X-PDF

Конспект урока Род имён существительных

Поделиться статьей

Тема:Род имён существительных

Ход урока:

Этапы урока

деятельность преподавателя

деятельность учащихся

время

Актуализация опорных знаний.

Стадия вызова.

Какую часть речи мы изучаем в ходе последних уроков?

Проверим, какие знания у вас имеются на данный момент по этой теме.

Задания (выполняются параллельно):

1) Написать на доске 3 собственных и 3 нарицательных существительных и дать определение этим существительным (1 чел.)

2) Проверка дом. задания: напишите на доске свою фамилию и объясните её происхождение (2 чел.)

3) Задание для всех: послушайте рассказ и ответьте на вопросы:

В кафе сидят три подруги: русская, немка, армянка. Одна из них случайно уронила ложку.

— Ага!- проговорила русская женщина, вспомнившая смешную примету. – Ложка упала! Какая-то дама придет к нам в гости.

— Почему дама? – удивилась немка.- Ложка – «дер лёффель»! Ложка – мужского рода. Должен мужчина прийти.

Русская возмутилась:

— Ну вот ещё! Это если бы ножик упал, тогда это значило бы мужчину. Ножик – мужского рода.

Немка засмеялась:

— Ножик мужского рода?! Да ведь если ножик упадет, это ничего не значит. Он – «дас мессер» — рода среднего.

Армянка молчала и с недоумением смотрела на спорящих. Наконец, потеряв терпение, она спросила у спорящих подруг:

— Простите, но я ничего не понимаю. Я вижу здесь какое-то забавное суеверие. Но на чем оно основано? Почему ножик должен чем-то напоминать мужчину, а ложка женщину?

— Ребята, давайте поможем армянке разгадать загадку. Почему три подруги не поняли друг друга?

— Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

— Чему мы должны будем научиться на уроке?

Аналитическая работа

Выполняют упражнение.

Устные ответы

Делают вывод

 

Целеполагание

Постановка цели и задач

Устные ответы

 

Этап осмысления

Материал для наблюдения 2:

Род мужской, конечно, мой:

Мой сад, мой брат, стул мой.

Женский род, помню я,

То, про что скажу моя:

Моя ручка, моя тучка

И тетрадь моя.

Средний род – оно, моё:

Моё окно, село моё.

 

Задание: на карточке записано одно слово, можно вместо слова предложить картинку и одновременно проверить написание словарных слов:

— мужской род: абрикос, пенал, карандаш;

— женский род: кастрюля, корзина, собака;

— средний род: золото, солнце, море.

О выполнении работы ребята сигнализируют красной карточкой. Проверка.

 

 

 

Формулирование правила

 

 

Упражнение №  502 стр. 56.

 

 

Задания для самостоятельной работы:

 

1 уровень: напиши существительные в три столбика.

Лиса, снег, змея, облако, салат, молоко, мох, земля, тополь, конфета, синица, жара.

2 уровень: выпиши одушевленные имена существительные, определи их род.

Бабочка, девочка, машина.

Кукла, лётчик, теремок.

Корова, лось, соловей.

3 уровень: найди в тексте имена существительные, подчеркни их одной чертой, укажи род.

Разноцветным огнём

На дворах и домах

И от солнца блестит

Снег лежит полотном.

Аналитическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с карточками.

 

 

 

 

 

 

 

 

Устные ответы: формулируют правило

 

Письменная работа

 

 

Аналитическая работа

 

Работа со слайдами.

 

Этап первичного закрепления

Работа по рядам

 

Выберите координатора группы.

1 группа.

Задание:

Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

Изучив предложенный текст, выбрать интересные факты о понятии «род» в разных языках.

2 группа.

Задание: подготовить информацию о «тайне» рода имени существительного.

Пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе, шампунь, тюль – мужского рода.

Пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино, какао, эскимо, желе, меню – среднего рода.

Иногда невозможно разобрать, о ком говорят, о мальчике или девочке:

   Рёва, плакса,  соня,    забияка,        замарашка, непоседа…

Ваня – непоседа и Таня – непоседа.

В таком случае говорят, что существительное общего рода.

3 группа.

Задание:

Заполнить таблицу, добавив имена прилагательные к сущ. Сделайте своё предположение об имени прилагательном.

Вывод: Имя прилагательное, которое зависит от имени существительного, согласуется с именем существительным в роде, то есть ставиться в той же форме, что и имя существительное.

Мы проложили мостик на следующий урок.

Вкусн…

торт

Вкусн…

конфета

Вкусн…

пирожное

Зимн…

день

Зимн…

утро

Зимн…

одежда

Вывод: Произошло ещё одно открытие. Есть слова, которые употребляются только во множественном числе, у них род определить нельзя.

 

 

Работа с учебником.

 

Упражнение № 507 стр. 57 с пояснением.

Работа по рядам

 

 

 

 

Работа с текстом

 

 

 

 

Устная работа

 

 

 

 

Письменная работа

 

 

 

 

 

 

 

Работа с таблицей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письменная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов. Рефлексия

Работа со смайликами:

  • урок полезный, понравился;
  • урок скучный.

 

Устные ответы

 

Домашнее задание

Для всех:

– Составьте текст из 5-6 предложений, используя существительные женского, мужского и среднего рода, которые вы записали, описывая фотографию.

Для желающих на «5» (дополнительно):

– Подберите и запишите не менее 5 существительных, род которых сложно определить, проверьте их род по словарю, составьте с ними предложения.

 

записывают

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет