Учительматематики
МОБУСОШ п. Трудовой Титова И.А.
Открытыйурок по математике в 10 классе.
Тема: Логарифмические уравнения. (слайд 1 )
Цель: — формировать умения решать логарифмическиеуравнения с использованием свойств
логарифмов и общих методов решения уравнений;
— развивать логическое мышление, память,познавательный интерес;
— воспитывать интерес к предметупосредством использования на уроке ПК, ответственное
отношение к учебе.
Ходурока:
l. Орг. момент.
(слайд 2 )
«Уравнение – это золотой ключ,открывающий все математические сезамы».
Современныйпольский математик С. Коваль
(слайд 3 )
— Сегодня наш урок пройдет не совсем обычной форме.Мы отправимся в путешествие по мрачному форту Баярд. На самом деле мрачен онтолько с виду. Внутри старого форта сокрыто много тайн сокровищ. И самаяглавная из них – сокровищница мудрости. Немногим удается ее отыскать, но это несамое трудное. Чтобы открыть сокровищницу мудрости, требуется отыскать целых 4ключа, путь к которым достаточно сложен и витиеват.
— Стоит ли нам попытаться?
— Открою вам небольшой секрет: чтобы отыскать ключи ипопасть в сокровищницу мудрости, нам необходимо будет применить знания,полученные на предыдущих уроках.
— Какие это знания?
— Итак, вперед к неизведанному! Мы у входа. Что застранная надпись?
(слайд 4)
Ученики читают:
С тех пор, как мир возник большой,
Стремились люди к знанью всей душой
На разных языках из века в век
Дорогу к знанью ищет человек.
(слайд 5 )
— Ну что ж, вперед к знаниям! Путешествуя по форту вывстретитесь со старцем Фура. Именно у него находятся ключи. Чтобы получитьпервый ключи вы должны будете выполнить задания старца.
ll. Актуализация знаний.Повторение.
(Индивидуальные задания. Двое учащихся работают надоске, третий – на плакате)
| 
 
 
 
 | 
 | 
 
 
 
 | 
1) На магнитной доске вывешен плакат и карточки.Необходимо восстановить недостающие элементы в данных равенствах.
| a | 
 | b | 
 | + | 
 | r | 
 | 
 | 
 | 1 | . | 
2)    Вычислите: а)  =            б)
 =            б)  в)
               в)  =             г)
 =             г)  =
 =
3)    Вычислите:  а)  =       б)
 =       б)  в)
       в) =              г)
 =              г)  =
 =
(слайд 6)
-Итак , один изключей у нас в руках.
 Закрепление:
Закрепление:
(слайд 7)
1) — Как вы знаете Колумб был великимпутешественником – мореплавателем, исследователем. Однажды он попал впросак,когда искал путь в Индию, а открыл Северную Америку. И его ошибка была замеченаслишком поздно.
(слайд 8)
Старец Фура предлагает вам два решенных уравнения. Проверьте нет ли здесь ошибок. Будьте внимательны. Недопустите ошибку Колумба.
(на доске записаны уравнения с решением).
а)  ∙
 ∙  б)
                         б) 
(слайд 9)
— Сформулируйте алгоритм (план) решениялогарифмических уравнений.
(слайд 10)
— Итак, мы получили второй ключ.
(слайд 11)
2) — Чтобы получить третий ключ, старец Фурапредлагает вам решить задание из сборника для подготовки к ЕГЭ
стр.211 № 334

(слайд 12 )
— Ну вот и третий ключ у нас в руках.
(слайд 13)
3) Чтобы получить четвертый ключ у старца Фурывам необходимо выполнить индивидуальные, дифференцированные задания. И вы самидолжны определить какие вам взять. Имеются задания на «3», на «4», на «5».
Задания записаны на цветных карточках: «3» — желтая карточка
«4» — синяя карточка
«5» — красная карточка
| Задания на «3» | Задания на «4» | Задания на «5» | 
| Решить уравнения: | ||
| 
 | 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
 | 
Ответ:
| Задания на «3» | Задания на «4» | Задания на «5» | 
| 4,5 | — 3; 5 | — 2 | 
| 1 | — 0,25 | 0,5; 3 | 
| 13 | 8 | — 9; 3 | 
(слайд 14)
— Вы получаете четвертыйключ
(слайд 15 )
-Итак, у нас в руках все четыре ключа, которыми мы можем открыть сокровищницуфорта.
(слайд 16)
Однако должна вас предупредить, что старый форт нелюбит расставаться со своим богатством, но поскольку четыре ключа вам удалосьполучить и не без ошибок, то нам будет позволено пробыть в сокровищнице 10 – 15минут, втечении которых, каждый может максимально обогатиться, узнав историюлогарифмов и их применение в различных науках, и узнать есть ли логарифмы вприроде.
А полученные сегодня знания и оценки и будут вашимсокровищем.
(слайд 17)
Сообщения учащихся:
1.История логарифма. (слайд 17-21 )
2. Логарифмическая линейка.(слайд 22-24)
3. Логарифмы в природе. (слайд 25-28 )
(слайд 29)
— Из предложенных вамзаданий выберите те, с которыми вы можете справиться.
1)   
2)   
3)   
4)    
 
