Открытыйурок
по окружающегомира
на теме:
Почемуидет дождь и дует ветер?
Провелаучитель начальных классов:
КурбановаШ.Аю
2023.
Цели урока:
1. Объяснять причинывозникновения ветра и дождя;
2. Расширять знания одожде и ветре;
3. Развивать интерес кприродным явлениям;
4. Развивать навыкисистемного мышления и творческого воображения.
Планируемые результаты:учащиеся научатся объяснять причины возникновения дождя и ветра, различать видыдождя.
Оборудование: компьютер,интерактивная доска, разноцветные ладошки, карточки с вопросами и ответами,учебник «Окружающий мир» 1 класс А.А. Плешаков.
Для опыта: бумага,вода, фен.
Ход урока:
1. Организационныйэтап. Приём Нестандартный вход в урок.
— Сегодня наш урокначнется с путешествия. Закройте глаза, представьте, что мы с вами отправилисьна летнюю прогулку в лесок, вдруг… (включается звук ветра) налетел ветер, имы отправились в лесной домик. Пока мы шли к домику, мы услышали вот такиезвуки (включается звук дождя), чтобы не промокнуть, мы поскорее зашли в домик,где нас угостили вкусным чаем. На этом наше путешествие заканчивается.Открывайте глаза и давайте поговорим о том, какие звуки вы услышали.
— Ответы.
2. Постановка целиурока.
— Ребята, подумайте, очем мы будем говорить на уроке?
— O ветре и дожде.
— Что бы вы хотелиузнать на уроке? Попробуйте поставить цель урока.
— Узнать что такоеветер, что такое дождь. Почему дует ветер, и идет дождь.
— Верно. Сегодня мыузнаем какие бывают дожди, а так же почему идет дождь, и дует ветер.
3. Работа по темеурока. Актуализация знаний
— Ребята, кто знает,откуда берётся дождь?
— Предположения детей
— Как капли дождяпопадают в тучу?
— Ответы
— На Земле многоокеанов, морей, рек и других водоемов. Солнце нагревает воду, и она испаряется.Скажите, что значит вода испаряется ?
(Во времяобъяснения на электронную доску выводится схема круговорота воды в природе)
— Ответы.
— Давайте самипопробуем испарить воду.
Опыт.
Возьмем 2 листа бумаги.Капнем водой на каждый лист. Обратите внимание, что на листах одинаковоеколичество воды. Один лист оставим высыхать, не трогая его, на другой листбудем дуть феном. Лист, который мы обдували феном, через несколько минут сталсухим, другой лист остался влажным.
— Какой вывод мы можемсделать?
— Ответы (когда дуетветер, вода испаряется быстрее, ветер помогает воде испаряться
Опыт 2.
На блюдце с водой ,возьмите ватный диск и плотно сожмите ,раскатайте и опустите в блюдце с водой, что происходит с ватным диском ,он как будто набирается водой. Осторожноприподнимите за верхнюю часть , над блюдцем. Наша туча поднимается наверх ,капельки не могут удержаться в ней и начинают падать.
Итак. После любогоэксперимента , ученые делают вывод.
-Почему идет дождь?.
— Верно. Если воздухнад водой движется, то скорость испарения становится больше, так как потоквоздуха помогает жидкости оторваться от поверхности и перейти в парообразноесостояние. Чем теплее воздух, тем скорее испарится вода. Когда вода испаряется,она становится паром. Пар поднимается и образует большое облако, котороеназывается туча. Капли, которые образуют тучу, очень тяжелые, поэтому они немогут долго держаться в воздухе и падают на землю. Так получается дождь.
— Дожди бывают разные:проливной (ливень), косой (косохлёст), ситничек.
Работа по учебнику(стр. 36)
— Ребята, как выдумаете, почему дожди получили такие названия?
— Ответы (ливень,потому что очень сильно льёт. Ситничек – мелкий дождь капает как из сита. Косойдождь, потому что капли падают на землю не вертикально, под наклоном).
Приём ТРИЗХорошо-плохо
Класс делится на 2группы. 1 группа ищет плюсы данного явления природы (дождя), 2 группа ищетминусы. Каждая команда должна озвучить и доказать своё мнение.
— Дети в группахпридумывают плюсы и минусы дождя.
— Отлично. Обе группыхорошо справились.
Первичное усвоениеновых знаний
Игра Дополнифразу
— Туча — это…?(Облако)
-… ответы
— Тучи состоят из…?(Изкапелек воды.)
-… ответы
— Капли падают потомучто…?( Стали тяжелые.)
— … ответы
Физкультминутка
Капля -раз, капля -два,
Очень медленно сперва,
А потом, а потом,
Все бегом, бегом,бегом,
Стали капли поспевать
Капля ,каплю догонять,
Кап, кап, кап,
Зонтики скорейраскроем –
От дождя себя укроем.
Актуализация знаний
— Ребята, подумайте,что помогает облакам всё время двигаться, а не стоять на одном месте надводоемами?
— Ветер.
— Объясните, что такоеветер?
— Ответы.
— А мы можем самисоздать ветер?
— Ответы (поставимладошки перед лицом и подуем — ощутим ветерок; помашем руками — почувствуем ветерок).
Работа по учебнику(стр.36)
— Давайтеподумаем, как возникает ветер?
— Ответы
Опыт «Свеча».
— Теплый воздух легкий,он стремится вверх, а холодный воздух тяжелый, он стелется по земле, такпроисходит движение воздуха. Мы можем сделать вывод, что ветер – это воздух,который движется?
— Да
— Верно. Над полями,домами, лесами и теплыми морями непрерывно движется воздух.
— Скажите, на побережьекакого моря находится наш город Избербаш?
— Верно. РеспубликаДагестан омываетКаспийское море стороны. Вы, наверняка заметили, что дажезимой в городе редко бывает снег, но, довольно часто льют дожди. Как выдумаете, почему?
— Ответы.
— Кавказские горыявляются естественной преградой для холодного воздуха, который дует с севера ,чтосоздает благоприятный мягкий климат в нашем городе.
Приём ТРИЗДА-НЕТКА
— Давайте поиграем, ябуду задавать вопросы, на которые вы можете отвечать только да илинет. Будьте внимательны.
Вопросы:
Дагестан омывает одноморе? – Да.
— Ветер помогаетразносить семена на большие расстояния? — Да
— Существует дождь подназванием Прямоход? — Нет
— Бывают разрушительныеветры, которые наносят вред человеку и природе? -Да
— Какой вред ветерможет нанести человеку? (Дети ничего не отвечают, так как игра требует толькоответов да или нет)
— Можно купаться наморе в сильный шторм? — Нет
— При испарении водастановится паром? — Да
Каспийское море омываетДагестан ? — Да
— Есть дождь подназванием Косохлест? — Да
— Почему косой дождьполучил название Косохлест? (Дети ничего не отвечают, так как игратребует только ответов да или нет)
— Ветер — это воздух,который стоит на месте? — Нет
— Теплый воздух легче,чем холодный? — Да
— Если воздух над водойдвижется, то вода испаряется быстрее? — Да
— Молодцы! Вы отличносправились.
Проверка понимания.Ветер.
На столах у вас, естькарточки , на них написаны слова , подчеркните слова которые показывают ,какой бывает ветер.
1 Какие бывают ветры?
2 Приносит ли пользуветер человеку?
3 Может ли ветернанести человеку вред?
Рефлексия:
Вернёмся к началу урокаи подумаем, удалось ли нам узнать то, что мы хотели.
— Нам удалось выяснитьпричины возникновения дождя и ветра?
— Да. (Объяснения своихответов)
— Что нового вы узналио ветре и дожде?
— Ответы.
— Что интересного высегодня услышали, узнали?
— Ответы.
— У вас на столах лежат капельки ,нарисуйте рожицу- какое настроение вызвал сегодняшний урок.
— Спасибо за урок.