Урокрусского языка 6 класс
Тема: «Имя существительное. Повторениеизученного в 5 классе».
Тип урока: урокобобщения и систематизация знаний.
Цель: повторитьи систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции;воспитание познавательного интереса.
Задачи:
— обобщить полученные знания об именисуществительном;
— развивать уменияанализировать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, развивать устнуюречь;
— воспитывать умениеслушать другого, уважение к мнению одноклассников, самостоятельность.
Метапредметные результаты:
— ставить цели и планировать пути ихдостижения с помощью учителя, находить и исправлять ошибки с помощью учителя исамостоятельно;
— слушать собеседника,аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместнойдеятельности; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера;
— анализировать,обобщать, понимать информацию;
— самоопределение, осознание ответственностиза общее дело.
— проявлятьпознавательный интерес к предмету, давать адекватную оценку результатам своейучебной деятельности, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Оборудование: интерактивная доска, карточка со словами,карточка рефлексии.
Ход урока.
I.Организационныймомент, мотивация к учебной деятельности.
Слово учителя.
Доброе утро, ребята! Я очень рада нашей встрече! Надеюсь,что у вас хорошее настроение, и мы с вами активно поработаем сегодня.
Откройте тетради, запишите число и классная работа.
Сегодня мы начинаем изучать самую большую тему этогоучебного года –«Морфология и орфография».
Беседа:
— Что изучает морфология?
— На какие группы мы можем разделить все части речи?
— Какие самостоятельные части речи вы знаете?
— А какие части речи относятся к служебным?
II.Целеполагание.
Учитель: Предлагаю вам отгадать загадку:
Знаю я теперь отныне-
Есть одно такое имя —
Назовет любой предмет
И на все нам даст ответ.
Это главная часть речи,
Обозначает все на свете,
Без нее никак нельзя.
… ура!
У: Существительным
Учитель: Ребята, кто определит тему и цельнашего урока?
У: Имя существительное. Повторить исистематизировать знания о существительном, полученные в 5 классе.
Учитель: Запишите в тетрадях тему нашегоурока «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».
Беседа:
— Что называется именем существительным?(Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает навопросы КТО? Или ЧТО?)
— Какие признаки имени существительного вызнаете?(Постоянные и непостоянные)
— Какие из них относятся к постоянным?(Одушевленное/неодушевленное,нарицательное/собственное, род и склонение)
— Как изменяется имя существительное?( попадежам и числам)
— Какова синтаксическая роль именисуществительного?(Бывают подлежащим, дополнением, обстоятельством и сказуемом)
Учитель: Молодцы, ребята!
III.Работа по теме урока.
Запишите предложение и объясните знакипрепинания.
«Имя существительное – хлеб языка.»(Л. Успенский)
Как вы понимаете это высказывание?
У: Безимен существительных нельзя обойтись в речи так же, как в нашей жизни без хлеба.
Учитель:Прослушайтестихотворение А.А. Фета (также выведено на интерактивную доску). Оно интереснотем, что состоит из одних существительных. Л. Толстой так писал об этомстихотворении «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение –картина».
Шепот,робкое дыханье,
Трелисоловья.
Сереброи колыханье
Сонногоручья.
Светночной. Ночные тени.
Тенибез конца.
Рядволшебных изменений
Милоголица.
Давайте попробуемопределить, с помощью каких частей речи написано данное стихотворение ипосчитать, из скольки слов состоит.
Из 22 слов – 14существительных, 6 прилагательных и 2 служебных слова, а получаетсяудивительная картина ночи, ночного пейзажа.
Учитель:Какова роль существительных в речи?
У:При помощи имен существительных можно «нарисовать» яркую картину, портрет.
Учитель: Выпишитеиз стихотворения все неодушевленные существительные.
Есть ли в немодушевленные существительные? Выпишите с новой строки.
Физкультминутка.
Чиж, Москва, город, дуб, Казахстан, Дарья,голубь, океан, Астана
IV.Закреплениеполученных знаний.
Задание№1. Работа по вариантам: первый вариантзаписывает только нарицательные существительные, второй – только собственные.
Задание№2. Работа впарах по рядам. Соотнеситеимена существительные по родам в колонки, слова даны на карточках.
Составьтепословицы
Ò 1. Доброе слово …
Ò 2. Не одежда красит человека,
Ò 3. Торопись на доброе дело,
Ò 4.В ком добра нет,
Ò а худое само приспеет.
Ò в том и правды мало.
Ò и кошке приятно.
Ò а его добрые дела.
Задание №3.
Синтаксическая роль
Ò Подлежащее:
Ò Белеет(что?) парус одинокий…
Ò Дополнение:
Ò Буря(чем?) мглою (что?) небо кроет.
Ò Обстоятельство:
Ò Ветер(где?) по морю гуляет…
Ò Сказуемое:
Ò Школа– (есть что?) наш родной дом.
Ò Определение:
Ò Надним луч (какой?) солнца золотой…
Задание№4.
Распределитена две группы
Острый нож
Спящий сторож
Солнечный луч
Серебристый лещ
Зеленый камыш
Лечащий врач
Нет туч
Много луж
Тихая полночь
Кругом тишь
Скорая помощь
Спелая рожь
Учитель: Сколько в русском языке падежей? Перечислитевопросы падежей по порядку.
У: 6.
И.п. кто?Что?
Р.п. кого? Чего?
Д.п. кому?Чему?
В.п. кого?Что?
Т.п. кем?Чем?
П.п. о ком? Очем?
V.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
— Чтоизучает морфология?
— Чтотакое имя существительное?
— Удалось ли нам достигнуть поставленнойцели урока?
Я предлагаю вам заполнить карточку.
Карточкарефлексии.
Заполнитекарточку рефлексии, подчеркните нужное.
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал /устал
5.Мое настроение стало лучше / сталохуже
6. Материал урокамне понятен / не понятен
Домашнее задание:§.44, карточка, упр. 245.
Карточкарефлексии.
Заполнитекарточку рефлексии, подчеркните нужное.
1.На уроке яработал активно/ пассивно
2. Своей работой науроке доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал
5. Мое настроение сталолучше / стало хуже
6. Материал урока мне понятен/ не понятен
______________________________________________________________
Карточкарефлексии.
Заполнитекарточку рефлексии, подчеркните нужное.
1.На уроке яработал активно/ пассивно
2. Своей работой науроке доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал
5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне понятен/ не понятен
__________________________________________________________________
Карточкарефлексии.
Заполнитекарточку рефлексии, подчеркните нужное.
1.На уроке яработал активно/ пассивно
2. Своей работой науроке доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал
5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне понятен/ не понятен
__________________________________________________________________
Распределите на две группы
Острый нож, Спящий сторож, Солнечный луч, Тихая полночь,
Серебристый лещ, Скорая помощь, Зеленый камыш, Много луж,
Лечащий врач, Нет туч, Спелая рожь, Кругом тишь.
Шепот, робкоедыханье,
Трели соловья.
Серебро иколыханье
Сонного ручья.
Свет ночной.Ночные тени.
Тени без конца.
Ряд волшебныхизменений
Милого лица.
______________________________________________________
Шепот, робкоедыханье,
Трели соловья.
Серебро иколыханье
Сонного ручья.
Свет ночной.Ночные тени.
Тени без конца.
Ряд волшебныхизменений
Милого лица.
________________________________________________________________________________
Шепот, робкоедыханье,
Трели соловья.
Серебро иколыханье
Сонного ручья.
Свет ночной.Ночные тени.
Тени без конца.
Ряд волшебныхизменений
Милого лица.
Распределите на две группы
Острый нож, Спящий сторож, Солнечный луч, Тихая полночь,
Серебристый лещ, Скорая помощь, Зеленый камыш, Много луж,
Лечащий врач, Нет туч, Спелая рожь, Кругом тишь.
_______________________________________________________________________________
Распределите на две группы
Острый нож, Спящий сторож, Солнечный луч, Тихая полночь,
Серебристый лещ, Скорая помощь, Зеленый камыш, Много луж,
Лечащий врач, Нет туч, Спелая рожь, Кругом тишь.
_______________________________________________________________________________
Распределите на две группы
Острый нож, Спящий сторож, Солнечный луч, Тихая полночь,
Серебристый лещ, Скорая помощь, Зеленый камыш, Много луж,
Лечащий врач, Нет туч, Спелая рожь, Кругом тишь.
_______________________________________________________________________________
Распределите на две группы
Острый нож, Спящий сторож, Солнечный луч, Тихая полночь,
Серебристый лещ, Скорая помощь, Зеленый камыш, Много луж,
Лечащий врач, Нет туч, Спелая рожь, Кругом тишь.
_______________________________________________________________________________
Распределите на две группы
Острый нож, Спящий сторож, Солнечный луч, Тихая полночь,
Серебристый лещ, Скорая помощь, Зеленый камыш, Много луж,
Лечащий врач, Нет туч, Спелая рожь, Кругом тишь.
_______________________________________________________________________________