Внеклассное мероприятие «Шагайнаадан»
Цель: познакомить с национальной игройшагай наадан «Мори урилдаан».
Задачи:
— познакомить и научить детей иродителей играть в бурятскую народную игру шагай наадан «Мори урилдаан»,организовать досуг в рамках проекта «Духовно-нравственное развитиедетей»;
— развивать мелкую моторику,ловкость, сноровку и терпение;
-воспитать позитивное отношение к народнымиграм бурят и способствовать воспитанию интереса к бурятским народным играм.
Ведущий 1. Добрый день, дорогие дети,родители, и гости сегодняшнего праздника!
Ведущий 2.Удэрэй амар мэндэ, хундэтэухибууд, аба эжынэр, нухэд ба айлшад!
Учитель.
В праздник Белого месяца-как у насповелось-
Людям надо бы встретится, чтоб светлеежилось,
Чтобы не было горя, чтоб тучнели стада,
Чтобы небо над взгорьем голубело всегда.
Учитель
Сагаалган- манай hайндэр
Саг уедэ мандаха болтогой.
Гаража ерэhэн энэ жэлдэ
Газар дайдамнай урэжэлтэй байг.
Учитель. Сегодня мы предлагаем вамсыграть в традиционную национальную игру «Шагай наадан», в которую издревле играли на второй-третий деньСагаалгана. Шагай наадан были не ради развлечения, они призывали благополучие,счастье, здоровье, плодородие и богатство.
Учитель. Одновременно это символ скотоводства, обозначающий «табанхушуун мал» — традиционные пять видов скота, которые имелись убурят: хонин (овца), ямаан (коза), ухэр (корова), морин (лошадь),тэмээн (верблюд).
Учитель. Шагай – это баранья лодыжка.В игру из косточек бараньей лодыжки – «шагай» — играли не только дети, но ивзрослые. Эти игры были разнообразны и требовали ловкости, быстроты, терпения –качеств, необходимых кочевнику. В каждом доме имелись эти косточки, хранились вспециально сшитых мешочках и постоянно пополнялись. Косточки раскрашивались вразные цвета. Каждый гордился своей коллекцией и старался не отставать отдругих.
Учитель. Варианты игр шагайочень разнообразны. Сегодня мы рассмотрим одну разновидность этой игры. Это«мори урилдаан».
Учитель. Косточки посвоей форме имеют шесть характерных позиций, и каждая имеет своё название.
Учитель. Прошукаждого взять в руки по 1 шагай, вместе со мной попробуем запомнить названиесторон:
1) Боковаягладкая сторона — «Морин» — лошадь, конь.
2) Другаябоковая извилистая сторона напоминает рога, поэтому называются, «yхэр»-бычок, корова.
3) Верхняявыпуклая сторона — «бухэ», «хонин» — овца, баран.
4) Нижняясторона с ямочкой -«хонхо», «ямаан» — коза.
5) Ипятая сторона где два горба – это «тэмээн» — верблюд. При броскеобычно очень редко косточки принимают такое положение.
Учитель. Играющиевыбирают по одному «бегунцу». Затем берут 7 лодыжек и бросают их на кон поочереди. Если среди них окажется 1 «конь», бросающий перемещает своего«бегунца» на одно деление игрового поля, если окажется два «коня», на дваделения и т.д. Если ни одна из лодыжек не упадёт в положении «коня», то «бегунец»бросающего игрока остаётся на месте. Остальные играющие проделывает то жесамое. После нескольких попеременных «бросаний» чей-нибудь ретивый коньпроходит все деления ряда. Значит, он и выиграл бега. (Наглядно показатьигрокам как бросать и считать ходы).
Учитель.За ходом игры будет наблюдать компетентное жюри
Учитель. А теперь разделимся на2 команды. (Каждая команда по очереди называет номер группы, название команды икаждый член команды представляет себя).
Учитель. Итак, начинаем игру. Согласножеребьевке выходит команда №1
Каждый член команды выполняет по одномуброску.
Игра «Шагай наадан»
(Члены жюри следят за игрой. )
Подведение итогов
Учитель. Пока наше жюри подводит итоги,предлагаем вспомнить состязание для настоящих мужчин «hээр шаалга», в переводеозначает разбивание хребтовой кости. Традицияразбивания хребтовой кости у бурят появилась еще в стародавние времена. В нейкоренится глубокий смысл, согласно которому существует поверье, что душаживотного живет в хребтовой кости, а разбив ее, человек помогает душе быстреепереродиться и отойти в иной мир.
Слово предоставляется жюри.