Темаурока: Правописание суффиксов -чик-, -щик-.
Цельурока: знакомство со способами действия при выборе написания всуществительных суффиксов -чик, -щик;
Задачи:
*развивать навык самоконтроля, схематичного мышления,развитие навыков адекватной самооценки.
· развиватьумение выбирать способ для правильного написания суффиксов -чик,-щик;
· воспитыватьинтерес к словарному запасу русского языка.
Ход урока
I. Организационныймомент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнегозадания (__________________)
Работа классом поповторению
Распределительныйдиктант
(запишите слова в две колонки: в первую – с буквой О вокончании, во вторую – с буквой Е )
Желудь, крышей, шорох,шепот, дачей, рощей, шелк, шелковистый, мячом, желтый, зашел, щетка, решетка,улицей, шофер, черные, пришел, шоколад, почет, шерстка, удачей, ключом, врачом.
III. Работа над новымматериалом
Сегодня поговорим о разныхпрофессиях.
— Какие профессии вамизвестны?
— Кем работают ваширодители?
— Кем бы вы хотели стать?
— Какие профессии,по-вашему, сегодня самые популярные, нужные?
Наверное, одна из самыхсовременных и перспективных профессий на сегодняшний день – компьютерщик.Точнее, это целый круг профессий, связанных с компьютером. Компьютерщик – тот,кто хорошо разбирается в компьютерах, в тонкостях работы с ними.
— А слышали ли вы опрофессии фонарщика?
Если вы уже читали сказкуАнтуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», то вспомните встречу героя сфонарщиком.
Пятая планета былаочень занятная. Она оказалась меньше всех. На ней только и помещалось чтофонарь да фонарщик. Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной,затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь ифонарщик. Но он подумал:
Может быть, этот человек и нелеп. Но он нетак нелеп, как король, честолюбец, делец и пьяница. В его работе все-таки естьсмысл. Когда он зажигает свой фонарь — как будто рождается еще одна звезда илицветок. А когда он гасит фонарь — как будто звезда или цветок засыпают.Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво.
Этой романтической,красивой профессии сейчас уже нет. А ведь когда-то она была оченьвостребованной. Первые фонарщики появились у нас в стране около 300 лет назад.
4 декабря 1706 года, в деньпразднования победы над шведами, по указанию Петра 1 в Петербурге на фасадахулиц, выходивших к Петропавловской крепости, были вывешены уличные фонари. Царюи горожанам новшество понравилось, фонари начали зажигать на праздники все чащеи чаще. В 1720 г. Петр приказал ввести в столице постоянное уличное освещение.Первыми фонарщиками были солдаты..
Нет сейчас фонарщиков иизвозчиков, погонщиков и старьевщиков, но есть газетчики и сварщики, летчики икомпьютерщики.
(Учитель записываетназвания профессий на доске)
— Прочитайте названияпрофессий еще раз. Чем похожи все эти слова? (В них есть суффикс –чик (–щик).)
— А от чего зависит выборбуквы ч или щ? (Ответы детей)
— Какие задачи мы поставимперед собой сегодня на уроке?
Объяснение нового материалаучителем. (звездочка-схема)
Словообразовательныйдиктант
Образуйте именасуществительные с помощью суффиксов – чик (-щик). Какое значение они придаютвновь образованным словам? Какие фонетические чередования и в каких случаяхнаблюдаются в производных словах?
Бакен, барабанить, бетон,водопровод, возить, вязать, грузить, добыча, кабак, камень, кровля, объездить,перебежать, переводить, переписать, переплетать, пилить, разносить, резать,фонарь.
Работа с индивидуальными карточками. (ребята работают группами или самостоятельно.)
Карточка № 1
Спишите, вставляя пропущенные буквы, объяснитевыбор суффикса.
Бакен…, навод…, сплав…, фрезеров…, сбор…,газет…, рассказ…, стеколь…, бетон…, гардероб…
Карточка № 2
Спишите, вставляя пропущенные буквы, объяснитевыбор суффикса.
Арматур…, выдум…, проход…, портфель…,пулемет…, уголь…, набор…, компьютер…, смаз…, прокат…
IV. Подведение итоговурока
— От чего зависит выборбукв ч и щ в суффикс — чик (-щик) имен существительных?
V. Домашнее задание
Написать мини-сочинение:«Моя будущая профессия»