Урок-квест«Путешествие со словарём»
название (тема)методической разработки
Дзоз КатеринаАлександровна
Муниципальноеказённое учреждение
«Средняяобщеобразовательная школа №15»
с. Ивановское
учитель начальныхклассов
автор: ФИО,
полное название образовательной
организации, должность
С.Ивановское, 2022год
Город
Урок-квест«Путешествие со словарём»
В настоящие время квест это одна из самых популярных иинтересных форм проведения работы с учащимися. Игра-путешествие по станциям,каждая станция знакомство с новым словарём , таким образом дети за 40 минутпознакомятся с 8 различными видами словарей и у них появится желаниепознакомится и с другими словарями имеющимися в библиотеке и дома.
Возраст 9-10 лет.Место проведения –библиотека .
Цель: формирование у школьников потребности в обращении ксловарям и навыков работы с ними, а также развития умения извлекать из словарейинформацию, необходимую для решения учебных задач по разным разделам русскогоязыка.
Задачи:
ü познакомиться сразличными словарями, научиться применять их для выполнения заданий;
ü развивающая –развивать внимание, повышать уровень учебной мотивации и познавательныйинтерес, развивать коммуникативную компетентность обучающихся,
ü воспитывать самостоятельность,взаимоуважение, воспитывать интерес к слову.
Планируемые результаты:
ü Личностные:осознаниеэстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явлениянациональной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
ü Предметные: овладениеинформацией о словарях русского языка, формирование умения пользоватьсяразличными словарями.
ü Метапредметные:овладениеприёмами отбора и систематизации мате риала на определённую тему; умение вестисамостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
Методы обучения: проблемный, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая работа.
Необходимые инструменты : Проектор ,ноутбук, конверты 8 шт,планшет, бланк ответов,ручка.
Ход мероприятия:
Учитель: Здравствуйте сегодня у нас необычный урок,сегодня у нас пройдет квест — путешествие и по итогам этого квеста, вы мнескажете чем же знаменит день 22 ноября.
1.Огадайте загадку
Я очень даже много знаю
И на вопросы отвечаю –
Что есть, что было встарь.
Ну а зовут меня …….. СЛОВАРЬ
О чём же мы с вами сегодня будем говорить? (о словарях)
Одни слова «умирают», другие «рождаются», третьи «стареют».
Помочь во всём разобраться нам помогут ОСОБЫЕ книги Словари.
Какие можно встретить Словари.
— словарь антонимов
— словарь синонимов
— словарь иностранных слов
— орфографический словарь
— толковый словарь
— профессиональные словари
— этимологический словарь и другие.
Сегодня мы отправляемся в путешествие и для того чтобы найтиответы на наши вопросы нам нужны будут словари. Они сделают наше путешествиеболее увлекательным и помогут справиться с заданиями, которые вызовуттрудности.
1 станция «Уголок орфографии»
Учитель: Как вы думаете какой словарь может помочь намэтой станции?( орфографический словарь)
Задание: с помощьюорфографического словаря определите, как пишется слово
Ск..зк… . СколькоА пишется в этом слове?
Запишите получившееся число.
Учитель: Молодцы ребята следующий словарь спрятался вразделе «рассказы» предлагаю пройти к этому разделу и перейти на следующуюстацию
2 станция «Берег морфемики»
Учитель: Как вы думаете какой словарь можетпомочь нам этой станции?(словарь словообразования)
Задание: с помощью словообразовательного словаряопределите, сколько слов можно образовать от слова пингвин
Запишите получившееся число.
Учитель: Молодцы ребятаследующий словарь спрятался в разделе «хочу всё знать» предлагаю пройти к этомуразделу и перейти на следующую стацию
3 станция «Остров орфоэпии»
Учитель: Как вы думаете какой словарь может помочь намэтой станции?(словарь орфоэпии)
Задание: с помощью орфоэпического словаряопределите, на какой слог падает ударение в слове премия.
Запишите номер слога.
Учитель: Молодцы ребята следующий словарь спрятался вразделе «Сказки зарубежных писателей» предлагаю пройти к этому разделу и перейтина следующую стацию.
4 станция «Остров лексики»
Учитель: Как вы думаете какой словарь может помочь намэтой станции?(словарь иностранных слов)
Задание:с помощью словаря иностранных слов что означаетсловотрадицияЗапишите номер правильного ответа:
1)Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения впоколения обычаи ,порядки ,правила поведения. Обычай, установивший порядок вбыту.;
2) наука, изучающая словарный состав языка;
3) полный всеохватывающий
4) научное сочинение в форме рассуждения
Учитель: Молодцы ребятаследующий словарь спрятался в разделе «Книги для первоклассников» предлагаюпройти к этому разделу и перейти на следующую стацию.
5 станция «Бухта орфографии»
Задание: с помощью орфографического словаряопределите, в скольких словах
пропущена буква е: пр..дмет, пр..бор ,пр..вод ,пр..зма.
Запишите получившееся число.
Учитель: Молодцы ребята следующий словарь спрятался вразделе «Наш край » предлагаю пройти к этому разделу и перейти на следующуюстацию.
6 станция «Мост фразеологии»
Задание: с помощью фразеологического словаряопределите, какие«числа» пропущены в устойчивых выражениях:
……..семь пятниц на неделе,…. конец. Какое число получится, еслиих сложить? Запишите получившееся число.
Учитель: Молодцы ребятаследующий словарь спрятался в разделе «Зарубежная литература» предлагаю пройтик этому разделу и перейти на следующую стацию.
7 станция Остановка «Иностранных слов»
Задание. С помощью англо-русского словаряопределите, значение слова zero
Запишите получившееся число.
Учитель: Молодцы ребята вот мы и подошли кзаключительной станции нашего путешествия последний словарь затерялся в разделе«Нас подарили библиотеки «внимательно посмотрите и давайте найдём его.
8 станция «Прибытие в страну Граммотность»
Задание: По описанию узнай о какой цифре идёт речь. В словаре СИОжегова прочитай все значения этого слова
Самая низкая школьная оценка. Отдельные предметы или лица,немногие по числу.
Запишите получившееся число.
Вот и подходит наше путешествие к завершению посмотрите у вас получилосьпоследовательность чисел ,дам подсказку это дата.
Сейчас мы с вами подойдем к ноутбуку и введём получившуюся датув окошко пароля ,если вы справились верно мы сможем открыть наше приложение .Каквы думаете какое отношение имеет эта дата к сегодняшнему квесту. Правильно 22ноября это День словаря . 22.11.1801г родился Владимир Иванович Даль.
Предлагаю просмотреть видеоролик о биографии этого великогочеловека.
IV. Рефлексия. Итог игры.
1. — Итак, вспомните о цели, которую вы поставили на сегодняшнийурок.
— Что можете сказать о результате нашей работы и о цели, которуюмы ставили?
— Как вы считаете, словарь – это полезное изобретениечеловечества?
— Предлагаю вам более внимательно рассмотреть словари ,и выбратьтот который вам больше всего понравился и в два три предложения рассказатьпочему.
И закончить наш квест я бы хотела словами В.И. Даля о своёмсловаре «Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает его лучшедругих, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь век свойпо крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка».
Данное мероприятие поможет детям и не только библиотекарям, но иучителям начальных классов познакомить учащихся со словарями так же усилитинтерес детей к познанию нового, может быть проведен в качестве внеклассногозанятия не только в 4 ,но и в 5 классе.
Списокиспользованной литературы:
1.Словарьрусского языка С.И.Ожегов Москва «Русский язы»1984г
2.Школьныйфразеологический словарь русского языка В.П,ЖуковА.В.Жуков Москва «Просвещение»1994г
3.Б.З.БукчинаИ.К. Сазонова Л.К. Чельцова Орфографический словарь русского языка Москва«АСТ-ПРЕСС» 2000г
4.Школьныйсловарь иностранных слов В.В. Иванова Москва «Просвещение» 1990г
5.Орфоэпическийсловарь русского язык Р.И.Аванесов Москва «Русский язык»1988г
6.Орфографическийсловарь русского языка Смоленск Русич 1999г
7.Школьный слово-образовательный словарь русского языка А.Н.Тихонов Москва«Просвещение»1991г
8.Англо-русскийсловарь Издательство «Советская Энциклопедия» Москва 1966г.
Приложение1
Задание 1 С помощью орфографического словаря определите, как пишется слово Ск..зк… . Сколько А пишется в этом слове? |
Задание 2 с помощью словообразовательного словаря определите, сколько слов можно образовать от слова пингвин |
Задание 3 с помощью орфоэпического словаря определите, на какой слог падает ударение в слове премия. |
Задание 4 с помощью словаря иностранных слов что означает слово традиция Запишите номер правильного ответа: 1)Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколения обычаи ,порядки ,правила поведения. Обычай, установивший порядок в быту.; 2) наука, изучающая словарный состав языка; 3) полный всеохватывающий 4) научное сочинение в форме рассуждения |
Задание 5 с помощью орфографического словаря определите, в скольких словахпропущена буква е: пр..дмет, пр..бор ,пр..вод ,пр..зма.
|
Задание 6 с помощью фразеологического словаря определите, какие «числа» пропущены в устойчивых выражениях: ……..семь пятниц на неделе,…. конец. Какое число получится, если их сложить? |
Задание 7 С помощью англо-русского словаря определите, значение слова zero |
Задание 8 По описанию узнай о какой цифре идёт речь. В словаре СИ Ожегова прочитай все значения этого слова Самая низкая школьная оценка. Отдельные предметы или лица ,немногие по числу.
|
Приложение2
Бланкответов
Станция1 |
|
Станция 2 |
|
Станция 3 |
|
Станция 4 |
|
Станция 5 |
|
Станция 6 |
|
Станция 7 |
|
Станция 8 |
|
Итого. |
|
