Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Винительный падеж»
Тип урока: урокоткрытия новых знаний.
Цель урока: формировать умение определятьвинительный падеж имен существительных, научить различать винительный иименительный падежи.
Задачи урока:
Образовательные –знакомство с особенностями винительного падежа, формирование умения различать именительный и винительный падежи имён существительных.
Развивающие –развитие орфографической зоркости, связной речи, словарного запаса.
Воспитательные –способствование воспитанию мотивов учения, интереса к русскому языку, уменияслушать различные точки зрения.
УУД:
Познавательные: освоение умения распознавать существительные вименительном и винительном падеже по вопросам и роли в предложении;формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа,обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известнымпонятиям.
Регулятивные: освоение умения принимать и сохранять учебную цель изадачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленнойзадачей и искать средства ее осуществления; формирование умения контролироватьи оценивать свои действия, высказывать свое предположение; планировать учебноесотрудничество.
Личностные: осознание алгоритма учебного действия; способность ксамооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с учителем исверстниками при решении учебных проблем; находить неточности и корректироватьих; высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью.
Оборудование: мультимедийныйпроектор, презентация.
В качестве учебного пособия используетсяучебник русского языка 3 класса авт. Канакина В.П., Горецкий В.Г., М.:2013 УМК«Школа России», рабочая тетрадь на печатной основе авт. Канакина В. П., М.:2016
Дидактический материал: раздаточныелисты.
Ход урока:
1.Организационный момент. Мотивирование к учебнойдеятельности.
Приветствиедетей:
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
— Теперь настроимся на работу –откроем ладошки к новым знаниям и
произнесемволшебную фразу: Я хочу много знать! СЛАЙД
-Я желаю вам успеха в работе на уроке
— Сегодня на уроке мы опять отправимся в путешествие за новыми знаниями. А чтобы эти знания добыть, нам надоактивно поработать. Что значит активно? (Мы будем рассуждать,анализировать, сравнивать, делать выводы.)
— Откройте тетрадь, сядьте правильно,запишите число и классная работа.
2. Чистописание. Актуализация знаний
— Сейчас вы мне скажите, какую букву мыбудем писать на минутке чистописания
— Эта буква обозначает согласный звук, онглухой парный в алфавите стоит за буквой Й (к)
Показ учителем написания К к Кк
— Надоске у нас словарные слова, которые начинаются на К. СЛАЙД
— Запишите их, вставляя пропущенные буквы
К…пуста, к…р…ндаш, к…л…грамм,к…лыбель, к…р…ва, к…ллекция, к…ртина, к…ллектив.
— ВЗАИМОПРОВЕРКА(4 работы – учитель)
— В какую большую группу можно объединитьвсе эти слова? (существительные) СЛАЙД
— Что вы знаете об имени существительном?(определение, род, число, собствен или нариц, сущ. Изменяется попадежам или сконяется)
— Так что же такое склонение именисуществительного или изменение по падежам (Ответы)
— Сколько падежей в русском языке?
— Вспомним название падежей и вопросы к ним,заполним таблицу. СЛАЙД
У детей на руках листы
Название падежа |
Вопросы |
И.п. |
|
Р.п. |
|
Кому? Чему? |
|
В.п. |
|
Т.п. |
|
О ком? О чём? |
— Давайте проверим, что получилось СЛАЙД
Название падежа |
Вопросы |
И.п. |
Кто? Что? |
Р.п. |
Кого? Чего? |
Д.п. |
Кому? Чему? |
В.п. |
Кого? Что? |
Т.п. |
Кем? Чем? |
П.п. |
О ком? О чём? |
— Как мы определяем падеж именисуществительного (По вопросам и слову помощнику)
— Скакими падежами мы уже познакомились более подробнее?
3. Самоопределениедеятельности. Постановка проблемы
СЛАЙД
— Прочитайте.Запишите два предложения.
Корабльвошёл в порт.
Капитанподнялся на корабль.
— Все ли вам слова понятны? Что такоепорт? ( место, около берега , для стоянки иобслуживания кораблей)
— Что заметили в этих предложениях? (Впредложениях есть одинаковое слово «корабль»)
— Давайте, сравним эти слова. (звучатодинаково, пишутся одинаково, различий не видно)
— Подчеркните главные члены предложения вэтих предложениях. Что можно сказать об этом слове (подлежащее, второстепенныйчлен предложения) САМОСТОЯТЕЛЬНО – проверка СЛАЙД
-Давайте определим падеж этого сущ вкаждом предложении (И.п., и В.п.) САМОСТОЯТЕЛЬНО – проверка
— У НЕКОТОРЫХ ВОЗНИКЛА ПРОБЛЕМА С В. п. АПОЧЕМУ?
