X-PDF

Конспект урока Проблематика повести А.С.Пушкина Станционный смотритель

Поделиться статьей

Проблематика повести А.С.Пушкина«Станционный смотритель».

1. Актуализация знаний

Дорогие ребята, сегодня мы будем говорить о замечательной повести А.С.Пушкина«Станционный смотритель». Какое впечатление произвела она на вас?

Давайте вспомним сюжет произведения.Слайд. Перед вами иллюстрации. Расположите их вхронологической последовательности.(251364). Произведения А.С.Пушкинаотличаются необыкновенной глубиной, в них затрагивается много проблем. Выделитеих, опираясь на иллюстрации.

2. Операционно-исполнительский этап

Постановка проблемы.

Слайд. Какая проблема является основной? Ктосчитает, что это «отношения между родителями и детьми, поднимите руки ивозьмите жетоны. «Неравный брак» — поднимите руки и возьмите жетоны. «Трагедия« маленького человека»?

Как выяснить, кто прав? Итак, тема урока «Проблематика повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».Какие задачи мы ставим? (Изучить основные проблемы и выявить главную).

Мы будем работать в группе.Каждая исследует свою проблему. Объединитесь в группы в зависимости от вашеговыбора. Выберите капитана. Помните: успех группы зависит от каждого ее члена.Задача капитана – организовать совместную работу. Ознакомьтесь с материалами ираспределите задания. Не забывайте обсуждать вопросы. Мнение каждого очень ценно!

3. Обсуждение заданий

Выступление групп срезультатами исследований.

1 группа

Слайд. Проблема «неравного» брака

1. В каких случаях браксчитается «неравным»? (Неравный брак –это брак, заключенный между людьми разного возраста, разных сословий и разногофинансового положения). О каком неравенстве идет речь в повести?

2. Расскажи историю похищенияДуни от лица Минского.

3. Какими словами мог быМинский уговорить Дуню? Можно ли считать, что он обманул девушку?

4. Выдели основные чертыхарактера Минского. Кратко поясни свой выбор. (Хитрый – притворился больным, вспыльчивый – вытолкал Самсона Вырина,заботливый – думал о Дуне).

 

1. Расскажи историю похищения Дуни от еелица.

2. Против ли воли уехала Дуня с Минским?Почему она так поступила? (Нет, непротив.Она влюбилась в Минского и хотела лучшей доли)

3. Почему Минский и Дуня не жили вПетербурге вместе? Любил ли он ее? (Возможно,Минский и любил Дуню, но они не были женаты, поэтому не могли жить вместе. Таккак девушка была из другой социальной среды, он не спешил на ней жениться)

4. Почему Минский увез девушку, неспросив ее руки у отца? (Девушканравилась ему, но он не готов был жениться на ней. Минский знал, что отец неотпустит дочь без брака)

5. В чем были опасения отца Дуни?Подтвердились ли они? А могло ли все сложиться иначе? (Отец боится, что Дуню обманут, выгонят, и она будетмести улицу, потому что такие случаи были не редкостью. Опасения отца, ксчастью, не подтвердились. Минский оказался благородным человеком)

ВыводыКакие сложности возникли в отношенияхмолодых людей из-за их неравного положения? Можно ли было их избежать? (Минскому пришлось идти на обман, поступатьнепорядочно. Отец лишлся дочери, а дочь отца. Минский долго не мог решиться набрак из-за осуждения со стороны общества. Честь девушки была запятнана. С однойстороны, Минский должен был подумать о последствиях своего шага заранее исохранить честь девушки. Но, с другой стороны, это был шанс для Дуни – выбитьсяиз низкой социальной среды. Этот поступок был совершен в порывеэмоций.)

2 группа

Слайд. «Отношения между родителями и детьми»

1. Что мы узнаем о семейнойжизни Самсона Вырина? Какую роль в ней играла дочь Дуня?

