Конспектпо внеурочной деятельности на тему:
«Коренныенароды Хабаровского края»
Выполнил: учитель начальных классов
МАОУ «СШ» «Успех» им. В.К.Блюхера
Лиснер Юлия Ивановна
Телефон: 89141536303
Эл.почта – lis.1717@rambler.ru
Хабаровск,2019 год
«Коренные народы Хабаровского края»
Пояснительная записка:
Сценарий, посвящённый Дню рождения Хабаровскогокрая, разработан для детей младшего школьного возраста. Конспект представлен вформе викторины между 5 командами, где школьники соревнуются в чтениистихотворений о Хабаровском крае, исполняют песни о родном крае, отвечают наинтеллектуальные вопросы в виде кроссворда; представляют свои проекты окоренном населении края. Закрепляют свои знания и умения в выполнении различныхзаданий (разукрасить карандашами национальным орнаментом рукавичку из бумаги,распознать национальную одежду своей команды, собрать разноцветный ковер изразрезных картинок). Мероприятие носит как познавательный, так и воспитательныйхарактер, воспитывая детей в духе возрождения духовно-культурных традицийХабаровского края.
Цель: способствовать патриотическому воспитанию детей,привитию любви к своей малой Родине через художественно-эстетическое ипознавательное развитие детей. А также обобщить, систематизировать и расширитьзнания детей о коренных народностях, проживающих на территории нашего края.
Задачи:
Образовательные:
· Закрепить ирасширить знания детей о коренных народах Хабаровского края, о жизни, быте итрадициях малочисленных народов края;
· Воспитыватьпатриотизм и любовь к своей малой Родине;
· Продолжатьучить договариваться друг с другом, налаживать диалогическое общение всовместной (командной) игре.
Развивающие:
· Развиватьнаблюдательность, внимание, связную речь;
· Активизироватьсловарь, познавательный интерес;
· Развивать умения втворческо-поисковой групповой работе;
· Развиватьинтеллектуально-познавательное мышление, память, зрительное восприятие;
Воспитательные:
· Воспитыватьлюбовь к своей малой Родине, бережное, заботливое отношение к своему родномукраю;
· Воспитыватьдетей в духе возрождения духовно-культурных традиций России.
Методы и приемы: показ, художественное слово, беседа, слушание музыки,исполнение песен, художественное – игровое творчество, спортивная эстафета,конкурсы.
ТСО: интерактивная доска, музыкальный центр, микрофон.
Материал: эмблемы для участников команд, разрезные картинки разноцветного ковра одной из народностейХабаровского края, картинки с изображением национальной одежды разныхнародностей края, шаблон рукавички, образцы национального орнамента, карандаши,призы.
Ход мероприятия: участвуют 5 команд по 5человек – «Нанайцы», «Нивхи», «Эвенки», «Уличи» и «Удэгейцы». Дети заранее готовят сообщение вразличной форме(презентация, фотографии, рассказы, песни и т.д.) о быте,промыслах, особенностях национальной одежды и роде занятий своей команды.Изготавливают эмблемы для команды. А также разучивается песня о Хабаровскомкрае и стихи. За каждое выполненное задание правильно команде выдается значок сизображение герба Хабаровского края. Какая команда набирает больше значков, таи становится победителем.
Орг.часть.Вступление.
Ведущий:
Взгляни на карту. Подобно могучемуорлу, широко раскинул свои крылья Хабаровский край. На этой земле живут люди, сгордостью называющие себя хабаровчане. Давайте, ребята, с вами исполним песню онашем любимом крае.
(совместное исполнение песни детьми о Хабаровском крае «Хабаровский край – этоя, это ты, это мы», песня дополнительно разучивается учениками заранее науроках музыки)
Ведущий:
Хабаровский край это часть нашей великойстраны. В наследство от своих предков вы получили великую страну, прекрасную ибогатую, и ваша задача – передать её потомкам ещё более богатой и прекрасной.Давайте проверим, как вы знаете стихи о Хабаровском крае.
1. Конкурс «Чтение стихотворений о Хабаровском крае» (по одному участнику откоманды). Лучшим выдаются значки.
Ведущий:
-Ребята, обратите внимание на картуХабаровского края. Цветом на ней обозначенынароды, проживающие на территории нашего края. Они селились в Хабаровском краев разное время. У них свой быт и культура. Вот о прошлом наших родных мест, олюдях исконно здесь живущих мы сегодня с вами и поговорим. Я предлагаюотправиться в путешествие по берегам Амура, что бы вспомнить историю и традициинародов, проживающих на берегах могучей реки. Каждая из команд имеет своеназвание. Домашним заданием для вас было приготовить презентацию своей командыи эмблему. Кто и как приготовился, мы с вами сейчас и узнаем.
2. Конкурс. Презентация своей команды.
Ведущий:
-Какиевы, ребята, молодцы! А сейчас мы посетим мастерскую нанайской рукодельницы.Здесь мы увидим настоящий ковёр с узорами, сделанный своими руками. Посмотритевнимательно на него. Запомните рисунок и сейчас вы должны будете на скоростьсобрать его правильно из разрезных картинок, которые есть у вас на столах.
3. Конкурс «Собери ковёр» (командное соревнование под музыку).
Ведущий:
— Справились с заданием! Поздравляю! А у меня для вас еще однозадание. Теперь каждой команде нужно будет вспомнить всё, что вы знаете о коренныхнародах Хабаровского края и отгадать небольшой кроссворд. Чья команда всёправильно сделает, та и получит значок.
4. Конкурс. Кроссворд «Народы Хабаровского края»
Ведущий:
— Коренные народыизготавливали очень красивую и неповторимую одежду и обувь. Этиизделия они выполняли из разного материала: ткани, кожи рыб, меха; резьба подереву, на бересте. Орнамент служил не только декоративным украшением, но ирассказывал об истории и быте своего народа при помощи знаков. В орнаментемастер отображал весь окружающий мир (природу): рыб, бабочек, птиц, цветы,оленя, дракона, петуха. Давайте проверим, как вы сможете узнать национальнуюодежду своего народа.
5. Конкурс «Угадайка» — команды угадывают национальные костюмы своейнародности.
Ведущий:
— Вы справились на «отлично», хорошо подготовились и изучилинациональную одежду народов Хабаровского края, а сейчас заключительныйтворческий конкурс.
6. Конкурс «Раскрасьрукавичку». (Ребятам предлагается шаблон рукавички на листе бумаги и картинки сразличными узорами и орнаментом малочисленных народов Хабаровского края. Онидолжны нарисовать на рукавичке подобные орнаменты. Лучшим командам выдаютсязначки).
7. Обобщение.
Над Амуром небо голубое.
Шепот рощ, да гомон птичьих стай…
Как не залюбуешься тобою,
Край родной, дальневосточный край!
Все здесь сердцу чуткому отрадно,
Все невольно привлекает взор:
Лес осенний — празднично нарядный,
Разнотравья летнего ковер.
По весне разливистые зори,
А зимой — бескрайние снега.
Круглый год широкая, как море,
Над Амуром плещется тайга…
Рябов Н.
Ведущий:
— Молодцы, ребята,сегодня на занятии вы показали отличные знания о нашей малой Родине. А теперьопределим победителя. (Под контролем учителя, дети считают символы своихкоманд, полученных в ходе занятия, определяют победителя. Команда победителейполучает звание лучшей команды. Вручаются дипломы.)
Приложения:
1. Песня «Хабаровский край-это я,это ты, это мы»:
1 куплет:
Здесьветры тугие, здесь неба шатёр,
Здесьнашей столицы весенний простор,
Сюда ястремлюсь из далёкой, чужой стороны
Хабаровскийкрай, это – я, это ты, это – мы…
2куплет:
Россииграницы и русскую речь,
Намвыпало здесь на востоке беречь,
Сгодами всё краше, моложе становишься ты,
Хабаровскийкрай, край надежды, любви и мечты.
3куплет:
Наместь чем гордиться, нам есть, что любить
Ипесня как птица уносится ввысь.
Кварталыдомов и Амура блестящая нить,
Хабаровскийкрай — нам с тобою работать и жить!
Хабаровскийкрай — нам с тобою работать и жить!
2.Стихио Хабаровском крае
***
КомаровП. «На краю России»
Азиатской волнойАмура,
Криком зверя вомгле ночной,
Потайною тропойманьчжура
Ты пугал меня,край лесной.
Ни церквей нахолмах зеленых,
Ни плакучих березв полях —
Только кедры нагорных склонах,
Где за соболем шелгиляк.
Но сейчас, кого ниспроси я,
Все ответятнаперебой:
Ты и здесь обжилась,
Россия, Снеподкупной своей судьбой!
Дни летят косякомгусиным…
Сопки. Мари.Тайга. Вода.
С Ерофеем —крестьянским сыном —
Ты из Вологды шласюда.
На чукотскийвсходила берег,
Где туманы плывутс утра,
Где над скаламиподнял Беринг
Государственныйфлаг Петра.
Землеходцы пришлибосые,
Топором прорубаяпуть.
Не забудь их, мояРоссия,
Добрым именемпомянуть!
Не найдешь тойминуты краше,
Когда люди сказатьсмогли:
Все здесь русское, все здесь наше —
От Москвы до концаземли…
Где-то есть, подРязанью, что ли,
Не такие, какздесь, места:
За селом — свасильками поле,
Неба звонкаявысота.
Что же, пустьнебеса другие
Опускаются надомной —
Ты и здесь мнемила,Россия, —
Край суровый мой,край родной!
