Муниципальноебюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок»Тверская область, г. Осташков
Конспектзанятий в старшей группе на тему « Наша масленица»
ФедяеваНаталья Александровна
2022 год
Цель:дать детям представление о народном празднике – Масленица.
Задачи:
— Знакомить детей с историей, традициями,русского народа.
— Знакомить с русским народным праздникомМасленица, ее значением, символами, традициями.
— Знакомить с русским народным фольклором,используя заклички, скороговорки, народные песни, пословицы, хороводы, детскоенародное творчество.
— Развивать все виды памяти.
-Продолжать обогащать и активизироватьсловарный запас.
— Воспитывать уважение и патриотическоеотношение к истории русских традиций, любовь к родному краю.
— Воспитывать нравственные чувства черезрусское народное творчество.
— Воздействовать на положительныйэмоциональный настрой на протяжении занятия, используя русскую народную музыку,репродукции картин русских художников, иллюстративный, видео материалы, а такжесюрпризные моменты.
Оборудование:ИКТ, презентация «Масленица»; русская народная музыка и песни; репродукциикартин русских художников; иллюстративный, фото, видео материалы; рисунки;чучело Масленицы, карусель с лентами,
Ход занятия
Воспитатель: В доме к празднику всеприбрались.
Все готовы? (Да).
Ну, тогда ворота отворяйте, да гостей привечайте!
Воспитатель: — Дети, какое, сейчас, времягода (весна)
— Какие вы знаете зимние месяцы (Март,апрель, май)
— Какой народный праздник мы отмечаем в марте?(Масленица)
— Что это за праздник (Это время, когдазима встречается с весной).
— Что является символом Масленицы (блин) .
— Почему? Правильно, ребята! В февралелюди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздникМасленицы. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой.Ведь блины похожи на солнце, а Масленица — это праздник встречи с солнышком.
Воспитатель: К нам масленица идеткривошейка,
Встретим мы ее хорошенько.
Мы сегодня позабавимся,
На весёлой карусели покатаемся!
Ленточками украсим,
Ленточками не простыми,
Ленточками праздничными.
Что ни ленточка — то денёчек
Сколько дней в неделе, столько и ленточек.
(Воспитатель показывает яркий обруч сразноцветными лентами)
— С давних времен люди в деревнях кпразднику сооружали соломенное чучело Масленицы, и по улицам торжественно егокатали на санях. Нужно и нам позаботиться, все как положено сделать. (Вносятчучело Масленицы)
Физкультминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше – выше потянулись,
Ну-ка! Плечи распрямите,
Опустите, поднимите,
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели. Встали. Сели. Встали
И на месте побежали.
Воспитатель: В масленичную неделю каждыйее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагаетсяделать.
А всего у Масленицы семь деньков.
Начинается Масленица в понедельник,который называется встреча.
С понедельника начинали печь блины. Укаждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете отсоседей. Блины — это главный символ Масленицы.
Мы с вами уже говорили, что блин похож насолнышко, которое ждут после долгой зимы. Поэтому блинов пекли много и разных.Толстые, тонкие, с начинкой и без, с большим количеством масла. У каждойхозяйки были свои рецепты приготовления блинов. Всё это делалось дляприглашения, «умасливания» солнца, отсюда произошло и название – «Масленица».
Праздник открывали дети. Они зазывали иприветствовали Масленицу : «Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай комне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться.»
После заклички ребята сбегали со снежныхгорок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»
А еще в этот день дети обходили соседей,поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение.
К первому дню праздника изготовляли изтряпок и соломы чучело Масленицы.
Во вторник — заигрыши.
С утра молодые люди катались на санках,ели блины. Звали родных и знакомых: «У нас горы готовы и блины испечены —просим жаловать».
Больше всего любили катание с ледяныхгорок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.
Среда — лакомки. В этот день зять приходил«к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Четверг назывался разгуляем. Масленицанабирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водилихороводы, пели частушки.
Чтобы помочь солнцу прогнать зиму,устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокругдеревни).
Пятница — тещины вечерки — была гостевымднем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее роднюприглашали к обеду.
Суббота — золовкины посиделки. Молодыеневестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна былаподарить золовкам подарки.
Последний день Масленицы — ПрощеноеВоскресенье. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символзимы. Провожают зиму до следующего года.
Все просят друг у друга прощения.Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». Уходит Масленица, авместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.
На санках вывозили соломенную куклубольших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с нейшутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили завеселые зимние забавы.
После этого чучело поджигали под веселыевозгласы и пляски.
Воспитатель:: Ребята, а как называютсясемь деньков нашей Масленицы – семь дней недели? Понедельник, вторник, среда,четверг, пятница, суббота, воскресенье
Дети в масленицу очень любили игру«Карусели»
Игра «Карусель»
Еле — еле — еле — еле
Завертелись карусели
А потом кругом — кругом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два
Вот и кончилась игра.
Воспитатель: Вот пора заканчивать,Масленицу сжигать.
Угощу вас блинами.
А теперь, взрослые и детвора, всем наулицу пора!
На улице сжигают Масленицу и кричат:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Чтобы все метели разом улетели,
Чтобы птички пели, травы зеленели.
Угощайтесь, гости дорогие!
Вот блинчиков пара,
Ешьте — с пылу, с жару!
Все румяны да красивы!