«Вижу, как теперь, самогохозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный сертук стремя медалями на полинялых лентах…». Таким увидел рассказчик Вырина в самомначале их знакомства. Найдите в повести другой портрет этого героя. Чтоизменилось в этом портрете? Чем вызваны эти перемены? («Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел.Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, наглубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не могнадивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилогостарика». У него горе. Его боль – дочь Дуня. Проезжий гусар Минский увезлюбимую дочь Вырина, красавицу Дуню в Петербург. И горе постепенно убиваетВырина. Он постарел, стал много пить и умер: “Старик не снес своегонесчастья”.)

2. Почему Вырин поверилгусару и дочери и сам посадил Дуню прокатиться до церкви? (Он не мог предположить, что гусар за добро отплатитзлом.)

3. Сопоставь эпизоды ичувства, которые испытал Самсон Вырин.

Через полчаса после отъезда дочери

Мучительное волнение

Отец узнает, что дочери не было в церкви

Сердце его начало ныть

Самсон дожидается возвращения курьерской тройки

 Убийственное известие

Вырин узнал, что Дуня уехала с гусаром

 Смотритель пошел домой ни жив ни мертв

Объясни состояние героя. Каконо его характеризует? Слайд

4. Почему уезжает Дуня? Былли у нее выбор? В чем его сложность? (Выборесть всегда. Дуня могла остаться с отцом, потому что знала, как он ее любит.Минский мог открыто попросить руки дочери у отца. Дуня могла хотя бы написатьотцу письмо и сказать, что все у нее хорошо. Трудность ее выбора, что она любити Минского, и отца.)

5. Готов ли смотрительпростить дочь? Докажи. Для чего он хочет ее найти? От чего спасти? Чтоподдерживает Вырина в его убеждении?

 

1. Перед вами картина РембрандтаВозвращение блудного сына. Он писал ее в последний год жизни,когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным.

Темой для написания картиныпослужила известная евангельская притча о блудном сыне. Подумаем, почему этапритча получила такое название.

Чтобы ответить на этотвопрос, обратимся сначала к лексическому значению слова “блудный”. Это прилагательное образовано от глагола“блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить.

— Итак, в слове “блудный”соединились прямое значение глагола “блуждать” — скитаться, сбившись с пути, -и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильногожизненного пути, то есть блудить, развратничать.

2Расскажи «Притчу о блудном сыне».

Евангельская притча

Унекоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мнеследующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногихдней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имениесвое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране,и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тотпослал его на поля свои пасти свиней: и он рад был наполнить чрево своерожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал:сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода:встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и предтобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемниковтвоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отецего и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему:отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыномтвоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, идайте перстень на руку его и обувь на ноги: и приведите откормленного теленка изаколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадали нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь,когда приблизился к дому, услышал пение и ликование: и, призвав одного из слуг,спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой закололоткормленного теленка, потому что принял его здоровым. Старший сын осердился и не хотел войти. Отец жеего, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебеи никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка,чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточившийимение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Онже сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое; а о том надобно былорадоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал инашелся.

 

Так почему притча получилатакое название? (В ней рассказываетсяо блудном сыне – молодом человеке, сбившемся с пути истинного, блуждающем внравственных потемках)

В чем заключается ее смысл?

Можно ли провести некоторыепараллели в содержании притчи и повести Пушкина? Понимала ли Дуня сутьэтой притчи?

Попробуйте «войти в картину»и прочувствовать состояние героев. Сейчас вы в роли отца: встречаетевернувшегося сына и прикасаетесь к нему. Что ощущаете? А теперь вы в роли сына:склоняете голову перед отцом, стоя на коленях. Что ощутили? (Лицо блудного сына, прижатое к груди отца, скрыто отнас, но совершенно очевидно, что оно выражает искреннейшее раскаяние. В образеотца и сострадание, и всепрощение. Лежащие на плечах блудного сына рукипередают глубокую нежность отца. Сын прощен. Оба счастливы)

Каковы же были ожиданияСамсона Вырина? Оправдались ли они?

3. Кто оказался счастливее: блудный сын врубище или Дуня, нарядная, разбогатевшая? Кто из родителей оказался счастливее?Почему? (Сын, потому что он успелвернуться к отцу и,главное, был им прощен, а Дуня – нет. Отец сына – к немувернулся сын и покаялся , за это он простил его и устроил пир в его честь.)

