Филиал государственногообразовательного учреждения высшего образования московской области «Государственныйсоциально-гуманитарный университет» в г. Зарайске — Зарайский педагогическийколледж
Конспект урока русского языка
ТЕМА: «Предлог»
Место проведения: МБОУ Гимназия №2 в городского округа Зарайска
Класс:2 «В»
Практиканты:студенты 3 курса группы 1«Б»
ДощенкоЕлизавета Ивановна
Учитель:Игонина Т. Н.
Подпись:____________________________
Методист:Якушкина Н.М.
Подпись:____________________________
Зарайск 2023 г.
Датапроведения: 16.02.2023
Урокрусского языка на тему: «Предлог»
Цель: созданиеусловий для формирования у обучающихся представлений о новой части речи – предлоге.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомиться с новой частью речи – предлогом.
2. Научить распознавать предлоги в речи.
3. Научиться правильно употреблять предлоги в устной и письменнойречи.
Развивающие:
1. Способствовать развитию мышления посредством рассуждения;
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу в групповой работе.
Оборудование:презентация, раздаточный материал, проектор.
Ход урока.
1. Организационно-мотивационныйэтап.
Приветствие учащихся. Напоминание о соблюдении порядка на рабочем месте.
— Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вася, Елизавета Ивановна. Сядьте прямо, приведите в порядок рабочее место,улыбнитесь друг другу – зададим позитивный тон нашему уроку!
Организация беседы с целью раскрытиясмысла пословицы. Обобщение ответов учащихся.
— Посмотрите на слайд. Прочитайте поговорку (на слайде пословица «Малоеслово большую обиду творит»).
Ученик: Малое словобольшую обиду творит.
— Как вы думаете, о чем говорит эта поговорка? Как вы еепонимаете?
Ученик: Это значит,что маленькое гнусное слово может обидеть кого угодно.
— Да! Прежде всего, надо хорошенечко подумать перед тем, какчто-нибудь сказать! Давайте и мы начнем наш урок, будем узнавать только хорошиеслова и получать новые знания!
Организация работы по каллиграфии учащихся с сопровождающейбеседой.
-Откройте тетради. Запишите число и «классная работа» (записано также на доске).
-Посмотрите на слайд (на слайде: на, по, в, к, без). Вы видите следующие соединенияи буквы: .Пожалуйста, спишите их себе в тетради.
-Теперь прочитайте следующие предложения (на слайде предложения: «На березахнадулись почки. Они были маленькие»):
Ученик: На березахнадулись почти. Они были маленькие.
— Хорошо.Запишите их себе в тетрадь.
Актуализациязнаний:
-Подчеркните главные и второстепенные члены предложения, определите какой частьюречи они выражены в этом предложении. (просим одного ученика выполнить заданиевслух, рассуждая, проговаривая значение частей речи и их вопросы)
Ученик: На березахнадулись почки. Они были маленькие.(березах, почки – сущ., обозначает предмет, отвечает на вопросы что?; надулись,были – глагол, обозначает действие, отвечает на вопрос что сделали; маленькие –прил., обозначают признак предмета, отвечает на вопрос какие?, они – мест.,отвечает на вопросы кто?)
— Укакого слова мы не определили часть речи?
Ученик: Слово «на».
— Каквы думаете, какой частью речи является это слово?
-Ребята, эта часть речи называется предлог.
3. Постановка цели и учебныхзадач урока.
Организация беседы по определению темы, цели и учебных задачурока.
— Этои будет тема нашего урока. (на слайде высвечивается тема «Предлог») Но чтобыизучить эту тему, нам нужна цель урока. Как вы думаете какова будет наша цель?(на слайде слово «цель») С чем мы сегодня познакомимся?
Ученик: Мы сегодняпознакомимся с предлогом.
— Да,ребята, а что такое предлог, я уже сказала?
Ученик: Часть речи.