5)   
lV. Итог урока:Рефлексия.
(слайд 30)
Выберете карточку того цвета,которая отражает ваше состояние после
урока.
ЖЕЛТЫЙ :«В теме не разобрался, нуждаюсь вконсультации».
ГОЛУБОЙ:«Втеме не все понятно, дома нужно хорошо поработать».
РОЗОВЫЙ: «В темеразобрался, домашнее задание выполню самостоятельно».
(слайд 31 )
V. Домашнеезадание:
§ 19, № 340 (2), 341(4), 342 (1) – по желанию
(слайд 32) Спасибо за урок!
Описание презентации по отдельным слайдам:
- 
  1 слайд 1 
 Решение логарифмических уравнений
 Учитель математики
 МОБУ СОШ п. Трудовой
 Титова И.А.
 10 класс
- 
  2 слайд 2 
 «Уравнение – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы».Современный польский математик 
 С. Коваль
- 
  3 слайд 3 
- 
  4 слайд 4 
 С тех самых пор, как мир возник большой,
 стремились люди к знанью всей душой.
 На разных языках из века в век
 дорогу к знанью ищет человек.
- 
  5 слайд 5 
- 
  6 слайд 6 
- 
  7 слайд 7 
- 
  8 слайд 8 
- 
  9 слайд 9 Сформулируйте алгоритм (план) 
 решения логарифмического уравнения?Выбрать метод решения. Решить уравнение. Записать условия, задающие ОДЗ. Проверить получившиеся корни, подставив их в условия ОДЗ или сделать проверку. При записи ответа, исключить посторонние корни. 
- 
  10 слайд 10 
- 
  11 слайд Л. Д. Лоппо, 
 М. А. Попов
 Подготовка к ЕГЭ
 Математикастр. 211 
 № 334
 11
- 
  12 слайд 12 
- 
  13 слайд Индивидуальная работа 
 13
 3
 5
 4
 —
- 
  14 слайд 14 
- 
  15 слайд 15 
- 
  16 слайд 16 
- 
  17 слайд Почему логарифмы нужны современному человеку? 17 
- 
  18 слайд Что такое логарифм? 
 ЛОГАРИФМ, число, применение которого позволяет упростить многие сложные операции арифметики. Использование в вычислениях вместо чисел их логарифмов позволяет заменить умножение более простой операцией сложения, деление – вычитанием, возведение в степень – умножением и извлечение корней18 
- 
  19 слайд Джон Не́пер (1550—1617) 
 Не́пер Джон – шотландский барон, математик.
 Изобретатель логарифмов,
 составитель первой таблицы
 логарифмов, облегчившей
 работу вычислителей
 многих поколений.
 19
- 
  20 слайд «Осознав, что в математике нет 
 ничего более скучного и утомительного,
 чем умножение, деление, извлечение квадратных и кубических корней, и что названные операции являются
 бесполезной тратой времени и неиссякаемым источником неуловимых ошибок, я решил найти простое и
 надежное средство, чтобы избавиться от
 них».
 20
- 
  21 слайд «Изобретение логарифмов, сокращая вычисления нескольких месяцев в труд нескольких дней, словно удлиняет жизнь 
 астрономов»французский ученый 
 Лаплас
 21
- 
  22 слайд ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ЛИНЕЙКА 
 В 1614 году шотландский математик Джон Непер изобрел таблицы логарифмов. Принцип их заключался в том, что каждому числу соответствует свое специальное число — логарифм.
 Логарифмы очень упрощают деление и умножение.
 Например, для умножения двух чисел складывают их логарифмы, результат находят в таблице логарифмов.
 В дальнейшем им была изобретена логарифмическая линейка, которой пользовались до 70-х годов XX века.22 
- 
  23 слайд 23 
- 
  24 слайд 24 
- 
  25 слайд 25 
- 
  26 слайд 26 
- 
  27 слайд Логарифмы широко используется 
 в различных областях науки:в физике — интенсивность звука (децибелы) в астрономии — шкала яркости звёзд в химии — активность водородных ионов (pH) в сейсмологии — шкала Рихтера в музыке — нотная шкала, по отношению к 
 частотам нотных звуков
 27
- 
  28 слайд «С точки зрения вычислительной практики, изобретение логарифмов по важности можно смело поставить рядом с другим, более древним великим изобретением индусов — нашей десятичной системой нумерации.» русский математик Яков Викторович Успенский 
 28
- 
  29 слайд 29 Из предложенных вам заданий выберите те, с которыми вы можете справиться. 
 2
- 
  30 слайд 30 
 «В теме не разобрался,
 нуждаюсь в консультации».«В теме не все понятно, дома нужно хорошо поработать». «В теме разобрался, 
 домашнее задание выполню самостоятельно».
- 
  31 слайд Домашнее задание: § 19 
 № 340 (2)
 № 341 (4)
 № 342 (1) – по желанию31 
- 
  32 слайд СПАСИБО ЗА УРОК! 
 32
 
    


















 
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
        