ГКОУ«Вохомская школа – интернат»
Конспектурока
поматематике в 9-ом классе по теме:
«Решение задач. Питание – подсчёт веса продуктов
для приготовления блюда по рецепту».
Подготовила:
ГерасимоваО.В.
учительматематики
Вохма – 2020 г.
Тема: Решениезадач.
Тема задач: «Питание —подсчет веса или объема продуктов для приготовления блюда по рецепту».
Цель: — отработкавычислительных навыков с десятичными дробями при решении задач;
— коррекция мыслительной деятельности на основеупражнений в анализе и синтезе;
— классификации, соотнесении; установлении логических связей.
Задача социальной адаптации: формированиевычислительных навыков, необходимых для приготовления блюда по рецепту.
Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, карточки со словарнымисловами, шнурки, карточки с буквами, сравнительная таблица, таблица с рецептомна 1 порцию.
Ход урока.
I. Организационныймомент.
Закаждый правильный ответ и выполненное задание вы должны завязать узелок насвоём шнурке. В конце урока вас ожидает приятный момент, ваши узелки будут переведеныв оценку.
— Сядет тот, кто в каждом ряду найдет «лишнее»число и объяснит, почему?
— 4 1 774 5 678 6 009 (Лишнее число 4, онооднозначное, а
остальныемногозначные числа)
— 1,5 3 456 5,78 45,987 (Лишнее число 3 456 т.к. этоцелое число, а
остальные десятичные дроби )
и т.п.
|
II. Проверка домашнего задания.
-Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, выполните взаимопроверку домашнейработы, оцените работу.
III. Устные упражнения.
1) – Расставьте данные числа в два столбика.Работаете по цепочке 2 ряда один за другим.
Учащиеся 1 ряда ставят числа, вписанные взамкнутые ломаные линии, в первый столбик.
Учащиеся 2 ряда – числа, вписанные в замкнутыекривые линии, во второй столбик.
|
1 столбик –700 г, 25 г, 120 г, 95 г, 12 кг 840 г
2 столбик – 89,07 г, 1,1 кг, 0,8 кг, 6,3 кг 0,09 кг
— Как можно назвать числа 1-го столбика ? (Этоцелые числа, полученные при измерении мерами массы).
— Какие числа относятся к целым числам ? (Кцелым числам относятся многозначные числа и числа, полученные при измеренииодной или двумя мерами).
— Выразите именованное число в виде десятичнойдроби:
700 г=0,700 кг;
25 г=0,025 кг;
120 г = 0,120 кг;
95 г=0,095 кг;
12 кг 840 г=12,840 кг
— Как можно назвать числа 2-го столбика ? (Этодесятичные дроби, полученные при измерении).
— Какие числа относятся к дробным числам? (Десятичныеи обыкновенные дроби).
— Выразите десятичную дробь в виде именованногочисла:
89,07 г = 89 кг 70 г,
1,1 кг=1 кг 100 г,
0,8 кг=800 г,
6,3 кг=6 кг300г
0,09 кг = 90 г
2) Решение задач.
А) Масса стакана риса 230 г. Сколько граммов рисав двух стаканах?
( 230 х 2 = 460 г риса в двухстаканах)
Выразите в более крупных мерах (0,460 кг).
Б) Масса стакана сметаны 146 г. Сколько граммовсметаны в половине стакана?
(146 : 2 = 73 г сметаны в половине стакана)
— Выразите в более крупных мерах (0,073 кг)
IV. Подведение итогов.
— Если вы правильно выполните вычисления иобведёте кружком соответствующие ответы в таблице, то узнаете слово,определяющее тему нашего урока
№ задания |
А |
Д |
Ч |
А |
З |
И |
1 |
3,95 |
4,2 |
8 |
2,8 |
30,6 |
14 |
2 |
17,4 |
70,5 |
23 |
0,9 |
2,9 |
8,11 |
3 |
9 |
2,4 |
0,204 |
25,1 |
7,8 |
10,7 |
4 |
8,03 |
5,1 |
3,17 |
7,1 |
0,04 |
17,04 |
5 |
2,2 |
0,53 |
8,02 |
1,4 |
38,2 |
0,02 |
6 |
10,1 |
9,41 |
5,6 |
30,15 |
10,86 |
5,1 |
1) 10,2 х 3 (30,6) 4) 28,4 : 4 (7,1)
2) 8,7 х 2 (17,4) 5) 64,16 : 8 (8,02)
3) 0,3 х 8 (2,4) 6) 15,3 : 3 (5,1)
V. Сообщение темы урока .
-Тема нашего урока – решение задач.
Питание — подсчет веса или объема продуктов дляприготовления блюда по рецепту.
(Запишитедату и классная работа в тетрадях).