-Совершенно верно (на слайде появляется цель полностью: «Цель: познакомиться спонятием «предлог»»). Но чтобы добиться этой цели, нам нужно поставить задачи.В их формулировке, нам помогут вспомогательные слова на слайде появляютсявспомогательные слова: «узнать» и «научиться». Прочитайте первоевспомогательное слово.
Ученик: Узнать.
— Что же мы сегодня узнаем?Какова будет наша первая задача?
Ученик: Узнаем, какуюроль играет предлог в тексте
-Правильно! (первая задача появляется на слайде: «узнать, какую роль играетпредлог в тексте») Прочитайте второе вспомогательное слово.
Ученик: Научиться.
— Чемуже мы сегодня научимся? Какова будет наша вторая задача?
Ученик: Научимся писатьправильно предлоги.
-Прекрасная задача. Давайте выведем ее на слайд (вторая задача появляется наслайде: «Научиться правильно писать предлоги»). Итак, у нас цель и задачиурока. Давайте начнем наш урок и приступим их достижению и решению.
4. Работа по теме – решениеучебных задач.
Организация работы по теме, направленной на решение учебных задач.
-Посмотрите на слайд (на слайде: строит … даче, спрыгнет .. ветки, строит …бревен, идет … школе). Вы видите словосочетания. Прочитайте первое.
Ученик: Строит даче.
-Ребята, что не хватает в этом словосочетании. Что нужно вставить? Какое слово?
Ученик: На.
-Прочитайте все вместе.
Ученик: Стоит надаче.
— Всели так считают? Да, ребята, это верно. (далее также с остальнымисловосочетаниями)
-Ребята, давайте обратим внимание, на то какими были наши словосочетания. Что сними было? Какие они были?
Ученик: Несвязными.
-Верно. Это и является одним из признаком предлога. Предлоги нужны для связислов в предложении (правило на слайде).
-Также что мы могли заметить при выполнении этого задания? Как пишутся предлоги?
Ученик: Раздельно сословами.
— Правильно!Предлоги со словами пишутся раздельно (правило на слайде).
-Давайте вспомним предложения, с которыми работали в начале урока (на слайде «На березах надулись почти» Они были маленькие»). Ко всем словам мы поставиливопросы, можем ли мы поставить вопрос к предлогу «на»?
Ученик: Нет.
— Да.К предлогу нельзя поставить вопрос (правило на слайде).
-Давайте повторим эти правила. (просим прочитать все 4 правила со слайда 2-3учеников)
-Теперь я предлагаю вам выполнить следующее задание. Его вы выполните в парах,то есть карточка должна быть одна на парту. Для выполнения задания вампонадобиться карточка №1 (Приложение 1). Прочитайте задание.
Ученик: Прочитайтетекст. Вставьте пропущенные предлоги.
-Прочтите текст про себя. Дальше пока не делаем.
-Внимание на меня.
— Встретилисьли вам непонятные слова? (если известны, спрашиваем значение)
Ученик: База, ямщик.
— База– это склад, в данном случае место работы мамы. Ямщик – развозчик, в настоящеевремя бы его назвали бы таксист. Прочитайте второе задание.
Ученик: Вставьтепропущенные предлоги.
-Приступайте к выполнению задания в парах. Если возникнут вопросы по выполнениюзадания, то поднимите руку.
-Итак, я вижу большинство закончило выполнять задание. Проверим мы его послайду. Посмотрите на доску.
Мама села на лавку и задумалась. Почему набазе пусто и что теперь делать. Но у неё денег осталось только заплатить ямщикуза дорогу.
— Если вы выполнили задание верно, поставьте себе 5, если у васесть ошибки, не расстраивайтесь и будьте следующий раз внимательней.
— Сядьте прямо, наведите порядок на рабочем месте. Ребята, давайтевспомним правило еще раз. Посмотрите на слайд. Прочитаем его (2 человека).
