МОУ Семёновская СОШ
Конспектвнеурочного занятия
на тему: Защитанаселения при извержении вулканов.
4-5 классы
Николаева ОльгаПетровна
учительначальных классов.
Стаж работы 15лет.
с.Семёновка
2023г.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Ходучебного занятия
№ п /п |
Деятельность педагога дополнительного образования |
Деятельность учащихся |
Время |
I |
Подготовительный этап |
|
|
|
1.Предварительно предложить ученикам список литературы: 1. Неймайр М. Вулканы и землетрясения. СПб., 1902. 2. Павлов А.П. Вулканы, землетрясения, моря и реки. М., 1948г.
|
Подготовить краткие сообще- ния и вопросы одноклас- сникам. |
|
II |
Основной этап |
|
|
|
В форме беседы ознакомить учащихся с последствиями извержения вулканов и основными мероприятиями по защите населения от последствий вулканической активности. |
— Изучить продукты вулканического извержения. — Изучить правила защиты безопасного поведения..
|
|
III |
Заключительный этап |
|
|
|
Предложить учащимся вспомнить все мероприятия по защите населения при извержении вулкана и последствий извержения. Вручить памятки ОБЖ при извержениях вулканов.
|
Подводят итог беседы. Проговаривают алгоритм действий при вулканических извержениях. Отмечают важность работы сейсмических станций. |
|
Тема занятия: Последствия извержения вулканов. Защита населения.
Форма занятия: урок-беседа.
Цель: Образовательная- ознакомиться с последствиямиизвержения вулканов и основными мероприятиями по защите населения отпоследствий вулканической активности.
Развивающая – развить качества личностибезопасного типа поведения, способность к деятельности в условиях извержения вулканов
Воспитательная — формировать чувствоответственности, организованность и инициативность в условиях ЧС.
Задачи:
— Изучить продукты вулканическогоизвержения.
— Изучить правила защиты безопасногоповедения..
Оборудование: Тетрадь, книга, компьютер,дидактический материал.
Ход занятия
-Здравствуйте.Все готовы отправиться к жерлу вулкана?
— Чтобысмело вступить на склоны вулкана, нужно повторить то, что мы уже
знаем оэтих грозных гигантах:
1.Что такое вулкан?
2.Что представляет собой извержение Вулкана?
3.Какие бывают вулканы?
4.Где встречаются вулканы?
Какая цель нашего занятия?
Учитель: У нассегодня очень интересная и важная тема. Я очень надеюсь, что вы станетеактивными моими собеседниками.
Насколькоопасными являются для человека и окружающей среды извержения вулканов? Какобразуются продукты извержения вулканов? Назовите известные вам. Рассмотрим,что могут извергать вулканы (Просмотр видеоролика)
(Заслушиваем сообщения детей)
Подведём итог ваших выступлений и информации полученной извидео:
-Лавовые потоки, вулканические грязевые потоки, твердыевулканические продукты, палящую вулканическую тучу, вулканические газы- этопродукты извержения вулкана. Насколько они вредны для природной среды ичеловека?
Давайте распределим их. Я записываю на доске, а вы в таблицу.Они бывают: Жидкие, твердые и газообразные.
Жидкие |
Твердые |
Лава, Базальтовые лавы |
Вулканические бомбы |
Вулканические грязевые потоки |
Вулканический пепел |
Теперь выполним небольшое задание
Каждому ряду даю задание вам нужно:
1 ряд — Выпишите основные продукты жидкого вулканическогопродукта, дав им краткую характеристику
2 ряд — выпишите основные виды твердого вулканическогопродукта, дав им краткую характеристику.
3 ряд — выпишите основные виды газообразного вулканическогопродукта, дав им краткую характеристику.
(После выполнения задание, заслушиваем каждый ряд)
(Играем в вулкан. дыхательная гимнастика)
Учитель: Мощное извержение вулкана Ключевская Сопка наКамчатке в сентябре 1994 года, подняло массы пепла на высоту 10-20 километров,что затруднило полеты самолетов в том районе.
Новый всплеск активности вулканов был зарегистрирован в 2003году.
Ребята, а кто мне на карте покажет, где находится Камчатка инайдет вулкан Ключевская Сопка.
(Показ видеоролика извержение вулкана)
https://youtu.be/RFh3nB87IKQ
Что вы наблюдали из видеоролика? (Ответы детей)
Для обеспечения защиты населения от последствий извержениявулканов, организуется постоянное наблюдения за предвестниками этогонаблюдения. Это сейсмические станции. Специалисты изучающие вулканы-вулканологи.
В районах, где часто происходят извержения вулканов, созданыспециальные станции и пункты, в которых ведется непрерывное наблюдения задремлющими вулканами.
Предвестниками извержения вулканов являются вулканическиеземлетрясение, которые связаны с пульсацией магмы, продвигающихся вверх поподводящему каналу. Специальные приборы регистрирую изменение наклоназемной поверхности вблизи вулканов.
Учитель: Ребята,обращаю ваше внимание на плакат, расположенный на доске. Запишем в тетрадьалгоритм действий при извержении вулкана:
1.Прослушать информацию
2.Отключить воду, газ и свет
3.Взять документы
4.Закрыть окна, двери.
5.Эвакуироваться
Игра «Да или нет»
Нужно будет быстро отвечать «да» или «нет», что могутизвергать вулканы:
-прошлогоднюю листву
-Лавовые потоки
-вулканические грязевые потоки
-твердые вулканические продукты
-руины древних зданий
-палящую вулканическую тучу
-тополиный пух
-вулканические газы
Итог занятия. Детямвручаются памятки.
-Итак,подведём итог нашей беседы: что нового и важного узнали вы на уроке?(ответыдетей)
Какую опасность представляют вулканические грязевые потоки?(ответы детей)
Из каких элементов состоят вулканические газы? (ответы детей)
Назовите продукты вулканического извержения? (ответы детей)
— Спасибо за беседу.