Конспектурока
Технология,8 класс.
Модуль«Производство и технологии»
Тема: Управлениев современном производстве.
Переченьвопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Технологическиеуровни развития цивилизаций
2. Сферы иотрасли производства
3. Управление.Принципы управления.
Теоретическийматериал для самостоятельного изучения.
Технологическиеуровни развития цивилизаций
Одной из общихзакономерностей современного этапа развития общества является рост его технологизации,т. е. развитие и широкое распространение различного рода технологий вовсех сферах жизни и деятельности человека. Сегодня большинствоспециалистов утверждают, что все мы живем в индустриальномтехнологическом обществе, на смену которому идет информационная эра.В последние годы наблюдается усложнение производственных, экономических исоциальных процессов. Широкое развитие кооперации и международного разделениятруда, появление автоматизированных производств и стремление производителейгарантировать высокое качество своей продукции для обеспечения ееконкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках – все это весьмадейственные социальные факторы, которые вызвали к жизни развитие и широкоераспространение различного вида производственных технологий. Именнотехнологизация производственных процессов позволила не только обеспечитьпотребности современного общества в товарах и услугах массового спроса, но иболее эффективно использовать природные и материальные ресурсы, энергию, сырье,оборудование, а главное – экономить социальное время, необходимое дляреализации производственных процессов.
В 1922 году экономистКондратьев опубликовал наблюдение, согласно которому научно-техническийпрогресс развивается волнообразно, с циклами протяженностью примерно 50 лет.Графически эти циклы представляют в виде волн.
В своем историческомразвитии человечество прошло несколько технологических укладов (уровней).Технологическийуклад – это совокупность технологий, свойственных для определённогопроизводственного уровня.
Первый –был основан на применении энергии, силы, навыков и знаний человека какосновного источника и основного пользователя инструментов и орудий (первобытноеобщество).
Второй –основывался на использовании энергетических возможностей природы, ветра, воды,огня, силы животных (традиционное общество).
Третий –связывают с изобретением и применением паровых машин и, соответствовавшихэтому, средств передвижения: паровоза, парохода (эпоха классического илипромышленного капитализма).
Четвертый –связан с промышленным использованием электричества, химизацией производства,использованием двигателей внутреннего сгорания, механизацией основных видовпромышленного, сельскохозяйственного труда, с созданием электроники,процессоров, современной вычислительной техники и средств связи (переход отиндустриального к постиндустриальному обществу).
Пятый –представляет собой максимальную автоматизацию всех процессов в промышленности,сельском хозяйстве, добывающих отраслях, образовании, науке, культуре, быту ит. д. В соединении с новейшими биотехнологиями, возможностью созданияматериалов с заданными свойствами, гарантией экологической безопасности имаксимально рациональным использованием земных и космических ресурсов онсоставляет технологическую основу информатизации и интеллектуализации общества,ведущей к его материальному и духовному благополучию.
Шестой — сегоднямир стоит на пороге перехода к шестому технологическому укладу. Он начинаетпоказываться в развитых государствах вроде Японии и КНР. Цель – использование«высоких технологий», например био и нано отрасли, генную инженерию и квантовыетехнологии, темроядерную энергетику.
Сферы и отраслипроизводства
Профессиональная деятельность человека осуществляется в рамках каких-либоконкретных отраслей экономики.
Отрасль —исторически сложившаяся совокупность предприятий, производств, организаций,характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукцииили услуг, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностьюматериально-технической базы и технологических процессов, специфичностьюпрофессионального состава кадров и условий труда..
Сфера профессиональной деятельности — это совокупность отраслей,объединенных по определенному признаку. По результатам труда различают двекрупные сферы профессиональной деятельности: сферу материальногопроизводства и непроизводственную сферу с входящими в каждую из нихопределенными отраслями
В сфере материального производства производится два вида продукции: средствапроизводства и предметы потребления. Непроизводственная сфера охватываетотрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, другихотраслей экономики, управлению ими. Сфера материального производства инепроизводственные отрасли тесно взаимосвязаны. Состояние и развитиенепроизводственной сферы оказывают активное воздействие насоциально-экономический прогресс и являются важнейшими его показателями. Помере социально-экономического и научно-технологического развития общества числоработников в сфере материального производства уменьшается, а внепроизводственной — увеличивается.
Управление.Средства управления.
Эффективность хозяйственной деятельности предприятия, отрасли, экономикив целом во многом зависит от структуры управления. Управление— это особый вид деятельности, которая превращает неорганизованную толпу вэффективную, целенаправленную и производственную группу. Например, строительнаябригада возводит загородный дом, ее работой руководит прораб, компания «Лукойл»добывает, обрабатывает нефть и продает нефтепродукты, руководство процессомосуществляет совет директоров; нашим государством руководит Правительство воглаве с Президентом. Все перечисленные люди управляют определенными объектамипосредством системы управления, специально созданной под конкретный объект.
Управление – это деятельность,направленная на координацию функционирования объекта с целью достиженияпоставленных задач.Функции управления состоят во всестороннем обеспечениипроцесса достижения целей, осуществляемом посредством эффективного использованияресурсов (трудовых, природных, экономических и т.д.).
Примерыуправления. Практикауправления стара, как старо само человеческое общество. Неандертальцы, чтобыубить мамонта, должны были организоваться и иметь руководителя. В противномслучае их действия не привели бы к нужному результату. На глиняных дощечкахсохранились записи древних шумеров о торговых сделках, что говорит о том, чтоуже тогда была определённая организованность, а значит, и управление. ПирамидыЕгипта нельзя было бы построить без организации и управления. В истории многопримеров чёткого управления. Римская империя наиболее яркий пример. У римлянбыла чётко организованная и хорошо управляемая армия. Её структуру фактическиповторяют и все нынешние вооружённые силы. На завоёванных землях римлянеставили своих управляющих. В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»показан такой управляющий завоёванной Иудеей — прокуратор Понтий Пилат, т. е.наместник римского императора в этой стране.
Средствауправления
(рис.1).
![]() |
|||
![]() |
|||
Принципыуправления основанына способах воздействия (это как?) субъекта управления (того, кто управляет) наобъект управления (того, чем управляют).
В истории выработаны три основныхсредства воздействия, или управления(рис.1):
• иерархия —организация управления, где основное средство воздействия определяется отношениемвласть—подчинение. Это давление на человека сверху с помощью принуждения,контроля над распределением материальных благ, страха наказания и др. (любаядиктатура, армия);
• культура —выработанные и признанные обществом, организацией или группой ценности,социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляютвести себя человека так, а не иначе;
• рынок — сетьравноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции иуслуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца ипокупателя.
Эти три инструмента, илисредства, присутствуют при любой системе управления.
Управление может бытьинтуитивным и научным. Интуитивный подход строится на чувствах и подсознаниитого, кто занимается управлением. То, что он предполагает, что ему кажетсяцелесообразным, интуитивный управленец и даёт как управленческое решение. Грамотноеуправление должно строиться на научных положениях, проверенных практикой. Кнастоящему времени можно выделить четыре научных подхода к управлению: подход спозиций различных школ, подход к управлению как к процессу, системныйподход и ситуационный подход. Управление должно обеспечиватьуспешность работы организации. Добившейся успеха можно считать ту организацию,которая, например, увеличилась и стала приносить большие прибыли, ту, котораястала монополией, и т. п.
Задание:
1.Соберите информацию иизобразите в виде схемы организацию управления в вашем классе (школе).
2. Презентация о циклах технологического и экономического развития России,закономерностях такого развития.