***
АнтонинаКухтина Бруштунова «Наш край»
Над сопками солнцевстаёт величаво,
Умывшись крутойокеанской волной.
Здесь нового дня иисток, и начало.
К нам первымрассветы стучатся в окно.
Не зря вологодскийказак добирался
Сюда, чтоб найтиздесь затерянный рай.
В историю нашу онгордо вписался,
Дал имя тебе, нашХабаровский край.
Наш крайнеобъятный, порой непонятный
Тому, кто с нимтолько заочно знаком.
Исконнороссийский, но щедрый и близкий
Для всех, ктоназвался его земляком.
Земля эта ценитдела трудовые,
Надёжные плечи имудрость сердец.
Откроет нам щедросвои кладовые,
Где олово, золото,медь и свинец.
Леса распахнёт,пусть работают руки,
Откроет бескрайнийамурский простор,
Чтоб жили достойнои дети, и внуки
Всех тех, ктоповерил в наш Дальний Восток
***
ВладимирГоворуха «Хабаровский край»
Наш край милее нетна свете
И знаю я наверника
Через года и чрезстолетья
Он лучше всехбудет всегда.
В нём запаведниковесть много
Ну а хребтов несосчитать
И федеральнаядорога
И мы должны всё этознать.
У побережья двухморей
Расположился крайлюбимый
И много разныхздесь людей
И много городовкрасивых.
И что же мне ещёсказать
Про крайхабаровский родимый
Пусть он восточнеедругих
Но всё же самый онкрасивый.
***
АнтонинаКухтина Бруштунова «Хабаровский край»
Хабаровский край!Он почти бесконечный,
Живая частицаушедших времён,
Той жизни суровой,неспешной и вечной
Великих народов ималых племён.
Тут люди мудры идобры, и степенны.
Не зря уважал ихбедовый казак.
Осталось в векахего имя нетленным.
Теперь этот крайназывается так.
Играют в Амурелосось и калуга.
И зреет враспадках лесной виноград.
Здесь север и югдополняют друг друга.
Хабаровский крайчудесами богат.
Здесь ходятмедведи, скользят кабарожки,
Изюбрь и сохатыйздесь ищут весну.
Бесшумно гуляютогромные кошки
И зорко хранят этучудо-страну.
Цветутрододендроны в мае на склонах,
Все сопки укутав всиреневый свет.
И только у нас вуголках потаённых
Так чисто и нежноцветёт бересклет.
И каждый, ктоздесь побывал хоть когда-то,
Не сможет забытьМяо-Чановых гор,
Прекрасныхамурских волшебных закатов,
Влюбившись навек вэтот вольный простор.
***
СмоляковС. «Край мой любимый»
Край мой любимый
Край мой любимый,—с туманными далями,
С шумной тайгою, сболотными рясками…
Сколько бы разныхземель ни видали мы —
Нет тебя лучше,красивей и ласковей.
Я исходил твоитропки заветные,
Видел рассветы надгорными кручами,
Там, где врасщелинах, еле заметные,
Речки родятсяручьями певучими.
Здесь я сроднилсяс колхозными нивами,
С морем хлебов, скораблями-комбайнами,
Штормы терпел надморями шумливыми,
Руды искал залесами бескрайними.
Здесь я услышал,как юноши спорили,—
Есть ли моста наземле знаменитее…
Край мойвозлюбленный!
В радости, В горели —
Связан ты ссердцем
незримыми нитями.
Пусть твои сопки втуманах теряются,
Пусть ты далек отМосквы белокаменной —
Близость сердец неверстой измеряется:
Мужеством славных,
И доблестьюпламенной!
3.Игра «Собери ковёр»
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Кроссворд по теме «Хабаровский край»
Вопросыкроссворду:
1) Какаянародность Хабаровского края в прошлом имело название «лесные люди»? (удэгейцы)
2) Транспортноеживотное нивхов? (олень)
3) Какаянародность Хабаровского края самая многочисленная? (эвенки)
4) Основнойпромысел нанайцев? (рыболовство)
5) Однаиз народностей Хабаровского края? (орочи)
6) Самоназваниенанайцев в переводе «здешний человек»? (нани)
5.Игра «Угадайка»
Лист.1.Нанайская национальная одежда.
Лист2. Национальная одежда ульчей.
Лист.3Национальная одежда нивхов.
Лист.4.Национальная одежда удэгейцев.
Лист.5.Национальная одежда эвенков.
Лист1.
Лист2
Лист 3.
Лист4.
Лист5.
6. «Раскрасьрукавичку».
9. Список используемой литературы:
1. Валерий Смирнов «Земля Хабаровская».
2. Е.А. Гаер «Традиционная бытоваяобрядность нанайцев».
3. Ю.В.Пикалов. А.А. Асеев «Коренныемалочисленные народы ДВ СССР в 1922 -1941 гг.».
4. А.Н. Махинов , В.Н. Гнатишин «АтласХабаровского края».