И.п. и В.п. имеют одинаковыйвопрос ЧТО
— Так с каким падежом мысегодня будем работать?
4. Тема. Цель СЛАЙД
Цель урока. Чему мы должны на урокенаучиться? И никогда не путаться? (Различать В.п. и И.п.)
Я В.п. падеж,
Ия во всём виню невежд.
Затоотличников люблю,
Дляних пятёрки я ловлю.
Кого позвать?Во что играть?
Готовребятам подсказать,
Непрочь с предлогами дружить,
Нои без них могу прожить.
5. Открытие нового знания
Запись на доске, дети втетради.
— Чтобы хорошо уяснить отличие И.п от В.п.и правильно их определять, мы сейчас с вами соберем всю информацию об этихпадежах
И.п. –кто? что? подлежащее,предлогов нет
В.п – кого? что?второстепенный член, на, за, под, через, в, про (могут сущ. В.п стоять безпредлога)
СРАВНЕНИЕ
— Чем похожи? Чем отличаются?
ВЫВОД
-Так как правильно определить В.п. сущ., как отличить от И.п.
1) ставить 2 вопроса
2) член предложения
3) наличие предлога
4. Изучениенового материала
— Открываем учебник с. 31, прочитаем темуурока
— Какую информацию нам дает профессорСамоваров (чтение)
Продолжимделать открытия.
Упр.54
-Прочитайте задание.
-Мы немножко его изменим. Предложение будем списывать все, подчеркнёмграмматическую основу предложения, а ПОТОМ только запишем словосочетание
(СТАВИТЬ2 ВОПРОСА, смотреть на предлоги и каким членом предложения является
(работау доски с объяснение)
5.Физкультминутка
6.Закрепление нового материала
-Закрепим наши знания. Запишите предложение под диктовку.
Снегаукутали землю.
-Определите падеж имен существительных.
-На что надо обратить внимание при определении падежей? Какиезнания помогли различить В. п. и И. п.? КОМЕНТИРОВАНИЕ
7.Работа в парах (Раздаются карточки, доска СЛАЙД)
-1 ряд получают карточку №1,
2 ряд – карточку №2,
3 – карточку №3
1ряд определит вопросы, на которые отвечает винительный падеж.(Карточка №1)
Карточка1. Вставить вопросы.
Купил(…?) творог.
Слушаю (…..?)музыку.
Рассказывал(… ……?) про животных.
Вижу(…..?) скворца.
Положил(…………….?) на землю.
Прыгнул(………?.) через бревно.
2ряд определит предлоги, с которым употребляется винительный падеж.(Карточка №2)
Карточка2. Вставить предлоги.
1.Смотрю … картину.
2. Положил…шкаф.
3.Рассказал … Москву.
4.Увидел… стекло.
5.Сел … руль.
6.Положил …….. портфель
3ряд Карточка № 3.
Подчеркниглавные члены предложения и определи падеж выделенных слов
Стариксмотрел на море.
Море слегкаразыгралось.
Вдалимы увидели море.
Уплыларыбка в море.
—Проверим, что получилось
-Скажите, зачем мы с вами выполняли эту работу?
8.Самостоятельная работа
СЛАЙД
Лес окружал деревню плотным кольцом. Мы часто ходим в лес. Лес помогает нам понятькрасоту окружающего мира. Я люблю лес.
-Спишите. Подчеркните главные члены предложения. Укажите падеж слова лес,выделите его окончание.
Проверка.Чтение вариантов ответов, обоснование выбора.
УКОГО ДРУГОЙ ОТВЕТ
Ночью ударил сильный мороз. Я люблюсильный мороз
8.Подведение итогов. Рефлексия.
Какуютему мы сегодня изучали? Какую цель перед собой ставили?
Какиеоткрытия для себя вы сегодня сделали?
Достиглимы поставленную цель? Как отличить И.п от В.п.
Есливам было легко и интересно на уроке делать открытия, нарисуйте солнышкона карточке,
а если вы встречали трудности – тучки.
Покажитесвои карточки.
Комубыло трудно, не надо расстраиваться. Дома вы самостоятельно потренируетесь ещераз. А на последующих уроках мы будем систематизировать и закреплять полученныезнания.
Выставлениеоценок с объяснением.
9.Домашнее задание
Учебникстр.32 падежи, упр. 57, Я.У.
