Ф.И.О. учителя- Ошмарин А.Н.
Название предмета— биология
Класс— 6
Дата— 06.12.2021г.
Номер урока— 13
Тема урока— Половое размножение.
Цели и задачи урока-
Образовательные:
• Сформировать знания об особенностях половогоразмножения
Развивающие:
• Развивать умение самостоятельно определятьтему урока и ставить перед собой цели;
• Продолжить формировать навыкисамостоятельной работы учащихся с материалом;
• Развивать интеллектуальные, коммуникативныеспособности учащихся в процессе обучения на уроке.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к предмету; любовь кприроде и бережное отношение к ней;
• Продолжать работу над формированиемположительных качеств у обучающихся.
Планируемые результаты освоения урока-
Предметные: учащиесязнакомятся с особенностями полового размножения организмов;
определятьзначение полового размножения.
Метапредметные: учащиесяпродолжают учиться работать с учебником, сотрудничать одноклассниками впроцессе обсуждения полученных результатов.
Личностные: учащиесяразвивают познавательные потребности на основе интереса к изучениюжизнедеятельности организмов.
Тип урока- комбинированный
Оборудование: учебник, таблицы, презентация
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Эпиграфом нашего урока будет высказывание английскогописателя Уолта Уитмена
« Еще, еще и еще. Это вечное стремлениеВселенной рождать и рождать. Вечно плодородное движение мира. Из мрака выходятдвое, они не схожи, но равны. Вечно материя, вечно рост, вечно явление пола,вечно ткань из различий и тождеств, и вечно «Зарождение жизни».
— Определите тему урока, прочтя эпиграф ещёраз
— Почему именно половой способ размноженияболее прогрессивен в органической мире?
— Определяем задачи урока:
Расширить представления о размножении
Познакомиться с новыми понятиями.
Изучить половой процесс размножения урастений.
3. Изучение нового материала.
— Дайте понятие о половом размножении
— Как называются мужские и женские половыеклетки?( гаметы: сперматозоиды, яйцеклетки)
-Как называется процесс слияния гамет? (оплодотворение)
-Как называется клетка нового организма? (зигота).
— Нет на Земле ничего прекраснее и нежнеецветов — этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы — сама жизнь.Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: “Чтобы жить, нужны солнце,свобода и маленький цветок”.
Действительно, цветы сопровождают нас всюжизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, днерождения и праздниках.
Даже самая скромная комната будет выглядетьнарядной и уютной, если на столе стоит букет цветов. Цветы добрые посредникимежду людьми.
Они помогают делать наши отношения болеесердечными, доверительными.
Цветы, как люди, на любовь щедры
И щедро нежность, людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
— Как вы думаете, почему речь зашла о цветах?
Какова основная функция цветка?
-Цветок- это орган семенного размножения урастений.
— Вспомните, какие части цветка являютсяглавными и почему?
(тычинка и пестик- запись в тетрадь)
Работа с учебником- параграф 36
— Что образуется на месте цветка?( плоды исемена)
-Как они образуются?
Цветение – опыление – оплодотворение –образование плода с семенами
— Наша задача сегодня познакомиться спроцессом опыления, рассмотреть типы опыления, выяснить особенностисамоопыляемых, перекрестноопыляемых растений, рассмотреть процесс осуществленияискусственного опыления, выяснить с какой целью оно производится.
— Слово “опыление” многим из вас знакомо. Чащевсего мы его говорим, когда видим какое- либо насекомое на цветке -А что жетакое опыление?
— Опыление — перенос пыльцы с тычинок нарыльце пестика (запись определения в тетрадь)
— Цветковые растения в процессе длительнойэволюции выработали различные приспособления для эффективного опыления. Существуетнесколько видов опыления.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Самоопыление — перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика этого жецветка.
Самоопыление происходит у мелкоцветковыхрастений, что дает им успех на выживание.
Самоопыление у растений чаще всего происходитв еще не раскрывшемся цветке, то есть в бутоне.
Цветки крупные одиночные, яркоокрашенные. Мелкиесоцветия обычно собраны в соцветия, тоже яркоокрашенные. Сладкий сок нектар,расположенный в глубине цветка и вырабатываемый особыми железками -нектарниками. Пыльца крупная, липкая, шероховатая легко прилипает к мохнатомутелу насекомых.
Перенос пыльцы ветром.
Растут большими скоплениями. Созревают многопыльцы. Пыльца сухая, мелкая. Зацветают раньше, чем распустятся листочки, чтобыпыльца не задерживалась. Цветки мелкие, невзрачные, обычно собраны в соцветия,не издают запаха. Пыльники на длинных ножках свисают из цветка. Крупные ипушистые рыльца, как и тычинки, высовываются из цветка. Не имеют нектарников. Вприроде опыление многих растений происходит с помощью ветра.
Искусственное опыление- опыление, которое осуществляет человек сцелью выведения новых сортов и повышения урожайности растений.
4. Закрепление.
-Какое опыление встречается чаще?
— Как вы думаете, при каком опылении потомствобудет очень похоже на родительское растение, а при каком не совсем? Почему?(при самоопылении потомство будет очень похоже на родительское растение, т.к.опыление происходит при участии одного цветка, а при перекрестном опылениибудет несколько отличаться от родительского растения.)
-Почему растениям растущим в теплицах ипарниках также необходимо искусственное опыление.
( так как в закрытых помещениях нет насекомых,способствующих опылению.)
— Было время, когда в Австралии не произрасталклевер. Привезли семена, посеяли.
Клевер рос и рос хорошо, но плодов и семян недавал. Почему? ( опыление насекомыми)
Стали искать причину, почему клевер не давалплодов и семян, хотя обильно цветёт.
Оказалось, что клевер не плодоносит потому,что не опыляется, а не опыления нет потому, что нет в Австралии шмелей, которыеопыляют цветки клевера. Привезли в Австралию шмелей, шмели посещая клевер,опыляли его. Клевер стал плодоносить. Почему только шмели опыляют клевер?(строение цветка)
— Пчёлы, чтобы собрать нектар для образования1 кг мёда, должны посетить около 6 млн. цветков. Следовательно, какую огромнуюработу должны они проделать по опылению цветков, если принять во внимание, чтос одного улья получают несколько десятков килограмм мёда.
Почему пчёлы и вообще насекомые прилетают нацветки?( питание)
5. Домашнее задание. Рефлексия.
-Выяснить кто или что являются помощникамирастений при перекрестном опылении, кроме ветра и насекомых и человека?
Параграф 36, рисунки, вопросы к параграфу и вЭлЖур.