— Теперь не много разомнемся.
· Вы, наверное, устали?
· Ну, тогда все дружно встали.
· Ножками потопали,
· Ручками похлопали.
· Покрутились, повертелись
· И за парты все уселись.
· Глазки крепко закрываем,
· Дружно до 5 считаем.
· Открываем, поморгаем
· И работать продолжаем.
— Сядьте прямо, наведите порядок на рабочем месте. Выполним теперьдругое задание. Сделаете его вы индивидуально. Находиться оно на карточке №2 (Приложение2). Прочитайте задание.
Ученик: Добавь словаиз слов-подсказок в нужно форме.
— Всем ли понятно задание? Приступайте к выполнению задания. Есливозникнут вопросы по выполнению задания, то поднимите руку.
— Я вижу большинство закончило задние. Поменяйтесь карточками ссоседом по парте. Посмотрите на слайд проверьте выполнение данного задания.Если ошибок нет, то поставьте 5, если 1-2 ошибки – 4, если ошибок больше,будьте следующий раз внимательней.
— Итак, Я попрошу вас отложить ваши работы на край стола. Наведитепорядок на рабочем месте, сядьте прямо.
5. Действие контроля и самоконтроля.
Организация действий контроля и самоконтроля учащихся по прошедшейтеме.
— Сейчас я вам буду задавать вопросы. А вам нужно будет отвечатьна них да или нет, но не словами. Если вы хотите ответить «да», то поднимитеруку, если же вы считаете что ответ «нет», то хлопните в ладоши. Слушаемвнимательно. Первый раз читаю, после второго прочтения вы должны ответить.
· Предлоги служат для связи словв предложении. (рука)
· Предлоги с другими частямиречи пишутся слитно. (хлопок)
· В словосочетании «медведь вберлоге» нет предлог». (хлопок)
· К предлогу можно задатьвопрос. (хлопок)
· Предлог – это часть речи.(рука)
— Я вижу вы хорошо запомнили правило. Давайте еще раз его повторимсами. Что вы запомнили о предлоге. (если не помнят, высвечиваем правило наслайд)
Ученик: Предлог –это часть речи. Предлоги нужны для связи слов в предложении. К предлогу нельзяпоставить вопрос. Предлоги пишутся со словами раздельно.
6. Подведение итогов.
Организация обобщения знаний и подведение итогов.
— Давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока.Прочитайте первую.
Ученик: Узнать, что такоепредлог, как часть речи.
— Ребята, мы узнали что такое предлог?
Ученик: Да!
— Прекрасно! Значит эта задача выполнена (отмечаем на слайде).Вспомните вторую задачу. Прочитайте ее.
Ученик: Научитьсяправильно писать предлоги.
— Ребята, мы научились правильно писать предлоги?
Ученик: Да!
— Как же их нужно писать?
Ученик: Раздельно отслов.
— Совершенно верно. Значит и эту цель мы с вами выполнили(отмечаем на слайде). Из этого следует, и цель нашего урока мы достигли(отмечается на слайде). Вы прекрасно поработали на уроке.
1. Рефлексия.
Организация оценивания работы учащихся на уроке.
Оценитесвою работу сегодня на уроке. Продолжите одно из предложений. (расположены наслайде)
Мнепонравилось на уроке…
Мнебыло легко….
Мнетрудно далось…
Приложение 1 Карточка №1 Прочитайте текст. Вставьте пропущенные предлоги. Мама села … лавку и задумалась. Почему … базе пусто и что теперь делать. Но … неё денег осталось только заплатить ямщику … дорогу. |
Приложение 2 Карточка №2 Добавь слова из слов-подсказок в нужной форме. · Дослушать до _____________________ · Добежать до _______________________ · Донести до _______________________ · Погладить по ______________________ · Поплыть по _______________________ · Походить по _______________________ Слова-подсказки: дом, конец, снег, голова, вода, финиш. |