Дата: предмет:биология СархановаЗ.С. класс5
Тема урока: «Понятие оборганизме.Доядерные и ядерные организмы»
Тип урока: урок первичного предъявленияновых знаний
Цель: познакомить учащихся с существеннымипризнаками царства Бактерии.
Задачи урока
Образовательные
· Познакомить учащихся с царством Бактерии, с особенностямистроения, питания, размножения бактерий.
· Выяснить, где обитают бактерии.
· Определить значение спорообразования в жизни бактерий. Развивающие
· Продолжить развитие познавательных способностей учащихся:логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, умения выяснять причину иследствие, умения обобщать полученные результаты, конкретизировать, делатьвыводы);
Воспитательные
· Воспитание интереса к познанию живой природы;
Форма обучения: индивидуальная,групповая, фронтальная
Основные понятия урока: бактерии,формы бактерий, синезеленые, или цианобактерии, спора, сапротрофы, паразиты,фототрофы, хемотрофы, доядерные и ядерные организмы, аэробные и анаэробныебактерии.
Оборудование: учебник В.В.Пасечник 5класс «Биология. Бактерии, грибы, растения», электронное приложение www.drofa.ru , компьютер,проектор, экран, таблица «Растительная клетка», таблица «Царства живойприроды», задания для групп, листы самооценки и взаимооценки.
Ход урока
1. Организационный этап
Задачи этапа
— приветствие, фиксация отсутствующих;
— проверка подготовленности классногопомещения;
2.Подготовка учащихся к работе на основномэтапе (Мотивация учебной деятельности)
2.Актуализация знаний
На предыдущих уроках мы уже познакомились с царствами живойприроды. Назовите основные царства живой природы.
— Царства Бактерии, Грибы, Растения, Животные (при необходимостипомощь рис. 8, с. 16)
Что является структурной единицей всего живого на Земле?
— Клетка..
3. Этап усвоения новых знаний и способов действий
Бактерии – самаядревняя из ныне живущих на Земле групп организмов. Первые бактериипоявились около 3 млрд. лет тому назад. Бактерии — относительно простоустроенные микроскопические одноклеточные организмы. Бактерии от греческогобактерион – палочка. Бактерии впервые были открыты в 1683 годуголландским исследователем Антони ван Левенгуком (1632-1723).
Наука о бактериях –бактериология, сформировалась только во второй половине XIX векатрудами французского учёного Луи Пастера.
Диаметр их тела 1 мкм,а длина – 5 мкм (1 мкм, или микрометр, — это одна миллионная доля метра, илитысячная доля миллиметра). Чтобы изобразить бактерию в виде точки, надоувеличить её в тысячу раз.
Микроскопическиеразмеры, разнообразные места обитания, устойчивость к неблагоприятным условиямжизни, отсутствие ядра в клетке отличают бактерии от всех другихорганизмов.
Определение творческих заданий по группам.Учитель формирует группы учащихся и предлагает им выполнить задания поинструктивной карточке. Распределяет творческие задания по группам, даёткраткие пояснения к выполнению мини-проектов. Учитель предлагает источникиинформации, консультирует учащихся по мере необходимости, даёт рекомендации поструктурированию содержания кластеров. Учащиеся анализируют проблему, обсуждаютосновное содержание проекта, определяют учащихся для защиты проекта, готовятвыступление с использованием наглядности, определяют оформление кластеров.
Строениебактерий
Бактериальные клетки окружены плотнойоболочкой, благодаря которой сохраняют постоянную форму. По составу и строениюклеточные оболочки бактерий существенно отличаются от оболочек растений. Вклеточной стенке бактерий находится муреин, а в клеточной стенке растенийцеллюлоза. Часто поверх клеточной стенки вырабатывается слой слизи,называемый капсула. Толщина капсулы может быть толще самой бактериальнойклетки. Капсула выполняет защитную функцию. Внутри клетки расположенанеподвижная цитоплазма, имеющая слоистое строение. Оформленного ядра,отделённого от цитоплазмы ядерной оболочкой, в клетке нет. Ядерное вещество убольшинства бактерий распределено в цитоплазме (рис. 29). Прокариоты – этодоядерные организмы, к ним относятся бактерии, цианобактерии. Эукариоты –это организмы, в клетках которых присутствует ядро. К ним относятся грибы,растения, животные.
При помощи жгутиков или волнообразныхсокращений бактерии передвигаются скольжением, ползанием и плаванием.Скользящие бактерии медленно двигаются по твёрдой поверхности, плавающие –имеют жгутики, с помощью которых развивают скорость до 50 мкм в секунду.Подвижные бактерии активно перемещаются в направлении источника пищи и другихблагоприятных условий.
Царстваживой природы
Доядерные (прокариоты) · Бактерии · Цианобактерии |
Ядерные (эукариоты) · Грибы · Растения · Животные |
Вопросы
1. Назовите составные части бактериальной клетки.
2. Почему бактерии могут сохранять постоянную форму тела?
3. Сходен ли химический состав клеточной стенки бактерий ирастительной клетки?
4. Что позволяет бактериям двигаться?
5. Есть ли в клетке бактерий ядро?
6. Где расположена наследственная информация в клетке бактерий?
7. Имеются ли в бактериальной клетке пластиды?
8. Есть ли в бактериальной клетке крупные вакуоли с клеточным соком?
9. Где в бактериальной клетке расположены запасные питательныевещества?
10. Чем строение бактериальной клетки отличается от строениярастительной клетки?
11. Способна ли цитоплазма бактериальной клетки к движению?
12. Как отличить клетку прокариот от клетки эукариот?
Форма бактерий
Форма бактерий (рис. 28). В зависимости отформы клетки бактерии различают: шарообразные кокки, палочковидные бациллы,изогнутые в виде запятой вибрионы, спиралевидные спириллы. Очень часто бактерииобразуют скопления в виде длинных изогнутых цепочек, групп и плёнок. Некоторыебактерии имеют один или несколько жгутиков. Среди бактерий есть подвижные инеподвижные формы. Подвижные бактерии передвигаются за счёт волнообразныхсокращений или при помощи жгутиков.
Большинство бактерий бесцветно. Тольконемногие окрашены в пурпурный или зелёный цвет.
Вопросы
1. Одинаковую ли форму клетки имеют бактерии?
2. Какие формы бактерий вы можете назвать?
3. Встречаются ли колониальные формы бактерий?
4. Способны ли бактерии двигаться?
5. Назовите органоиды движения у бактерий.
6. Все ли бактерии способны к движению?
7. Имеют ли бактерии цвет?
8. Зарисуйте бактерии и укажите название их формы.
Питание бактерий
Большинство бактерий питается готовыми органическимивеществами. Лишь некоторые из них, например синезелёные, или цианобактерии, способны создаватьорганические вещества из неорганических. Они сыграли важную роль в накоплениикислорода в атмосфере Земли и создании органических веществ.
Автотрофы – организмы, которые сами могутсоздавать органические вещества. Автотрофные организмы делятся на две группы.Это — фототрофы, к ним относятся цианобактерии. При этом они могутиспользовать энергию света для создания органических веществ.
Хемотрофы – это организмы, которые длясоздания органических веществ используют энергию химических реакций. К нимотносятся водородные бактерии, серобактерии, железобактерии,нитрифицирующие бактерии.
Гетеротрофы – организмы, которые получают органические вещества в качестве пищи в готовом виде, сами создаватьих не могут. По способу питания бактерии, питающиеся готовымиорганическими веществами, делят на две группы: сапротрофы (отгреческого «сапрос» — гнилой и «трофе» —питание, пища), получающие органическиевещества из отмерших организмов или выделений живых организмов, и паразиты (от греческого «паразитос»— нахлебник), питающиеся органическими веществами живых организмов. Паразитизму бактерий распространён очень широко. Существуют даже бактерии, паразитирующиев теле бактерий других видов. Среди бактерий-паразитов много болезнетворных,вызывающих различные заболевания у растений, животных и человека.
Встречаются так называемые хищныебактерии. Это колониальные бактерии. Их клетки соединены мостиками и образуютподобие ловчей сети. Передвигаясь, такая колония захватывает и перевариваетмелкие живые организмы.
Способы питания бактерий |
|||
Автотрофы |
Гетеротрофы |
||
Вопросы
1. Кто такие автотрофы?
2. На какие группы делятся автотрофы?
3. Кто такие фототрофы? Кто к ним относится?
4. Кто такие хемотрофы? Кто к ним относится?
5. Кто такие гетеротрофы?
6. Кто такие сапрофиты? Кто к ним относится?
7. Кто такие паразиты? Кто к ним относится?
8. Заполните таблицу и представьте её в кластере.
9. Каких бактерий больше: автотрофных или гетеротрофных?
Размножение бактерий
Размножаются бактерии делением одной клетки на две. Приблагоприятных условиях деление клеток у многих бактерий может происходить черезкаждые 20—30 мин. При таком быстром размножении потомство одной бактерии за 5суток способно образовать массу, которой можно было бы заполнить все моря и океаны.Однако в природе этого не происходит, так как большинство бактерий быстропогибает под действием солнечного света, при высушивании, недостатке пищи,нагревании до 65—100 °С, под действием дезинфицирующих веществ, в результатеборьбы между видами и т. д.
Для некоторых бактерийхарактерен и половой способ размножения.
Вопросы
1. Как размножаются бактерии?
2. Какие условия необходимы для размножения бактерий?
3. Как часто может происходить размножение у бактерий?
4. Почему бактерии не увеличивают свою численность в количестве,которое может заполнить все моря, океаны, почву, воздух?
5. Какой способ размножения характерен только для небольшого числавидов бактерий?
4.Физкультминутка
5.Этап первичной проверки понимания изученного
Проверка и оценка результатов (экспертиза)каждой группы. Учитель организует защиту каждой группы. По ходу защитыформулирует вопросы, предшествующие выступлению групп.
Какова среда обитания итипы обмена веществ бактерий?
Каково строениебактерий?
Какую форму могут иметьбактерии?
Каковы типы питаниябактерий?
Как бактерии размножаются?
Способны ли бактериипереносить неблагоприятные условия среды обитания?
Учащиеся защищают подготовленныемини-проекты. Демонстрируют изготовленные кластеры.
6. Этап закрепления новых знаний и способов действий
Какое строение имеет бактериальная клетка?
Чем отличается бактериальная клетка от растительной клетки?
Какие бактерии называют фототрофами, хемотрофами, сапрофитами, акакие — паразитами?
Как бактерии размножаются?
Что происходит с бактериями при наступлении неблагоприятныхусловий?
Чем можно объяснить широкое распространение бактерий на нашейпланете?
7. Этап подведение итогов занятия
Рефлексия «Лестница успеха»
Нижняя ступенька – у меня ничего неполучилось.
Средняяступенька – я испытывал затруднения, но у меня все получилось.
Верхняяступенька – мне все удалось. Я могу использовать полученные знания иумения в своей деятельности.
На какой лесенке успеха вы сегодня оказались?
8. Этап информации о домашнем задании
Базовый уровень
В учебнике изучить § 11 «Строение и жизнедеятельностьбактериальной клетки». Ответить на вопросы в конце параграфа (устно).