Представление о любви и счастье в семье по рассказу А.И.Куприна «Кустсирени»
Цель урока: обучение навыкам художественного анализа текста на примере рассказаА.И.Куприна «Куст сирени»
Задачи урока:
Обучающие: на основеработы с литературным произведением научить анализу поступков героев, иххарактеров, а также видению и пониманию учащимися смысла прочитанного.
Развивающие: развитиетворческих способностей, креативности; развитие коммуникативной компетенции.
Воспитательные: воспитаниечуткого отношения к любви, способности переживать, понимать другого человека; воспитаниедеятельного сострадания.
Тип урока: изучениенового материала
Данный урок соответствует методической системе «Применение технологии критического мышления через чтение иписьмо как средство организации деятельностного подхода на уроках литературы».Урок полностью соответствует трем этапам технологии развития критическогомышления через чтение и письмо: вызов, осмысление, рефлексия. На этапе «Вызов»использованы приемы: «Верные и неверные утверждения», на этапе «Осмысление»: «Ассоциации», «Постановка учебной задачи», «Открытие» учащимися новых знаний. Работа с текстом»: фронтальнаяработа по тексту, «Самостоятельная работа впарах», межлитературные связи ; на этапе «Рефлексия»— связь с жизнью, анализ выполнения поставленных задач, творческая работа –составление синквейна, акростиха и «Продолжи фразу».
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно – поисковый, самостоятельной учебнойдеятельности, частично – поисковый.
Форма работы: фронтальная,индивидуальная, парная. Средства обучения: мультимедийныйпроектор, компьютер, экран, электронная презентация Power Point,ретро-клип, фрагмент из спектакля «Куст сирени», музыкальное сопровождение.
I.Вызов.
— Дорогие, ребята, добрыйдень! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Говорят, улыбка-это поцелуйдуши. Пусть наш урок принесет нам радость общения друг с другом и наполнит нашидуши прекрасными чувствами.
2. Актуализациязнаний.
Сегодня мы ЗНАКОМИМСЯ с творчеством великого русскогописателя – Александра Ивановича Куприна. Вместе мы прикоснёмся к творчествуписателя, потренируем свои навыки анализа художественного текста. А ещё приобщимсяк нравственным семейным ценностям.
3.Проверка домашнего задания.
Используяприём «Верные и неверные утверждения», давайте проверим, что вы узнали о жизнии творчестве писателя. Работаем на карточках. (Приложение №1)
Давайте проверим.
Утверждение |
Верно или нет |
Александр Иванович Куприн родился в 1870 году в небольшом городке Наровчатове Пензенской губернии |
Верно |
Соседние городки, по русской охальной привычке, дразнили: «Наровчат, одни колышки торчат» |
Верно |
Куприна воспитывал отец |
Не верно (Отец умер, когда Куприну было около года |
Детские годы его прошли в Москве в сиротском пансионе |
Верно |
Армейская служба продолжалась долго. Ушел в отставку в 35 лет. |
Не верно (Армейская служба продолжалась недолго, ушёл в отставку в 24 года) |
Печатает свои произведения в московских газетах. |
Не верно (Сотрудничает в киевских газетах) |
Во время Гражданской войны оказывается за границей. |
Верно |
С 1920 года живёт в Финляндии. |
Не верно (В Париже) |
«Куст сирени» — раннее произведение Куприна |
Верно |
II.Осмысление.Постановка учебной задачи
— Дома выпрочитали рассказ Александра Ивановича Куприна «Куст сирени. Давайтевспомним, о чем этот рассказ?(о семье, о любви)
-Мы с вами ужепознакомились с несколькими произведениями о любви. Какими? Назовите их. («Олюбви» А.П.Чехова , «Кавказ» И.А.Бунина, «После бала» Л.Н.Толстого,«Капитанская дочка» А.С. Пушкина).—
—.А сейчас мыпосмотрим ретро — клип «Куст сирени», а вы подумайте, какие ассоциациивозникают у вас, когда вы видите куст сирени.
— Так какие ассоциации у васвозникли? Систематизируем наши ассоциации на доске
-Почемуименно сирень выбирает автор?
Сирень – красивый цветок, которыйзацветает весной. Весна – это пора влюблённых. А сирень – цветок влюблённых.Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещёесть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. Родина сирени — Малая Азия, Персия. В Европу она попала лишь в16 веке. В России сирень всегда росла в старинных помещичьих усадьбах.
—На каких ценностях, по вашему мнению,должны строиться отношения в семье?
(Любовь, взаимопонимание, поддержка,доверие, терпение)
— Какое слово, на ваш взгляд, здесьосновное? (любовь).
