Тема:Род имён существительных
Ход урока:
Этапы урока |
деятельность преподавателя |
деятельность учащихся |
время |
||||||||||||
Актуализация опорных знаний. Стадия вызова. |
Какую часть речи мы изучаем в ходе последних уроков? Проверим, какие знания у вас имеются на данный момент по этой теме. Задания (выполняются параллельно): 1) Написать на доске 3 собственных и 3 нарицательных существительных и дать определение этим существительным (1 чел.) 2) Проверка дом. задания: напишите на доске свою фамилию и объясните её происхождение (2 чел.) 3) Задание для всех: послушайте рассказ и ответьте на вопросы: В кафе сидят три подруги: русская, немка, армянка. Одна из них случайно уронила ложку. — Ага!- проговорила русская женщина, вспомнившая смешную примету. – Ложка упала! Какая-то дама придет к нам в гости. — Почему дама? – удивилась немка.- Ложка – «дер лёффель»! Ложка – мужского рода. Должен мужчина прийти. Русская возмутилась: — Ну вот ещё! Это если бы ножик упал, тогда это значило бы мужчину. Ножик – мужского рода. Немка засмеялась: — Ножик мужского рода?! Да ведь если ножик упадет, это ничего не значит. Он – «дас мессер» — рода среднего. Армянка молчала и с недоумением смотрела на спорящих. Наконец, потеряв терпение, она спросила у спорящих подруг: — Простите, но я ничего не понимаю. Я вижу здесь какое-то забавное суеверие. Но на чем оно основано? Почему ножик должен чем-то напоминать мужчину, а ложка женщину? — Ребята, давайте поможем армянке разгадать загадку. Почему три подруги не поняли друг друга? — Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? — Чему мы должны будем научиться на уроке? |
Аналитическая работа Выполняют упражнение. Устные ответы Делают вывод |
|
||||||||||||
Целеполагание |
Постановка цели и задач |
Устные ответы |
|
||||||||||||
Этап осмысления |
Материал для наблюдения 2: Род мужской, конечно, мой: Мой сад, мой брат, стул мой. Женский род, помню я, То, про что скажу моя: Моя ручка, моя тучка И тетрадь моя. Средний род – оно, моё: Моё окно, село моё.
Задание: на карточке записано одно слово, можно вместо слова предложить картинку и одновременно проверить написание словарных слов: — мужской род: абрикос, пенал, карандаш; — женский род: кастрюля, корзина, собака; — средний род: золото, солнце, море. О выполнении работы ребята сигнализируют красной карточкой. Проверка.
Формулирование правила
Упражнение № 502 стр. 56.
Задания для самостоятельной работы:
1 уровень: напиши существительные в три столбика. Лиса, снег, змея, облако, салат, молоко, мох, земля, тополь, конфета, синица, жара. 2 уровень: выпиши одушевленные имена существительные, определи их род. Бабочка, девочка, машина. Кукла, лётчик, теремок. Корова, лось, соловей. 3 уровень: найди в тексте имена существительные, подчеркни их одной чертой, укажи род. Разноцветным огнём На дворах и домах И от солнца блестит Снег лежит полотном. |
Аналитическая работа
Работа с карточками.
Устные ответы: формулируют правило
Письменная работа
Аналитическая работа
Работа со слайдами. |
|
||||||||||||
Этап первичного закрепления |
Работа по рядам
Выберите координатора группы. 1 группа. Задание: Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532 Изучив предложенный текст, выбрать интересные факты о понятии «род» в разных языках. 2 группа. Задание: подготовить информацию о «тайне» рода имени существительного. Пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе, шампунь, тюль – мужского рода. Пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино, какао, эскимо, желе, меню – среднего рода. Иногда невозможно разобрать, о ком говорят, о мальчике или девочке: Рёва, плакса, соня, забияка, замарашка, непоседа… Ваня – непоседа и Таня – непоседа. В таком случае говорят, что существительное общего рода. 3 группа. Задание: Заполнить таблицу, добавив имена прилагательные к сущ. Сделайте своё предположение об имени прилагательном. Вывод: Имя прилагательное, которое зависит от имени существительного, согласуется с именем существительным в роде, то есть ставиться в той же форме, что и имя существительное. Мы проложили мостик на следующий урок.
Вывод: Произошло ещё одно открытие. Есть слова, которые употребляются только во множественном числе, у них род определить нельзя.
Работа с учебником.
Упражнение № 507 стр. 57 с пояснением. |
Работа по рядам
Работа с текстом
Устная работа
Письменная работа
Работа с таблицей
Письменная работа.
|
|
||||||||||||
Подведение итогов. Рефлексия |
Работа со смайликами:
|
Устные ответы |
|
||||||||||||
Домашнее задание |
Для всех: – Составьте текст из 5-6 предложений, используя существительные женского, мужского и среднего рода, которые вы записали, описывая фотографию. Для желающих на «5» (дополнительно): – Подберите и запишите не менее 5 существительных, род которых сложно определить, проверьте их род по словарю, составьте с ними предложения.
|
записывают |
|
||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