4. В чем виновата Дуня? Когда она этоосознала? Раскаялась ли в совершенном?

Сравните репродукциюи иллюстрацию. Что их объединяет? А чем они отличаются?

Умер бедный Самсон Вырин. Припосещении могилы отца «легла здесь и лежала долго» «прекрасная барыня» Дуня.Появилось ли у нее возможность повернуть жизнь вспять, вернуть хотя быодно-единственное мгновение, чтобы попросить прощения у своего отца?

Вывод: Какие советы вы бы хотели дать Дуне?

Группа 3

Слайд. Трагедия «маленького человека»

1. Прочитайте эпиграф кповести «Станционный смотритель». Объясни значение слова «диктатор».

Найди в тексте ключевыеслова, характеризующие смотрителей. Соответствует ли эпиграф характеру главногогероя? Какова роль эпиграфа? (Ключевыеслова: «сущий мученик», «дрожащий смотритель», «люди мирные, услужливые,склонные к общежитию», «скромные в притязаниях на почести», «не слишкомсребролюбивые».)

2. Что такое трагедия? Какиесобытия в жизни Самсона Вырина можно назвать трагичными? Почему?

3. Пробовал ли Вырин боротьсяс Минским, вернуть Дуню? Почему его попытки не увенчались успехом? (Да, Вырин пешком ходил в Петербург и нашелсвою дочь. Но бороться с Минским он не может, они не ровня друг другу. Минскийбогач и аристократ, а Вырин – мелкий чиновник. У него нет прав и связей. Онбеззащитен.)

 

1. Что вызвало слезы негодования уСамсона Вырина во время первого посещения дома Минского? (Деньги, которые ему дал Минский за дочь). 

Почему так поступил Минский?

2. Какой эпизод подчеркивает нравственноепревосходство смотрителя над хорошо одетыми людьми привилегированного сословия?(ассигнации, брошенные Выриным, подобрал «хорошо одетый молодой человек»,который, увидев возвращение смотрителя, убежал)

Просмотр кинофрагмента«Встреча с Дуней». Каким мы видим Вырина в этот момент? Почему Минский считаетвправе так себя вести?

3. Что важнее: чин или человек?

4. В начале повести, рассказывая осословии смотрителей, рассказчик упоминает общеудобное правило: «чин чинапочитай». Что оно означает? Какую роль оно сыграло в повести?

Вывод: Кто такой «маленький человек»? В чемтрагизм его судьбы?

  1. Объясни смысл названия повести. Почему она не названа «Самсон Вырин» или «Гусар и девушка»?
  2. Кто же виноват в трагедии Вырина?
  3. Какая проблема является центральной?

Герой Пушкина – ничем непримечательный чиновник низшего класса. Люди, подобные ему, занимали в обществеодну из самых низших ступеней, были почти бесправными и беззащитными. Присущили таким людям высокие помыслы и чувства, благородство души? Сейчас этот вопроскажется странным. Во времена Пушкина мало кто отвечал на него положительно.Пушкин не только сделал «маленького человека» героем литературногопроизведения, но и наделил его высокими душевными качествами. С Пушкина началасьразработка одной из любимых тем русской литературы – темы «маленькогочеловека».

4. Рефлексия

  • О чем заставила задуматься повесть?
  • Какие моменты урока запомнились больше всего.
  • Оцените свою работу на уроке.

5. Домашнее задание

  1. Но все могло быть и по-другому, напиши Дуня отцу хотя бы одно письмо. Попробуйте сделать это от ее лица.
  2. Представьте, что у вас есть возможность написать Дуне письмо и предотвратить беду. Попробуйте это сделать.

1 группа. Проблема «неравного»брака

1. В каких случаях брак считается «неравным»? (Неравный брак – это брак, заключенный междулюдьми разного возраста, разных сословий и разного финансовогоположения). О каком неравенстве идет речь в повести?

2. Расскажи историю похищения Дуни от лицаМинского.