Послушайтепритчу:
Бог слепил человека из глины, но у него остался неиспользованныйкусок.
-Что тебе слепить ещё? – спросил Бог.
Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог и только положил человеку владонь оставшийся кусочек глины.
-ПочемуБог так поступил? (У каждого своё счастье. Каждый сам выбирает своёсчастье.)
-Покаким признакам можно определить, что человек счастлив? (Это можноопределить по поведению человека, по его внешности, через рассказ другогочеловека.)
-Аещё по тому, как ведёт себя человек в трудной ситуации
.-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?(Мы будем сегодня говорить о любви и счастье на примере рассказа А.И.Куприна«Куст сирени
-Давайтепопробуем определить, счастливы ли герои рассказа А.И.Куприна «Куст сирени».
— Итак, открылитетради, запишем число и тему урока
«Представление о любви и счастье в семье по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»
Какиезадачи вы поставите перед собой? Принятьпозицию слушателя. Постараться определить, какие качествахарактера помогают героям сохранить и развить любовь.
Аэпиграфом к нашему уроку станут слова
Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остаётся. Л.Н. Толстой. Защита проекта |
III «Открытие»учащимися новых знаний. Работа с текстом
Работа по содержанию рассказа
— Когдавы читали рассказ, наверно, не все слова вам были понятны.
было дано задание «Посмотри в словарь».
Педант-тот, кто излишне строг в выполнении всехформальных требований.
Ридикюль-ручная дамская сумочка.
Ломбард-учреждение для выдачи ссуд под залог движимогоимущества.
Солитер- крупный бриллиант.
Кто является главными героями рассказа? (Семейная пара: Вера и НиколайАлмазов)
– Как начинается рассказ?(Алмазов возвращается домой, проходит в свой кабинет, он очень расстроен).
— Почемуон расстроен?( Он снова не сдал экзамен, поступая в Академию генерального штаба.)
Сценка
НиколайАлмазов возвращается домой. Говорит ли автор прямо о его состоянии? Как Верапоняла, что у мужа неприятности? Найдите в тексте детали, с помощью которыхавтор передаёт те чувства, которые испытывает герой?
(Алмазов прошел в свойкабинет, не снимая пальто, в фуражке, молча. Насупившееся лицо, сдвинутыеброви, закушенная нижняя губа. Он выпускает из рук портфель и не замечает, кактот падает на пол и раскрывается. Бросился в кресло, хрустнув пальцами… Длитсятяжёлое молчание, герой так и сидит молча, не снимая пальто. Отворотившись всторону…. Потом говорит раздражённо, словно жена виновата в его неудаче… злобноткнул ногой портфель с чертежами. Называет все это дрянью … горелые спички,которые ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет». Алмазовсрывает злость на Вере, на портфеле, на чертежах, на спичках)
Аналитическаябеседа.
- Как Вера сопереживает мужу?
- В чём это выражается? (Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает о своей неприятности, даже пытается обвинить Веру в своём несчастье.)
- Какой же выход находит Вера? (Алмазовы едут в ломбард, потом к садовнику. Описанию оценщика посвящено несколько строчек. Перед нами появляется облик человека, давно привыкшего к чужим несчастиям. Он абсолютно не верит людям на слово, равнодушен к чужому горю).
- Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей? (Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно, но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)
- Почему Вера, договорившись с садовником, не уезжает домой, а сама едет туда, где должен «вырасти куст»? (Хочет убедиться в том, что все сделано, как надо, переживает за мужа, за исход дела.)
- В каком еще эпизоде мы видим переживания героини? (Вера не находит себе места, сильно переживает за мужа, с нетерпением ждёт его возвращения. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Вера не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)
- Чем же заканчивается эта история?
- Охарактеризуйте поведение супругов на следующий день, после того как Коля сдал экзамен. (Вера не может усидеть дома, она выбегает на улицу и ждет супруга там. По его походке она понимает, что всё прошло благополучно. Встретившись на улице, они идут домой, громко разговаривая, никого не замечая вокруг. Дома Вера просит Колю снова и снова рассказать, как профессор отреагировал, когда увидел кусты)
- Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории? (Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)
Рассказученика от имени героя.
- А теперь послушаем творческое задание « Ситуация глазами героя ». Представьте себе, что после случая с пятном на чертеже, превратившемся в сиреневый куст, прошло несколько лет. Алмазов, встретившись со своим другом, которого давно не видел, рассказывает ему свою историю поступления в академию. Это индивидуальное домашнее задание расскажет нам
Что значитлюбовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?
- (Любовь – это «труд» : доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми.)
- Физминутка.
(Включаюмузыку: романс С.Рахманинова «Сирень»)
-Немножкоотдохнём.
