X-PDF

Конспект урока № 2 Приёмыш Мамин-Сибиряк

Поделиться статьей

 


Тема урока: Д.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Тип урока: обобщение и систематизациязнаний (урок анализа произведения)

Цель: научиться приёмам работы с текстом,анализировать характер и поступки героев произведения.

Задачи:

-развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев;развивать умение видеть связь с живой природой.

-развивать умение высказывать свою точку зрения, обосновыватьее;

-учить давать характеристику главным героям рассказа;

-воспитывать любовь к природе, к животным.

Планируемые результаты:
Предметные:
— совершенствовать навыки правильного, выразительного чтения,передавая
чувства и настроение героев при помощи интонации чтения;
— отбирать нужные языковые средства для правильного решения
коммуникативной задачи, которая соответствует целям и условиям общения.
Метапредметные:
Познавательные:
— уметь находить в рассказе слова по определённому признаку, уметь
оценить собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения
правил речевого этикета.
Регулятивные:
— называть тему урока, формулировать учебные задачи;
— оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь друг другу.
Коммуникативные:
— совершенствовать умения слушать и слышать речь учителя и
одноклассников, обсуждать совместно выдвинутую проблему, с уважением
относиться к мнению другого.
Личностные:
— умение высказать своё мнение и уважать точку зрения собеседника, учить
высказывать свои суждения.

Оборудование: выставка детских рисунков,карточки для проверки домашнего задания, задания для работы в парах, видеоролик«Жизнь на Светлом озере», видеоролик для физминутки.

Ходурока

1.   Мотивация учебной деятельности 

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь , пожелайте другдругу хорошего настроения. У нас сегодня все получится.

2.Разделите слова на две группы. Назовите их.: мы, решать,думать, вы ,рассуждать. читать, ты, читать, делать выводы. Ответы детей.(Местоимения, глаголы).

1- Мы, ты,вы

2- Читать, рассуждать ,делать выводы.

 Сегодня на уроке  мы будем читать, рассуждать, вы будетедумать, делать выводы. А о чём мы будем говорить, как вы думаете? Ответы детей( О природе, о взаимоотношениях человека и животными, о доброте, уважении, ороли человека в природе)

2.Актуализация знаний

1.Речевая разминка: Прочитайте скороговорку. «Летели лебеди слебедятами»- медленно, разделяя на слоги ; быстро, с удивленной интонацией,выделяя голосом каждое слово.

4. Расскажите информацию о лебедях, которую нашли дома . Ответдетей ( Зачитывание информации из словарей)

5.Прочитайте информацию на экране

Лебедь –одна из самых крупных и сильных птиц. Служит символомкрасоты, любви, чистоты и нежности.

2. Это очень чуткие и осторожные птицы. Корм они добывают наплаву, пользуясь своей длинной шеей. В неволе белый лебедь быстро становитсяручным. Живут парами. Партнера выбирают один раз и на всю жизнь. Если одинпогибает. Второй может умереть от тоски. Нам людям можно многому поучиться уэтих красивых и умных птиц.

Беседа по тексту. Что узнали нового о лебедях? ( Ответы детей)Как вы думаете, почему мы сегодня так много говорим о лебедях?  ( Ответыдетей)-Это герой нашего рассказа.

3.Проверка домашнего задания.Выставка детских рисунков.

Дома вы прочитали еще раз текст и нарисовали рисунки кпонравившемуся эпизоду. Давайте посмотрим на ваши рисунки и  постараемся узнатьпо ним понравившиеся вам моменты. Дети по рисунку отгадывают эпизоды друг друга, а автор рисунка подтверждает или опровергает зачитыванием фрагментов изтекста.
Выборочное чтение.

 На прошлом уроке мы разбирали с вами непонятные слова. А присамостоятельном  чтении дома были ещё какие то слова непонятны?

-Определите жанр данного произведения. (рассказ)

-Давайте определим тему рассказа. (взаимоотношение человека иприроды)

-Главная мысль произведения: Мамин-Сибиряк в своём рассказехотел донести читателям смысл связи животных, человека, мира, который ихокружает. Люди должны задуматься о своих действиях, поступках и ихпоследствиях. Нужно очень бережно относиться ко всему живому.

-Можно ли по названию рассказа «Приёмыш» определить основнуюмысль произведения?

 ФИЗМИНУТКА                         Лебеди летят, крыльями машут.

                                                 Прогнулись над водой, качнули головой.

                                                 Прямо и гордо умеют держаться,

                                                 Очень бесшумно на воду садятся.(несколько раз под музыкальную пьесу «Лебедь»Сен- Санса)

 

____ «Когда этот –лучший друг человека радостно взвизгнул, японял, что он завидел хозяина».

____ «Старик говорил необыкновенно, но любовно, как о близкомчеловеке. Лебедь приковылял к самой избушке и, очевидно, выжидал какой-нибудьподачки».

