СЧЕТ ЛЕТ В ИСТОРИИ |
||||||||
Домашнее задание: самостоятельная работа (глава 2). |
||||||||
ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ: 3. Создание проблемной ситуации. Отгадайте загадки.
— Что изучает история? (прошлое человеческого общества) — Как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке? (как измеряли время наши предки) — Почему в истории важны даты? Важно знать, когда было событие, чтоб установить какое событие раньше или позже. Ведь, чтоб узнать, почему случилось то или иное событие, нужно знать, что ему предшествовало. Тема урока: «Счет лет в истории»
|
||||||||
1. Как измеряли время наши предки?
— Вспомните, а на какие отрезки делится наше время (год, десятилетие, век, тысячелетие). — Верно, а скажите 1380 год – это какой век? (Чтобы определить какой это век, нужно закрыть две последние цифры. Остается цифра – 13, значит прошло 13 полных веков, а идет 14-й, значит 1380 г. — это 14 век.) ПРОГОВОРИТЬ ПРО РИМСКИЕ ЦИФРЫ!! (1,10, 9, 20)
— Ребята, сегодня мы считаем столетия, десятилетия, года и т.д., даже не задумываясь о том, как мы это делаем. А вот наши предки относились к времени совсем иначе.
— Например, мы с вами скажем, что 1900 год был 120 лет назад. А древний бы человек сказал, что это произошло тогда, когда дед его деда был ещё мальчиком.
— Как видите, о весьма отдаленных событиях они говорили весьма расплывчато.
— Однако, были временные отрезки, которые имели для них значение.
— Как вы думаете, что это за отрезки? (времена года) Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532 — Почему именно они? (важны для земледелия)
— Верно, первыми в истории человечества определили продолжительность года жители Древнего Египта – страны, где земледелие уже 5 тысяч л.н. было главным занятием.
— Как вы думаете, как удалось сосчитать количество дней в году? За чем мог наблюдать человек? (за Луной и Солнцем. 4 фазы луны – 29,5 дней).
— Верно, из этих наблюдений сложилась отдельная наука, наука о времени хронология. Хронос – время, логос – наука. А что же такое календарь? Само слово «календарь» латинское и означает долговая книга. Дело в том, что в Древнем Риме было принято в первый день месяца расплачиваться по долгам. Вот римляне и вели такую книгу учета. |
Первыми определили количество суток в году (365) древние египтяне
Хронология – это наука об измерении времени и различных календарных системах. |
|||||||
2. ЛИНЕЙНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ — Однако, ребята, у разных народов исчисляли время по-разному. Таким образом, в разных странах был разный счет времени. Согласитесь, что для изучения прошлого, для создания общей исторической картины, это очень неудобно!
— Скажите, а какой сейчас идет год? (2020) — То есть нам всего 2 тысячи лет? А как же то, о чем мы говорили на прошлых уроках? Например, что земледелие было открыто 10 тысяч лет назад. Как такое возможно? |
||||||||
3. ЛЕНТА ВРЕМЕНИ: — Мы ведем летоисчисление от Рождества Христова. Все события стали делить на: «до Рождества Христова» и «после Рождества Христова». Со временем была принята более нейтральная формулировка – «наша эра». Постепенно многие страны перешли на такое летоисчисление. РОССИЯ: Счет лет, которым мы пользуемся, связан с почитанием основателя христианской религии – Иисуса Христа. Через несколько столетий христианская религия распространилась во многих странах. Вот тогда один из верующих предложил вести счет лет от рождения Иисуса Христа. Он сумел, как ему казалось, вычислить год рождения Иисуса Христа. Это был 753 год от основания Рима. В нашем летоисчислении Рождество Христово является точкой отсчета для всех исторических дат. Мы считаем время от рождения Иисуса Христа. Счет лет от рождения Иисуса Христа постепенно был принят в разных странах. В нашей стране он был введен Петром I. Его указом устанавливалось новое летоисчисление: вслед за 31 декабря 7208 года «от сотворения мира» наступало 1 января 1700 года от Рождества Христова. Этот календарь назывался «юлианским». По велению Петра в России стали 1 января праздновать Новый год по европейскому обычаю: наряжать елку, развешивать блестящие гирлянды, поздравлять друг друга. С 14 февраля 1918 года Россия перешла на григорианский календарь. С тех пор мы живем по «новому стилю». Разница между этими календарями в XX веке 13 суток, в XXI — 14.я.
ЗАДАНИЕ (РИСУНОК ЛИНИИ НА ДОСКЕ): Представим, что время движется слева направо. Поперечной чертой отмечено начало нашей эры, а все, что левее – до н.э, то есть до РХ.
— Обратите внимание, что нулевого года не существует, за 1 годом до н.э. следует 1 год н.э.
|
||||||||
Вывод по уроку: сегодня мы с вами познакомились со счетом лет в истории и убедились, что счет лет, который мы используем сейчас, наиболее удобный и принят многими странами мира. |
|
|||||||
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: |
|
|||||||