3. Какими словами мог бы Минский уговоритьДуню? Можно ли считать, что он обманул девушку?

4. Выдели основные чертыхарактера Минского. Кратко поясни свой выбор. 

 

2 группа. Проблема «неравного»брака

1. Расскажи историю похищения Дуни от еелица.

2. Против ли воли уехала Дуня с Минским?Почему она так поступила? 

3. Почему Минский и Дуня не жили вПетербурге вместе? Любил ли он ее? 

4. Почему Минский увез девушку, не спросивее руки у отца? 

5. В чем были опасения отца Дуни?Подтвердились ли они? А могло ли все сложиться иначе?

 

3 группа. «Отношения между родителямии детьми»

1. Что мы узнаем о семейнойжизни Самсона Вырина? Какую роль в ней играла дочь Дуня?

«Вижу, как теперь, самогохозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный сертук стремя медалями на полинялых лентах…». Таким увидел рассказчик Вырина в самомначале их знакомства. Найдите в повести другой портрет этого героя. Чтоизменилось в этом портрете? Чем вызваны эти перемены? 

2. Сопоставь эпизоды и чувства, которыеиспытал Самсон Вырин.

Через полчаса после отъезда дочери

 

Отец узнает, что дочери не было в церкви

 

Самсон дожидается возвращения курьерской тройки

 

Вырин узнал, что Дуня уехала с гусаром

 

Мучительное волнение, Сердце егоначало ныть, Убийственное известие, Смотритель пошел домой ни жив ни мертв

Объясни состояние героя. Каконо его характеризует?

3.      Почему Вырин поверил гусару и дочери исам посадил Дуню прокатиться до церкви? 

4.      Почему уезжает Дуня? Был ли у нее выбор?В чем сложностьвыбора? 

5. Готов ли смотрительпростить дочь? Докажи. Для чего он хочет ее найти? От чего спасти? Чтоподдерживает Вырина в его убеждении?

 

 

 

 

4 группа. «Отношения междуродителями и детьми»

1Расскажи «Притчу о блудном сыне».

Евангельская притча

Унекоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мнеследующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногихдней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имениесвое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране,и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тотпослал его на поля свои пасти свиней: и он рад был наполнить чрево своерожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал:сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода:встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и предтобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемниковтвоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отецего и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему:отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыномтвоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, идайте перстень на руку его и обувь на ноги: и приведите откормленного теленка изаколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадали нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь,когда приблизился к дому, услышал пение и ликование: и, призвав одного из слуг,спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой закололоткормленного теленка, потому что принял его здоровым. Старший сын осердился и не хотел войти. Отец жеего, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебеи никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка,чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточившийимение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Онже сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое; а о том надобно былорадоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал инашелся.

 

2. Перед вамикартина Рембрандта Возвращение блудного сына. Он писал ее впоследний год жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным инемощным.

Темой для написания картиныпослужила известная евангельская притча о блудном сыне. Подумаем, почему этапритча получила такое название.

Чтобы ответить на этотвопрос, обратимся сначала к лексическому значению слова “блудный”. Это прилагательное образовано от глагола“блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить.

— Итак, в слове “блудный”соединились прямое значение глагола “блуждать” — скитаться, сбившись с пути, -и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильногожизненного пути, то есть блудить, развратничать.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

Почему притча получила такоеназвание? В чем заключается ее смысл?

Можно ли провести некоторыепараллели в содержании притчи и повести Пушкина? Понимала ли Дуня сутьэтой притчи?

Каковы же были ожиданияСамсона Вырина? Оправдались ли они?

3.Кто оказался счастливее: блудный сын врубище или Дуня, нарядная, разбогатевшая? Кто из родителей оказался счастливее?Почему? 

4. В чем виновата Дуня? Когда она этоосознала? Раскаялась ли в совершенном?

 

 

 

Группа 5. Трагедия «маленькогочеловека»

 

1. Прочитайте эпиграф кповести «Станционный смотритель». Объясни значение слова «диктатор».

Найди в тексте ключевыеслова, характеризующие смотрителей. Соответствует ли эпиграф характеру главногогероя? Какова роль эпиграфа? 

2.Что такое трагедия? Какие события вжизни Самсона Вырина можно назвать трагичными? Почему?

3.Пробовал ли Вырин бороться с Минским,вернуть Дуню? Почему его попытки не увенчались успехом? 

 

Группа 6.Трагедия «маленькогочеловека»

 

1. Что вызвало слезы негодования уСамсона Вырина во время первого посещения дома Минского?

Почему так поступил Минский?

2. Какой эпизод подчеркивает нравственноепревосходство смотрителя над хорошо одетыми людьми привилегированного сословия?

3. Что важнее: чин или человек?

4. В начале повести, рассказывая осословии смотрителей, рассказчик упоминает общеудобное правило: «чин чинапочитай». Что оно означает? Какую роль оно сыграло в повести?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка урока по русской литературе натему А.С.Пушкин. Повесть «Станционный смотритель», 7 класс

Цели:

образовательные:научить глубокому осмыслению повести, сформировать навыки работы надхудожественной деталью; учить анализу текста; помочь почувствовать трагизмположения в обществе «маленького человека»; проследить общечеловеческую тему«блудных» детей на примере образа Дуни;

развивающие:анализ поведенческих ситуаций героев повести, развитие навыков критическогомышления;

воспитательные:воспитание нравственных понятий, поднятие проблемы отцов и детей;

воспитыватьчувство ответственности за свои поступки,

воспитыватьпочитание и уважение к родителям, умение признавать свои ошибки и прощатьдругих.

«Почитай отца твоего и мать твою,

чтобы продлились дни твои на земле»

Евангелие. Пятая заповедь.

Ход урока

Организационныймомент

Целеполагание

Учитель: Сегоднямы побеседуем о повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» и рассмотримсюжетную линию, связанную с судьбой дочери главного героя произведения, СамсонаВырина. Итак, повесть прочитана. Поделитесь своими мыслями: о чем она? 

Ответы учащихся: осовести, о памяти, о семейных отношениях, о проблемах отцов и детей, овзрослении, о чувстве вины, о долге, о том, что если проблемы материальныеимеют шанс быть решенными, то проблемы и потери моральные практическиневосполнимы, как бы ни повернулась человеческая судьба, об ответственностичеловека за свою судьбу и судьбу своих близких.

 Учитель: Какиеиз этих высказываний в большей степени раскрывают тему произведения? (Проблемыотцов и детей, взросление, ответственность человека за свою судьбу и судьбусвоих близких).

Мотивацияучебной деятельности

Слово учителя.

Наступит день,когда вы уйдете из дома уже не в короткий путь по направлению к школе, а в большуюжизнь, где вас будут ждать не школьные учителя, что всегда поддержат и помогут,а трудности и испытания.

В большой жизнивам уже никто не будет ставить оценки за успеваемость, но будут оценивать заваши поступки — прежде всего с нравственной точки зрения — люди, Бог и самажизнь.

Как же путь выизберете для себя?.. Путь к деньгам и удовольствиям? Путь, на котором вы незаметите боль, забудете родителей? Или путь добра, милосердия, любви,сострадания?

Смысл литературыне в том, чтобы учить жить, — это учебник жизни, а прежде всего искусствослова, которым призвано вселять в души красоту, стремление к прекрасному,возвышенному, — но вместе с тем, настоящее искусство всегда обращено кчеловеку, поэтому литература как вид искусства может многое: пробудить душу,наполнить добротой и помочь сделать свой нравственный выбор.

3. Словарнаяработа.

Устаревшие слова ивыражения

Коллежскийрегистратор — чиновник низшего (14) класса.

Подьячий — младшийчиновник в допетровской Руси

Фельдъегерь -правительственный курьер.

Подорожная -документ на право пользования казенными лошадьми.

На перекладных -меняя лошадей на каждой станции.

Прогоны — плата запользование лошадьми.

