Муниципальноедошкольное образовательное учреждение дс «Рябинка»
Музейнаяпедагогика.
Музейныевстречи в русской избе: «Знакомство с русской печью»
встаршей группе «Ягодки»
Конспектподготовили:
КрасиковаЛ.А.
2023
Цель:
Познакомить с русскойпечью, ее устройством.
Дать представление об печном инвентаре.
Задачи:
Расширять представление об устройстве русской печи ипечном инвентаре.
Развивать умение слушать, слышать, повторять,размышлять, отвечать на вопросы, интересоваться предметами старины.
Воспитывать желание помогать, узнавать новое, играть врусские народные игры.
Форма проведения:Музейная встреча.
Предварительная работа:Рассматривание картин русских народных сказок «Колобок», «По щучьему велению».Разучивание русских народных игр.
Отгадывание загадок, чтение потешек.
Использованная литература:
Книга «Потешки, пословицы, поговорки»
Воспитатель: А вот и «русскаяизба», давайте проведаем бабушку Агафью, узнаем как она поживает, может помочьчем надо, а может она нам расскажет что -нибудь о старине.
Постучимся в ворота. (игровой момент)
Бабушка Агафья пока до ворот идет мы поиграем врусскую народную игру
«Золотые ворота»
(постарайтесь поймать всех кто проходит под воротами)
Девочки:
Тратата, тратата , отворяйте ворота
Золотые ворота, поспешите все сюда
Мальчики:
Пропускаем раз, пропускаем два, пропускаем три
А на третий раз не пропустим вас
Хлеб, соль , вода закрываем ворота!
Выходит бабушка:
А я то думаю, что за шум во дворе! А это ребятишкипришли в гости, зовут меня бабушка Агафья, я вас сейчас приглашу в избу, аздороваться будем как в старину здоровались: входя в избу, низко кланялись иговорили «здравствуйте ,бабушка Агафья»
-Здравствуйте ,бабушка Агафья! (проходят дети по 2-3человека и садятся на лавку.
Бабушка: Здравствуйте,дети, проходите в горницу, присаживайтесь на лавку!
Бабушка: Зима на дворе,замерзли уж. А вы заметили, как у меня в избе тепло, почему думаете тепло?
(ответы детей)
Бабушка: Да, правильно,все потому, что печь греет. Направьте ладошки к печке, чувствуете как теплоидет от нее. А чтоб тепло стало, надо хорошо дровишками растапливать, печкакогда протопится, кирпичи накаляются и начинают отдавать тепло.
Печка –это главная часть русской избы, без неё ой какбыло бы худо в наши морозы. Можно сказать, что русская печь-это душа любойизбы.
Есть такая поговорка про печку:
Эта толстая Федора,
Наедается нескоро,
А зато когда сыта
От Федоры теплота
Бабушка: Почему же печкуназывали толстая Федора, как вы думаете? (печка всегда была больших размеров),возле печки было тепло и уютно.
Бабушка: А для чего нужнапечка в русской избе, может кто знает?
Дети: (чтоб еду готовить, чтобгреться)
Бабушка: Какие же вымолодцы! Сейчас я вам покажу как устроена русская печь.
Посмотрите : Это очаг, в старину называли очагГОРНИЛА, сможете так повторить горнила. Интересно звучит это слово. Вгорниле разжигали огонь и готовили пищу. Разогретое горнило хранило долготепло, в нем готовили блюда русской кухни.
А какие блюда русской кухни вы знаете , ребята.
Дети: Щи, каша, лепешки,блины, оладушки, морсы, кисель.
Бабушка: Едаприготовленная в русской печи отличается ароматом и вкусом. Это значит едастановится очень вкусной!
На печи есть еще подпечье. Его использовали дляхранения печного инвентаря: кочерга могла там лежать, совочек, ухвата.(показывает)
Я вам загадки загадаю , а вы выберите , что подходитпод отгадку.
«Железная лапа жар загребает»
«Черный конь скачет в огонь»
«Однорук, зато рогат, он в избе первейший хват» Небык, а бодает, не ест, а еду хватает»
«Железная тележка, золото загребает»
Молодцы, и про инвентарь узнали!
А теперь наверху горнила посмотрите, почему лежитодеяло?
Дети: Может там спали?
Бабушка: Это было местом для сна, здесьизгоняли хворь, то естьболезнь. А еще можно было здесь сушить валенкиили носки…
Ой, слышите кто то там спит (игровой момент), да это жкотик, с утра попросился, замерз на улице. Это ваш котик Буся. Потеряли егонаверное. Завернете в одеяло и заберите обратно к себе в группу.
Вот такая у меня русская печь! Понравилась ли вам мояпечка? Отогрелись вы, ребятишки?
Что то мало дров осталось, помогите мне распилитьвалежник и расколоть их, будет чем печку протопить.
(игровой момент)
За валежником пойдем,
колун, пилу с собой возьмем.
Вместе пилим мы валежник, вжик, вжик, вжик
фу, устали!
А теперь мы встанем дружно
Наколоть дровишки нужно: к-к-к-к
Бабушка: Спасибо, что помогли.Вот вам гостинец, с утра в русской печи каравай испекла, ароматный, румяный, спылу, с жару.
В старину говорили так: пироги хороши, а каравайлучше!(подает корзину с караваем)
Дети: Да, спасибо, досвидания!
Бабушка: Приходите ко мнееще погостить, про старину интересно узнавать!