Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Дом детского творчества «Алый парус» Еманжелинского муниципального районаЧелябинской области (МБУ ДО «ДДТ «Алый парус»)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
объединения «Шах и Мат»
Тема: Введение в дополнительную общеобразовательнуюобщеразвивающую программу «Шах и мат» (20 минут)
Педагог Дудченко М.М.
Возраст детей 8-9 лет (2 класс)
Еманжелинский муниципальный район
Красногорское городское поселение
2022 год
Конспект занятия «Введение в дополнительнуюобщеобразовательную общеразвивающую программу «Шах и мат»
Цель учебного занятия: вызвать интерес к занятиям шахматами
Задачи:
1. Познакомить детей с историей шахмат, с шахматной доской,фигурами в доступной форме.
2. Развивать внимание, память, наглядно-образное илогическое мышление.
3. Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность.
Форма учебного занятия: теоретическое и практическое
Фома организации работы: групповая, индивидуальная
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Количество обучающихся: 10 человек
Материально-техническоеоснащение занятия: столы, стулья, комплектышахмат на каждого обучающегося, магнитнаядемонстрационная доска, магнитные фигуры
План занятия
1. Вводная часть (1 минута)
2. Основная часть (17 минут)
a) Теоретическая часть (5 минут)
b) Практическая часть (12 минут)
3. Подведение итогов (2 минуты)
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть
-Добрый день, дорогие друзья! Меня зовут Михаил Михайлович. Я хочу пригласитьвас в путешествие по сказочному королевству. Этого необыкновенного королевстванет ни на одной карте. Несмотря на то, что королевство очень маленькое,существует оно более 2х тысяч лет. Ребята, вы догадались, что это закоролевство? (шахматное). Игра в шахматы зародилась в Индии, и сначала в неёиграли только правители и мудрецы. А сегодня каждый, кто захочет, можетнаучиться играть в шахматы.
-Ребята, а кто из вас знает, в чем цель игры в шахматы? (нужно поставить шах имат королю)
— Ачто означает слово «шахматы»?
— Словошахматы состоит из двух частей (своего царя персы называли «шах», а слово«мат» означает «умер». Значит, слово «шахматы» можно перевести как «Смертькоролю противника»).
— В шахматномкоролевстве есть две армии, которые сражаются друг с другом. Воины королевствабесстрашны. Они строго соблюдают законы своей страны. Чтобы научиться играть вшахматы, нужно узнать много секретов. Несколько секретов шахматной игры сегодняя вам открою.
Основная часть
-Ребята, а на чём происходит шахматное сражение? Правильно, на шахматнойдоске. Берем и открываем шахматные доски.
-Сейчас мы с вами узнаем первый секрет: как правильно положить шахматную доскудля игры. Покажите мне, пожалуйста, белую клеточку в самом углу доски. Молодцы! А теперь поднимите правую руку. Замечательно. И сейчас надо положить шахматнуюдоску так, чтобы белая клеточка была у вас с правой стороны. Отлично!
-Посмотрите на шахматную доску и скажите, какой она формы? (квадратная)
-Что вы на ней видите? Дети отвечают.
-Шахматная доска имеет форму квадрата,на которой 64 клетки. Это поля. Светлые квадратики – белые поля, темныеквадратики – чёрные поля. Покажите на своей доске белое поле (…). А теперьпокажите черное (…).
— Что ж, первое знакомство с шахматной доскойсостоялось, скоро на ней появится шахматное войско.
— Кто знает, как называются воины шахматногокоролевства? (шахматными фигурами). Сейчас мы познакомимся с расстановкой и названиямишахматных фигур.
— Ребята, перед каждым из вас лежит коробка.Откройте её. Что вы видите? (Шахматные фигуры). Какого они цвета? (чёрные ибелые). Ребята, сейчас я открою вам ещё один секрет. Как решить, кто будетиграть белыми фигурами, а кто чёрными? (на линиях под цифрами 1-2 располагаютсядома белой армии, а на линиях под цифрами 7-8 располагаются дома чёрной армии).
— Поднимите руками те полководцы, которые будуткомандовать белой армией (…)
— Поднимите руки те полководцы, которые будут командоватьчёрной армией? (…)
Я смотрю на первый ряд (покажите все первый рядна доске)
Но краям ладьи стоят (дети ищут ладьи в коробке,ставят на доску. Педагог проверяют правильную расстановку фигур).
Затем вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены
Наши славные слоны.
И ещё два поля есть,
А на них король и ферзь. (Открываются ещё двасекрета: 1) У короля острый конец шапки, у ферзя – круглый; 2) ферзь любит свойцвет)
А теперь без спешки
Идут на место пешки.
— Сколько пешек в каждой армии? (8)
Вот мы и познакомились со всеми фигурами. Вкаждой армии их 16.
Ребята, посмотрите на демонстрационную доску. Уменя в руках ферзь и король. Как определить, где какая фигура? (у ферзя кончикина короне круглые, а у короля – острый). На какое поле я должен поставитьферзя?
Игра «Прятки» (промежуточный контроль знаний).Внимательно посмотрите на ряды белой армии. Закройте глаза (педагог меняетчетыре фигуры местами). Откройте глаза. Что поменялось? (Должны правильнопоставить шахматы на места).
А теперь полководцы белых армий закроют глаза, аполководцы черных армий поменяют четыре фигуры у белых местами. Открываемглаза. Расставляем фигуры правильно.
Теперь полководцы чёрных армий закрывают глаза, аполководцы белых армий меняют четыре чёрные фигуры местами. Расставляем фигурыправильно.
Физминутка – закрепление (1 минута)
Ну-ка, пешки, встаньте в ряд (встали)
Маршируйте, как отряд (маршируют)
Головой вы покрутите,
И соседу подмигните.
Как ладьи затопочите (топают)
Словно кони поскачите (прыгают)
Как слоны раскиньте хобот (руки вперед)
Помотайте им немного (машут руками)
Приказал нам ферзь похлопать (хлопают)
А король сказал: «Работать!»
Все за парты сели дружно,
Разговаривать не нужно!
Мы отдохнули, и сейчас я предлагаю вам очень сложное задние. Укаждого из вас есть своя армия. Поднимите руки полководцы белых армий (…).Поднимите руки полководцы чёрных армий (…). Сейчас вам предстоит сразиться спротивником. В битве будут участвовать только пешки. Остальные фигуры язаколдовал, они недвижимые. Посмотрите внимательно, я покажу вам, как ходят ирубят пешки (показ на демонстрационной доске). Итак, внимание! Задачаполководцев белой армии довести свои пешки до 7 линии (покажите). Задачаполководцев чёрной армии довести свои пешки до 2 линии (покажите). Выигрываеттот, у кого останется больше фигур.
Подведениеитогов (1 минута)
— Ребята, скажите, о какой игре мы с вамиговорили сегодня? (о шахматах)
— Сколько фигур в шахматной армии? (16)
— На чём происходят шахматные сражения? (нашахматной доске)
— Что больше – шахматная доска или шахматноеполе?
— Какие шахматные фигуры вы узнали?
— Сколько королей в каждой шахматной армии? (1)
— Сколько пешек? (8)
Ребята, вы большие молодцы, очень хорошопоработали, и узнали много нового. На память о нашей встрече я дарю вам фигуркишахмат, пусть они принесут вам удачу!
