Урок русского языка. 2 класс.
Тема: Правописание безударных гласных в корне слова.
Цели: 1. Вывести способы проверки безударных гласных в корне слова.
2. Способствоватьразвитию умения распознавать безударные гласные, в корне слова, подбирать проверочное слово и обосновыватьправильность написания проверяемого; учить детей рассуждать, делатьобобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить всловах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять; подбиратьпроверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова;обосновывать правильность написания слов с безударным гласным звуком.
Формирование универсальных учебныхдействий у учащихся на уроке:
Регулятивные УУД:
· принимать исохранять в памяти учебную задачу урока;
· осуществлятьрешение учебной задачи под руководством учителя;
· оцениватьрезультаты своей деятельности.
Познавательные УУД:
· осознаватьпознавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководствомучителя);
· ориентироватьсяпри решении учебной задачи на возможные способы её решения;
· устанавливатьалгоритм проверки обозначения буквой безударного гласного звука;
Коммуникативные УУД:
· слушатьсобеседника и понимать речь других;
· работать впарах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться иприходить к общему решению в совместной деятельности;
· строитьречевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Формирование личностных результатов:
· понимать иоценивать свой вклад в решение общих задач;
· бытьтолерантным к чужим ошибкам и другому мнению.
Ход урока
Цели: 1. Вывести способы проверки безударных гласных в корне слова.
2. Способствоватьразвитию умения распознавать безударные гласные в корне слова, развивать орфографическую зоркость, устную речь учащихся.
I. Орг. момент.
-Ребята, поздоровайтесь с гостями. Садитесь. Урок русского языка.
-Откройте тетради. Запишите число.
II. Актуализациязнаний.
-.На доске текст. Прочитайте его. (Текст дан без гласных букв.)
Мы к лесной тропинке вышли,
Поднимая ноги выше.
Мимо просеки и
Мимо
Если долго так шагать
— Нелегкое было чтение? Трудно читать без гласных букв. А почему?
(Гласные помогают говорить, понимать друг друга и даже петь.)
— Правильно. А в орфографии они работают добрыми «волшебниками». Вспомните, в чем их волшебство?
(Сомнительные согласные ставим в сильную позицию. Перед гласным, и узнаем какой согласный нужно писать.)
— Гласные это добрые волшебники для согласных, но сами они очень опасны. Почему? ( У гласных есть только одна сильная позиция — под ударением. А в слабой позиции можно допустить ошибки.)
-Правильно. Гласных в слове много, а ударение одно.
Какие гласные наиболее опасны при написании? ( а, о, и, е, я.)
— Совершенно верно. Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные гласные в корне слова? (Их нужно проверять.)
III. Новыйматериал.
— Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
— Сегодня вы будете учиться проверять безударные гласные в корне слова. Может быть кто-нибудь знает, как это делается? (Дети выдвигают свои версии.)
— Найдите в тексте родственные слова и выпишите их.
— Докажите, что эти слова родственные. (Один корень, близки по смыслу, образованы от одного слова лес.)
— Попробуйте сами образовать родственные слова. (Дети называют слова, я прикрепляю карточки со словами на доску.)
— Поставьте ударение, выделите корень. Что заметили в корне слова?
(В корнях слов есть ударные и безударные гласные. Корни пишутся одинаково, независимо от позиции гласных букв.)
— Какие корни легче писать?
— Что же надо делать, чтобы избежать ошибки? (Нужно проверить безударные гласные.)
— Как проверить безударные гласные в корне слова? (Нужно подобрать родственное слово, так чтобы безударный гласный стал ударным.)
— Найдите и подчеркните среди родственных слов проверочное.
— Какой способ проверки вы использовали? ( Подбирали родственные слова.)
Вывешиваю опору на доску: 1. С помощью родственных слов.
2— Откройте учебник на странице 178,упражнение № 418. Прочитайте задание. (Списать. Вставить буквы. Какое слово является проверочным? М..сты – мост, п..исьмо – письма и т. д.)
— Выполним с комментированием.
— Какой способ проверки использовали в данном упражнении. (Изменили форму слова.)
— Итак, как еще можно проверить безударную гласную в корне слова?
Вывешиваю опору: 2. Изменить форму слова.
—Сравним наш вывод с правилом в учебнике на странице 178. Прочитайте правило.
IV. Физминутка.
(Стихотворение со второго этапа урока.)
V. Первичное закрепление.
1. -Прочитайте текст на доске. Найдите слова с безударной гласной в корне.
Вышло из-за туч солнце.
Свет залил поле и лес.
Разным цветом заискрился снег.
( Заискрился – искры)
— Какие еще орфограммы в корне слова вы нашли? (Парная согласная в корне: снег — снега.)
— как видите наш текст не очень богат орфограммами. Предлагаю самим насытить текст орфограммой «безударная гласная в корне слова». С первым предложением поработаем все вместе. Итак, ваши варианты, только чтобы смысл предложения резко не менялся.
Варианты предложений записываю на доске, например: Выглянуло из-за облаков солнце.
2. Дифференцированное задание творческого характера.
— С остальными предложениями будете работать самостоятельно. Задание написано на карточках.
А. Заменить как можно больше слов в данных предложениях на слова с безударной гласной в корне. Продолжить текст 1 – 2 предложениями.
Свет залил поле и лес. Разным цветом заискрился снег.
В.Заменить как можно больше слов в данных предложениях на слова с безударной гласной в корне.
Свет залил поле и лес. Разным цветом заискрился снег.
В.Заменить как можно больше слов в данных предложениях на слова с безударной гласной в корне (используйте слова для справок: осветились, поля, снежок, леса, цветами, огоньками).
Свет залил поле и лес. Разным цветом заискрился снег.
— Проверим. Прочитайте предложения, которые у вас получились.
— Что помогло вам правильно написать ваши слова с безударными гласными в корне.
(Умение находить в словах безударные гласные в корне и правильно их проверять.)
VII. Подведение итога урока. Рефлексия.
— Как проверить безударные гласные в корне?
— Для чего нам нужно знать как пишутся безударные гласные в корне?
— Оцените свою работу на уроке, как вы усвоили материал. Нарисуйте кружочек на Лестнице успеха. Листочки с листами самооценки передайте мне.Поднимите руки, кто поставил кружочек на верхней ступеньке.
5. Д/з. Выучить правило на стр. 178. Выполнить № 179.