4. Беседа повопросам:

-Кто главныйгерой повести, чем он занимался? (Главным героем повести является станционный смотритель СамсонВырин)

-А.С.Пушкин всвоем эпиграфе к повести шутливо и иронично станционного смотрителя называет“диктатором”. Какова жизнь смотрителя на самом деле? (…Кто не проклинал станционныхсмотрителей, кто с ними не бранивался? Кто не почитал их извергамичеловеческого рода”?)

Найдите портретСамсона Вырина в первой части повести. Каким его рисует автор? (с.124)

-Счастлив либыл Вырин, несмотря на многочисленные проблемы, с которыми он ежедневносталкивался на службе?

-Но прошло нескольколет. Что изменилось? Каким мы видим героя во второй части повести? (с.125)

-Почему Выринпревратился в хилого старика, кто в этом виноват?

-Проанализируйтеэпизод первой встречи Вырина и Минского. ( Просмотр к/ф 41мин.-44мин.)

Впервые врусской критике вместе с образом Вырина рождается определение “маленькийчеловек”).

Маленькийчеловек — это человек невысокого социального положения ипроисхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силойхарактера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.

Почему Выринделает вторую попытку встретиться с дочерью? (Хочет лично увидеть дочь и убедить ее вернуться домой,но и посмотреть ей в глаза, понять, как она без него живет: ест и спит…)

Как живет егодочь в Петербурге? (“ Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела наручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностьюсмотрела на Минского…Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему стольпрекрасною”.) (Она здорова, богата и нисколько не горюет от тех перемен,которые с ней произошли…)

-Почему жеСамсон Вырин не рад счастью дочери? (Не верит в продолжительность и серьезность отношениймежду Минским и дочерью, помня историю блудного сына, расклеенную на своихстенах, и причисляя дочь к их числу; по ее беззаботному лицу Вырин понял, чтоДуня забыла его, а ему нет места в этом мире.)

-Почему Дуня,увидев отца, не обрадовалась, не упала на колени и не стала просить прощения,как это произошло в известной библейской притче, развешанной у них на стене, аиспугалась и упала в обморок? (Ей стыдно за то, что она живет с любимым мужчиной без венчания иродительского благословения, теперь богата и обеспечена, а отец очень нуждаетсяв куске хлеба; Дуня предала то хорошее, что было в прошлом: отца, память о себе– контакта “ глаза в глаза” не получилось…)

7. Сделаемвыводы.

Финал«Станционного смотрителя». Совершенно гениальный, истинно пушкинский финал.

— Дуня вышла замужили нет? Счастлива она или нет?

— Как жила Дунявсе эти годы, вспоминала ли отца? Почему не приехала раньше? Стыдилась? Чегобоялась? Или Минский не пускал?

— Разве этонормально, разве это по-человечески, разве это замужество?

Возможно,материнство помогло Дуне испытать неведомые раньше чувства. Однако эти чувстване обогатили её жизнь, но наоборот усугубили её чувство вины перед отцом.

Слова смотрителя отом, что Дуня, возможно, где-то метёт кабак, не сбылись, но и слова Минского осчастье Дуни не сбылись тоже, ибо какое может быть счастье у человека, живущегос такой тяжестью, как у неё.

VI. Итог урока.Рефлексия

— Именно доброе,гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин.Он не просто рассказывает о судьбе своих героев. А словно заглядывает им в душуи заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает овозможных ошибках.

Высказываниеучащихся с использованием приема «Незаконченное предложение»

«Когда я читаюповесть, я представляю……, думаю о………»

    Учитель: К какому осознанию пришли вы, ребята?

Вывод учителя: Да,в повести поднимается важная проблема – проблема взаимоотношения родителей идетей. Вы сейчас находитесь в таком возрасте, когда, может быть, не всегдаприслушиваетесь к мнению родителей, не всегда дарите им теплые слова. Пройдетвремя, и вы по-другому будете относиться к самым родным людям на земле. Ловитекаждое мгновение, говорите близким о своей любви.

Ведь так важноуспеть сказать родителям, что мы их ЛЮБИМ!

VII.Результатыурока. Оценивание.

 

V. Домашнеезадание Написатьсочинение на тему « Счастлива ли Дуняша?»

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет