X-PDF

Конспект урока Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения.

Поделиться статьей

Ф.И.О. учителя- Ошмарин А.Н.

Название предмета— биология

Класс-8

Дата— 11.11.2022г.

Номер урока— 19

Тема урока: Транспорт веществ. Кровеноснаясистема. Значение кровообращения.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

-повторить состав крови, перечислить функции крови, изучить строениесердца, кровеносных сосудов, показать особенности строения органов кровеноснойсистемы в связи с выполняемыми функциями, изучить движение крови по сосудам.

Развивающие:

продолжить формирование исследовательских умений и навыков,активизировать познавательную деятельность путем решения проблемных вопросов,продолжить формирование информационной компетентности, умение анализировать,сравнивать и делать выводы.

Воспитательные:

продолжать воспитывать бережное отношение к своему здоровью, интерес кзнаниям , показать зависимость активного образа жизни на состояниесердечно-сосудистой системы.

Планируемые результаты:

Предметные:

— учащиеся называют и показывают по таблицам: органы , входящие всостав сердечно-сосудистой системы, структурные компоненты сердца,

— сравнивают и описывают движение крови по сосудам( большой и малыйкруги кровообращения),

— объясняют взаимосвязь строения стенок артерий , вен, капилляров свыполняемыми функциями.

Метапредметные:

Продолжить формирование умений выявлять причинно-следственные связи,обобщать, делать выводы, находить различные источники информации.

Регулятивные:

обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план еёрешения; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибкис помощью учителя.

Познавательные:

формирование когнетивных способностей и навыков когнитивной сферы.

Коммуникативные:  уметь высказывать свою точку зрения с элементами ееобоснования; пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменитьсобственную.

Личностные:

расширить познавательные интересы; проявить ответственное и прилежноеотношение к самостоятельной деятельности; приобрести опыт простого наблюдения сцелью его применения при оперативных действиях; обнаружить терпение и настойчивостьв преодолении трудностей; формировать адекватную позитивную самооценку.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование: учебник, модель сердца, таблицы,презентация.

 

Ход урока:

I.  Организационный момент.

 

II. Актуализация опорных знаний. ( биологическийдиктант)

1. Сколько групп крови у человека ?

2. Донор это-

3. Реципиент это-

4. Какие вы знаете виды иммунитета?

5. Что такое клеточный иммунитет?

6. Гомеостаз – это

7. В состав внутренней среды входит-

8. Кровь состоит из —

9. Клетки крови образуются из-

10. Перечислить функции крови.

( ученики меняются тетрадями взаимопроверка)

 

III. Мотивация познавательной деятельности:

Вы знаете состав и функции крови, какие условиянеобходимы, чтобы кровь могла их выполнить?( учащиеся отвечают- необходимопостоянное движение крови). Что заставляет двигаться кровь? ( сердце).

Учитель предлагает учащимся сжатькулак . Таких размеров ваше сердце. Что вы знаете о сердце? Почему дажекратковременная остановка сердца может привести к смерти?

Учитель: О чем пойдет сегодня речьна уроке?

Ученики озвучивают тему и цельурока.

 

IV. Изучение новогоматериала.

Учащиеся вспоминаютособенности строения сердец рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц,млекопитающих (слайд 1)

Учитель.Наибольшего совершенства достигает сердце человека. Что же представляет из себясердце человека? (демонстрация модели сердца). Слайд 2

Где располагается сердце? (показ торса человека).

1.Постановка проблемного вопроса: О сердце мы обычно говорим что оно «бьется». Что же это значит? 

Оказывается,  сердце во время сокращения желудочковсовершает вращательное движение, поворачиваясь слева направо, и меняет своюформу — из эллипсоидного оно становится круглым, становясьочень плотным, и ударяет верхушкой сердца о грудную клетку в области пятогомежреберного промежутка. 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

 

2.Строение сердца (слайд 3)

Учитель. А теперьболее подробно познакомимся со строением сердца (показ на экране анимации). Стенка сердца состоит из трёх слоёв. Наружныйсоединительнотканный слой называется эпикардом. Средний слой состоит изособой поперечно-полосатой сердечной мышечной ткани иназывается миокардом. Внутренний слой– эндокард – образован плоским эпителием. Сердцеокружено околосердечной сумкой – перикардом, который отделяетсердце от других органов. Между эпикардом и перикардом имеется замкнутаяполость, заполненная жидкостью, которая уменьшает трение при сокращенияхсердца. Учитель выделяет правую и левую половины сердца, правыйжелудочек и предсердие, левый желудочек и предсердие, двустворчатый клапан,трехстворчатый клапан, полулунные клапаны, их расположение и функции, аорту,верхнюю и нижнюю полые вены.

— Учащиеся делаютсоответствующие подписи к рисункам (Раздаточный материал).

— Учитель по таблице показываетчасти сердца ученики называют их.

 

3. Строениесосудов.(слайды 4-6)

Учитель :Во время сокращения сердцакровь выбрасывается в сосуды, отходящие от сердца.

(Рассказ учителя сопровождаетсядемонстрацией слайдов строения сосудов)

Все сосуды в теле человекаподразделяются на артерии, капилляры и вены.

Артерии (слайд 8)– это сосуды, которые несуткровь от сердца к органам и тканямПо ним течёт обогащённаякислородом кровь. Такая кровь называется артериальной.Исключение составляют только лёгочные артерии, которые отходят от сердца инесут венозную кровь.