____ «Действительно стоило полюбоваться оригинальной картиной.Лебедь стоял, раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него».

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

____ «Ну, а потом, вижу, мой Приёмыш затосковал»,

____ «Остались мы опять с Собольком одни».

ФИЗМИНУТКА (вилеоролик)Лебеди летят, крыльями машут. Прогнулись над водой, качнули головой. Прямо игордо умеют держаться, Очень бесшумно на воду садятся.(несколько раз подмузыкальную пьесу «Лебедь» Сен- Санса)

4. Анализ литературного произведения.

Аналитическая работа:

— Назовите героев рассказа. (Тарас, Соболько, Приёмыш)

— Какие отношения сложились между героями рассказа? (дружбачеловека с животными и дружба лебедя с собакой).

Работа с текстом:

-Найдите отрывок в тексте и прочитайте его.

1. Как лебедь оказался у старого рыбака? (Тут охотники наезжали:ну лебедя с лебёдушкой и… ну и поймал его».

2. Кто такой дедушка Тарас? (Тарас жил на Светлом озере уже 40лет ….на Светлом по целым годам»,

3. Какие отношения сложились между Собольком и Приёмышем?(Сперва –то боялся, а потом привык ….Дескать скучно мне, псу, без тебя, другединственный).

5.Составим характеристику героев.

1.   Охарактеризуйте дедушку Тараса.

2.   Охарактеризуйте Приёмыша.

3.   Охарактеризуйте Соболько.

(Тарас – чуткий, добрый, искренний, милосердный, любящий,отзывчивый, умный)

(Лебедь – царская птица, умный, гордый, особенный, учёный)

(Соболько — преданный, ласковый, умный, добрый, бескорыстный,благородный, преданный)

— В своей работе вы показали, что все герои произведения имеютположительные качества характера, и у всех присутствует такая черта, какдоброта. Доброту душевную не купишь в магазине, не обменяешь на красивуюигрушку, не попросишь у кого-нибудь в долг, это просто нельзя сделать.

Доброта – это богатство, щедрость души. Тарас был очень добрымчеловеком, его любили и животные, и люди. С плохим человеком не хочется ниобщаться, ни бывать у него в гостях. А к Тарасу постоянно приезжали гости. Иокружили его существа добрые и окружили потому, что чуствуют его доброту и любовь.

5. Постановка проблемной ситуации.

Приём «Займи позицию»

— У людей часто бывают ситуации, когда возникает проблемавыбора. Как поступить?

— Как вы считаете, правильно ли поступил Тарас, что отпустиллебедя? Если бы вы поступили так, как Тарас, поднимите руку, а если вы несогласны с дедушкой Тарасом – не поднимайте. Аргументируйте свой ответ. (Тарасбыл очень мудрым и добрым человеком, так как он понимал, что если он оставитПриёмыша у себя, то тот умрёт от тоски. Мы знаем, что каждый должен жить так итам, где ему суждено природой : рыба – в воде, зверь – в лесу, а лебедь – внебе. И человек вмешиваясь в ход событий природы ,наносит природе вред, ущерб.Как те охотники. которые убили убили родителей приёмыша.

Приём прогнозирования (работа в группе):

— Придумайте продолжение рассказа, пытаясь ответить на вопрос:«Вернётся ли к Тарасу лебедь весной?»

(отвечает один ученик)

— Как вы считаете, доказали ли мы сегодня на уроке, что доброта– это богатство, щедрость души? (Ответы детей)

6. Итог урока.

— Сегодня на уроке мы говорили о доброте. Какое же доброе делосовершил главный герой рассказа Тарас?

— А какие добрые дела вы совершаете или можете совершить?

— Как вы думаете, трудно ли быть добрым?

— Что для этого нужно иметь? (доброе сердце)

7. Рефлексия:

-Как бы вы поступили с Приёмышем? Оставили бы на зиму в избе, авесной подпустили к какой то  стае, подрезали бы крылья и навсегда сделалиручным или выпустили бы , как и Тарас? У вас на партах лежат картинки лебедей-.Подумайте минутку, возьмите их и прикрепите  их к тому  объекту, в зависимостиот того , как бы вы поступили. (дети крепят лебедей на доску,( На доскеизображение избушки, подрезанных крыльев и озеро)

 Очень важно не черстветь и не стать равнодушными к чужой беде.Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел.

— Скажите, выполнили  мы всё, что запланировали?. (ответы)

8. Домашнее задание: разноуровневое:

1) пересказ текста

Спасибоза урок.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет