Поурочныйплан урока русского языка во 2– А классе
ТемаЧто такое однокоренные слова?
Цели:
Образовательная:формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренныеслова, выделять в них корень.
Воспитательная: воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умениеосуществлять самоконтроль; интерес к русскому языку.
Развивающая:развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;научить находить корень в однокоренных словах;
Коррекционная:развивать внимание, вырабатывать орфографическую зоркость,умение доказывать, рассуждать, делать выводы;
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование:карточки
Ход урока
I.Орг. момент
-Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам на урок, пожелаеммысленно друг другу хорошего настроения и удачи. Ведь как гласит народнаямудрость – с малой удачи начинается большой успех.
Ну,а чтобы урок был результативным, давайте позитивно настроимся на него.
II.Мотивация. Речевая разминка.
-Посмотрите на доску, постарайтесь собрать из слов предложение:
нас,всё, у, сегодня, получится!
-Произнесём это предложение хором, «разбудим» наши голоса.
-У нас сегодня всё получится!
-Молодцы, ребята, замечательно. Итак, начнём урок. Откройте тетради, запишитечисло, классная работа.
Чистописание.
-На момент чистописания
Яприготовила вам задание
Выс закрытыми глазами
Угадайтебукву сами.
(Узнаваниебуквы по контуру) Итак, это буква С.
-Какие звуки она обозначает?
-Запишите строчку слогов, где буква С будет обозначать мягкий согласный звук, адругую строчку, где буква С будет обозначать твёрдый согласный звук.
2.Знакомство с новым словарным словом.
-Много слов в русском языке с буквой С, подумайте, какое слово я загадала:
Ввазе лежит
Ипечали не знает.
Ну,а в стакане
Всегдапропадает. (Сахар)
-Что знаете о сахаре?
(Сахар– это продукт питания и химическое вещество. Его добавляют в пищу для улучшениявкуса. Производят сахар из сахарной свеклы и сахарного тростника)
-Это слово с непроверяемой безударной гласной. Откройте стр. 94, прочтите слово,запомните написание этого слова.
-Составьте предложение с этим словом (устно), подберите родственные слова.
III.Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.
-Что такое родственные слова? — Какие правила подбора родственных слов знаете?Для чего нам нужно это умение? (СОЗДАНИЕ КЛАСТЕРА ПО ОТВЕТАМ ДЕТЕЙ).
Запишемродственные слова: сахарок, сахарочек, сахарница, сахарный, сахарить. Выделитедугой общую часть родственных слов.
1.Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
-Сахар производят из растений. Какие части растения вы знаете? Как думаете,корень – слово однозначное или многозначное. Послушайте загадку о корне иподтвердите или опровергните свое мнение.
Учительзагадывает загадку:
Яу дуба, я у зуба,
Яу слов и у цветов.
Яупрятан в темноту
Яне вверх, а вниз расту. (Корень)
-О каких значениях корня говорится в тексте загадки?
Сколькозначений у слова корень? Какой вывод можно сделать? Слово корень — многозначное:
1)подземная часть растения;
2)внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;
3)часть слова.
-Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?
-Это важная, необходимая часть.
-Какое же отношение корень имеет к слову, к уроку русского языка? Как выдумаете, о чем мы будем говорить на уроке?
-Что бы вы хотели узнать на этом уроке?
Обозначимпроблемные вопросы ( с помощью учителя):
1)Что такое корень?
2)Роль корня в слове.
3)Как выделить в слове корень?
4)Однокоренные слова
5)Признаки однокоренных слов
V.Работа по теме урока.
Такжекак и у кустов, корень слова есть у слов.
Послушайтесказку.
Давноэто было. На одной лесной поляне поселились корни. Они обладали удивительнойспособностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялисьслова-веточки. И назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы,то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут теперькорнем. Из глубоко уважения к родителю однокоренные, то есть родственные словаслова соорудили корню домик уютный, округлый.
Общаячасть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова называютсяоднокоренными. Корень слова – это самая главная часть слова.
Промежуточнаярефлексия.
-Скажите, какую новую информацию вы сейчас услышали? (обсуждение, созданиекластера по ответам детей)
Родственныеслова — это тоже самое, что и однокоренные. Общая часть родственных,однокоренных слов называется корнем.
Почемукорень слова самая главная его часть? (ответы детей) Да, в нем заключено общеелексическое значение всех однокоренных слов.
Давайтепонаблюдаем: подберите однокоренные слова к слову лес
(записывают по 1 ученику у доски) (лесок, лесочек, лесной, лесник, лесничий).
-Произнеситекорень каждого слова, понятно лексическое значение? А теперь возьмите листокбумаги, закройте часть слова – корень и прочтите оставшиеся части слов. Можноли понять лексическое значение теперь?
-Нет,нельзя. Значит, делаем вывод: в коне заключается лексическое значение слова.
VI.Физминутка, зрительная гимнастика
-Послушайте группы слов, определите, какие из них однокоренные, а какие – нет.Если вы услышите однокоренное слово – хлопайте, если слово лишнее – топайте.
Вода,водный, водитель, водолаз.
Лиса,лисенок, лист, лисья.
Лось,лосенок, лоскут, лосиный.
VII.Закрепление изученного материала.
Работав группах:
1.Сильныеобучающиеся (карточка)
2.Слабые обучающиеся (карточка)
Упр.93– самостоятельное выполнение (выписать только пары однокоренных слов, выделитьв них корень). Взаимопроверка.
VIII.Подведение итогов. Рефлексия.
-Что такое корень? Какова его роль в слове?
-Как выделить корень в слове?
-Какие слова называются однокоренными?
—Послушайте стихотворение, назовите корни однокоренных слов хором.
Также, как и у кустов,
Кореньслова есть у слов.
Будьвнимателен к словам,
Отыщив них корень сам:
Лес,лесок, лесной, лесник;
Цвет,цветок, цветной, цветник;
Лётчик,самолёт, полёт;
Ледяной,ледовый, лёд.
Сад,посадка, посадил;
Род,родители, родил;
Ходит,выходка, ходы;
Трудовой,трудись, труды.
-Оцените свою работу при помощи лесенки успеха.
IX.Домашнее задание. Стр. 90-91 выучить правила, упр. 88(списать, обозначить корень в однокоренных словах)