-Закройтеглаза, протяните руки вперёд и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья.
-Какойформы ваше счастье, нарисуйте руками эту фигуру.
-Откройтеглаза. Если ваше счастье лёгкое – покачайте его на руках. Если тяжёлое –опустите руки на стол.
-Скажите,мы позволим счастью убежать? Потопайте ногами.
-Мы будем беречь счастье? Спрячьте его в ладонях. А теперь «вылейте» на себя иснова соберите в ладонях.
-Скажите,мы будем счастьем делиться? Подарите кусочек своего счастья другу, соседу погруппе.
-Теперьмы все счастливы. Продолжаем работу.
Исследовательская работа
- Составьте сравнительную характеристику Веры и Алмазова.
Вера |
Алмазов |
Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова. Находчива, активна, деятельна, точна, быстра. Верит в успех дела, надеется на положительный исход. В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее
|
Раздражен, недоволен.
Беспомощен, пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб. Не видит выхода, не верит в успех.
Подчиняется жене, действует по её плану.
|
Сравнительная характеристика |
Вера |
Алмазов |
Черты характера |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Представленная информация была полезной? ДА 58.83% НЕТ 41.17% Проголосовало: 1008 |
|
|
|
|
Как действует |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как ведет себя в трудной ситуации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа сэпиграфом.
- Давайте ещё раз прочитаем эпиграф к уроку. Согласны вы с высказыванием Л. Толстого? Как мысли Л. Толстого отражены в рассказе? (Герои отдают любовь друг другу и получают её друг от друга. Они оба счастливы. Трудности только сблизили их)
Литературоведческаяработа
-Давайте вспомним, что такое композиция?(Композиция-этопостроение художественного произведения)
— Подумайте, на сколько частей можно разделитьпроизведение и как их можно озаглавить.
1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой.
2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика исадовника.
3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всёблагополучно завершилось. .
Это зеркальная композиция такое построение
произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с
точностью до наоборот.
— Какой приём лежит воснове композиции? (Антитеза; в завязке-горе, в развязке-счастье)
-Давайте посмотрим, где ещё автор использует антитезу? (в изображении героев.) Автор даёт понять, что главное для счастья не сходствохарактеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка.Благодаря этим качествам люди преодолевают трудности и не только сохраняютлюбовь, но и укрепляют её.)
Почемуавтор наделяет героев фамилиейАлмазовы? (Фамилияв рассказе только одна Алмазовы. Алмаз – неотшлифованный драгоценный камень,хранитель вечной чистоты, эта чистота есть и в отношениях Алмазовых. Апреодоление жизненных трудностей «отшлифует» их характеры и отношения до«бриллиантового блеска»).
– Наоснове каких ценностей построена купринская семья?
(На любви)
–Чтоозначает для вас любовь?( Любовь – это труд, доброта, нежность,терпение, умение понять, простить. Такая любовь приносит наслаждение, оналишена горечи, страхов, в ней нет обмана. Такая любовь делает людейсчастливыми).
IV.РЕФЛЕКСИЯ
– Всели семьи в современном обществе построены таким образом?
Продолжитефразу:
Науроке я узнал….
Дляменя открытием стало…
Прочитав рассказ, я поняла, что любовь- это
Счастье–это
Окаких ценностях говорит Куприн
Науроке мне запомнилось
Домашнее задание:
1.Составитьсинквейн на одну из тем: «счастье», «семья», «сирень», «любовь»
2.Написать сочинение.Чтозначит быть для меня счастливым?
Заключительное слово учителя.
Дорогие ребята! Самая красивая, чистаялюбовь у вас еще впереди. Но каждый из вас должен готовить себя к большой инастоящей любви. Только такая любовь способна доставить радость и счастье. Надоуметь любить, беречь любовь, надо ценить ее как величайший подарок судьбы. Явам от всей души желаю, чтобы вы повстречали большую взаимную любовь..
— Амне хочется закончить урок стихотворением Людмилы Козачук:
Счастье.Что это значит?
Этомечта, это удача,
Этомир и душевный покой,
Любимыелюди с тобой.
Счастье– тепло в доме твоём,
Счастье,когда хорошо вдвоём,
Счастье,если тебя понимают,
Есливо всём тебе помогают.
Счастьеуже – утром проснуться
И каждомупросто улыбнуться.
Счастьев дружбе и любви.
Нопонятья о счастье у всех свои.
Счастьеможно брать и дарить,
Ноглавное, просто жизнь любить.
Асейчас подарите свою веточку сирени замечательному писателю А.И.Куприну.
Спасибоза урок! Я желаю всем счастья!