали буквы и звуки. Теперь мы знаем, что они делятся на 2 группы. Какие? (Гласные и согласные) Гласные живут в красном домике, согласные – в синем. Как они называются, почему они гласные? Сегодня мы продолжим работу с гласными. И у нас в гостях лесник. Учитель дает задание №1: Учитель дает задание №2 : предлагает детям выполнить артикуляционную гимнастику. задание №3 |
Физкультминутка
10. Коррекционный компонент Фонетический разбор словарного 11. Дифференциация гласных ы и и
12. Описание животного |
Выполнение заданий на развитие фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений. Упражнение «Дождик» Упражнение «Зеркало» Формирование необходимых навыков, координации движений, ловкости, снижение утомляемости. Упражнение способствует развитию анализа и синтеза |
|
№1Индивидуальная карточка картинка) №2 Работа с учителем, выполнение по инструкции артикуляционных упражнений №3 Отгадывание по губам без голоса — какую букву произносим.
Ученики выполняет физические упражнения, повторяя движения за учителем. |
В зеркало посмотри, отгадай на счет «три» Что за звук я пою, Если голос выключу. выполнения ,подключается упражнение для рук. Пальчиковая гимнастика и кинезиологическая гимнастика. |
|
|
|
|
|
Подведение итогов урока.
|
Осмысления обучающимися результата урока. Подведение итогов урока. |
Участвуют в беседе по результатам урока |
|
Учитель организует процесс подведения обучающихся к выводам после изученной темы. С каким звуками и буквами вы сегодня работали?
|
Рефлексия
|
Рефлексия настроения и эмоционального состояния; |
1. На доске прикреплены листочки -лепестки: Красный, желтый и синий. Если вам понравился урок, то вы можете украсить наш цветок красными лепестками. Если вам было скучно — пусть лепесток будет синим, а если вам было очень интересно — желтыми. |
Участвует в общей работе класса |
Учитель: Сейчас на клумбе у нас расцветут красивые цветы с разными лепестками. Возьмите лепестки и постарайтесь украсить клумбу цветами |
Литература.
1. Ефименкова Л.Н “Коррекция устной и письменной речи учащихсяначальных классов: книга для логопедов. – М.: Просвещение.
2. Рыбина Э.В. “Работа над гласными звуками на логопедическихзанятиях”, 1 класс.
3. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений дляразвития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум.
Интернет-ресурсы.
1. http://www.lenagold.ru/fon/clipart/alf.html