VI. Решение задач.
— Сегоднямы будем решать задачи, связанные с темой СБО. А для того, чтобы вспомнить этутему, нужно выполнить следующее: соотнесите знаки с буквами и прочтите слово.
Т Е П Ц Р
-Верно, (рецепт)
Рецептэто …. Продолжите предложение
1. Предписание врача осоставе лекарства, об изготовлении какого-нибудь лечебного средства и о способеприменения его больным.
2. Способ приготовлениячего–нибудь . Кулинарные рецепты.
Вывешивается на доску.
Рецепт – это способ приготовления какого-либо блюда. |
— На уроке СБО вы познакомились с рецептомприготовления винегрета. Чтобы правильно приготовить блюдо по рецепту, важнорассчитать необходимое количество продуктов. Сегодня мы будем учиться решатьсоответствующую задачу, будем производить расчёт количества исходных продуктовдля приготовления салата на число учащихся вашего класса, т.е. на 11 порций.
Числа записывайте в виде десятичных дробей.
На доске таблица
Винегрет Расход на 1 порцию Картофель- 33 г Огурец солёный – 10 г Свёкла – 25 г Морковь – 16 г Лук репчатый – 25 г Капуста – 25 г Заправка – 17 г |
Будем находить количество продуктов на 11 порций.
(Чтение и разбор – коллективное; решение — 1ученик у доски, с пояснением, остальные в тетрадях)
Решение.
1.33х11=363 г = 0,363 кг- картофеля
2.10г х 11 = 110 г=0,110 кг – огурцов солёных
3.25 г х 11 =275 г =0,275 кг — свёклы
4.16 г х 11 = 176 г = 0,176 кг — моркови
5.25 г х 11 =275 г = 0,275 кг — лука репчатого
6.25 г х 11 =275 г = 0,275 кг — капусты
7.17 г х 11 = 187 г =0,187 кг – заправки
Ответ:для приготовления 11 порций винегрета понадобится 0,363 кг картофеля; 0,110 кг огурец солёный; 0,275 кг свёклы; 0,176 кг моркови; 0,275 кг лука репчатого;0,275 кг капусты; 0,187 кг заправки.
VII. Физкультурнаяминутка для глаз.
— Быстро поморгать, закрыть глазаи посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
— Крепко зажмурить глаза (считать до 3),открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
— Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами,не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутойруки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
— Посмотреть на указательный палец, вытянутыйруки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
— В среднем темпе проделать 3-4 круговых движенияглазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы,посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
— А теперь давайте выясним, можете ли выопределить найденное количество каждого продукта.
-Как вы определите ? (Для этого необходимо знатьприблизительный вес каждого продукта).
-Удобнее, конечно же, использовать дляприготовления салата штучное количество овощей. Для этого понадобитсясравнительная таблица.
Сравнительная таблица (кг)
Продукт |
1 штука |
Количество штук на 11 порций |
Картофель |
0,09 |
4 штуки |
Огурец солёный |
0,05 |
2 штуки |
Свёкла |
0,1 |
3 штуки |
Морковь |
0,075 |
2 штуки |
Лук репчатый |
0,05 |
5 штук |
Капуста |
1,1 |
¼ штуки |
1 ст. ложка |
0,017 |
11 ст. ложек |
Используяданные, приведенные в сравнительной таблице массы продуктов, определяют штучноеколичество исходных продуктов.
— А если бы нужно было произвести расчёт данныхпродуктов для приготовления 15 порций винегрета, тогда как будет решатьсязадача?
VIII. Домашнее задание.
В красном конверте задание сложное, для сильных учащихся.
На одну порцию салата «Сыроежка» из сырых овощейтребуется 30 г помидоров, 30 г огурцов, 20 г моркови, 20 г яблок, 5 г зеленоголука, 5 г сахара, 3 г соли. Произведите расчёт количества исходных продуктовдля приготовления 12 порций салата. (Числа записывайте в виде десятичных дробей).
В синем конверте задания для слабых учащихся.
На одну порцию салата «Осенний» требуется 120 гкапусты, 75 г моркови, 80 г помидоров, 50 г огурцов. Рассчитайте количествопродуктов на 6 порций салата. (Числа записывайте в виде десятичных дробей).
IХ. Подведение итогов урока.
— Что мы с вами учились делать на уроке ? (Мыучились решать задачи на расчёт количества продуктов на приготовление салата порецепту).
-Какие задачи решали на уроке ? (Мы решали задачипрактической направленности)
— Какие арифметические действия выполняли прирешении задач ? (Умножение)
— С какими числами ? (Целые числа, полученныепри измерении, переводили в десятичные дроби)
Х. Комментирование оценок.
— Подсчитайте количество узелков. Какую быотметку поставили себе за урок?
Используемая литература:
1. М.Н. Перова, учебник для9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М.Просвещение, 2005 год.
2. Рабочая программа поСБО.