Строение артерий. Их стенки состоят из трёх оболочек. Наружнаясоединительнотканная оболочка придаёт стенкам упругость. Средняя (двухслойнаяоболочка) состоит из эластических волокон и гладких мышечных клеток. Вспомним,что гладкие мышечные клетки способны сокращаться и расслабляться, при этомпроисходит изменение диаметра кровеносного сосуда и, соответственно, изменениеколичества крови, поступающей к органу. Внутренняя оболочка образованаэпителиальными клетками. Как и наружная, она придаёт артериям прочность.

В теле человека артериимногократно разветвляются на более мелкие сосуды –артериолыСамыемелкие артериолы переходят в капилляры.

Капилляры – тончайшие сосуды, проникающие во всеорганы и ткани организма. У человека их количество составляет околосорока миллиардов, а общая длина достигает ста тысяч километров, т. е. онимогут окружить земной шар по экватору почти три раза.

В капиллярах происходит обмен различныхвеществ и газов между кровью и тканевой жидкостью. Эти процессы возможныпотому, что стенки капилляров представлены одним слоем неплотно примыкающихдруг к другу клеток. Проходя через капилляры, кровь отдаёт кислород ипитательные вещества и обогащается углекислым газом и конечными продуктамиобмена веществ.Далее из капилляров кровь поступает в венулы (слайд 9) – мелкие вены.Их стенки и стенки капилляров имеют сходное строение. Значит, венулы такжеучаствуют в обмене веществ между кровью и тканевой жидкостью.

Из венул кровь собирается в болеекрупные кровеносные сосуды, которые несут кровь к сердцу. По венам течётнасыщенная углекислым газом и продуктами обмена веществ кровь. Такая кровьназывается венозной. Исключение составляют лёгочные вены, которые несутартериальную кровь к сердцу. Стенки вен похожи по строению на стенки артерий,но они значительно тоньше и эластичнее. Отличие заключается в том, что мышечныйслой в венах слабо развит, а иногда и вовсе отсутствует.

( учащиесязаписывают особенности строения сосудов в таблицу)

 

IV. Кругикровообращения. (слайды 4-7)

Учитель : У человека движение крови происходит подвум замкнутым системам сосудов, каждая из которых соединена ссердцем, – это большой (системный) и малый(лёгочный) круги кровообращения.

Большой кругкровообращения (слайды4-5) начинается от левого желудочка сердца самой крупной артерией – аортой. Онаидёт вверх, образу дугу, и затем спускается вниз вдоль позвоночника. От дугиаорты отходят две крупные артерии, которые несут кровь к голове и верхнимконечностям. Ниже дуги аорты отходят сосуды, снабжающие кровью туловище,внутренние органы и ноги. В органах артерии делятся более мелкие артериолы,которые разветвляются и образуют обширные сети капилляров. Из капилляров кровьсобирается в венулы, которые сливаются между собой и образуют вены.Заканчивается большой круг кровообращения верхней и нижней полыми венами,впадающими в правое предсердие. По верхней полой вене к сердцу оттекает кровьот головы, шеи и рук, а нижняя полая вена несёт в сердце кровь от туловища,органов брюшной полости и нижних конечностей.

Теперь рассмотрим, куда движетсякровь, после того как она оказалась в правом предсердии. Отсюда венозная кровьпопадает в правый желудочек, от которого берёт начало малый кругкровообращения (слайд 6).Из правого желудочка кровь выталкивается в лёгочный ствол, который делится надве лёгочные артерии, входящие в левое и правое лёгкие.

( по ходу рассказа учащиеся записывают в тетради схемудвижения крови по большому и малому кругу кровообращения)

 

V. Закрепление изученного материала (тест)

Ответы на тестовыевопросы:

1) Г;   2) Б;   3)А;   4) В;   5) Г;   6) А;  7) В;  8) Б;  9) Г;  10) А.

 

Тест по теме «Органы кровообращения, ихстроение и функции».

1.   К транспортнымсистемам в организме человека относятся:

а)опорно-двигательная; б) кровеносная; в) дыхательная; г) лимфатическая икровеносная.

2.   Сосуды, несущиекровь к сердцу называются:

 а) артерии; б) вены;в) капилляры; г) лимфатические сосуды.

3.   Сосуды, стенкикоторых состоят из одного слоя клеток, называются: а) капилляры;- б) артерии;в) вены; г) аорта.

4.   Сосуды, несущиекровь от сердца, называются:

а) вены; б) капилляры;в) артерии; г) лимфатические сосуды.

5.   Наиболее быстрыйток крови в :

а) венах; б)капиллярах; в) артериолах; г) аорте.

6.   Наиболее низкоекровяное давление в:

а) крупных венах; б)капиллярах; в) артериях; г) аорте.

7.   67% от всегообъёма крови находится в сосудах:

     а) аорте; б)капиллярах; в) венах; г) артериях.

8.   Сосуды, вкоторых кровь течет с самой низкой скоростью:

 а) артерии; б)капиллярах; в) венах; г) аорте.

9.   В составлимфатической системы входят:

а) лимфоузлы; б)лимфатические сосуды и капилляры; в) грудной проток; г) все верно.

10. Лимфатическаясистема не выполняет функцию:

а) доставка кислородаи питательных веществ к тканям и органам;

б) созданиеиммунитета; в) возвращение в кровь белков, воды, солей, г) участвует вовсасывании жиров из кишечника.

 

VI. Рефлексия

Учащиеся формулируют итоги урока: что узнали нового иважного для себя?

Чему научились? Какие выводы сделали?

Формулирование основных выводов.    

 Вернёмся к проблеме урока: Почему сердце нужно беречь?(Учащиеся формулируют самостоятельные выводы, отвечая на проблемный вопросурока).

Выставление оценок.

Домашнее задание. §17,стр.76-79. Сделать сообщение на тему « Сердечный цикл». Выучить кругикровообращения. Вопросы к параграфу и в ЭлЖур.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет