Конспект внеурочного занятия « Юный эколог» по теме:
«Представительрода жаброногих Артемия салина.»
Составил:ученик 8 класса Барушков Богдан
Цель:Создать условия для формирования у учащихся знанийоб Артемиесалина и её значением для человека и окружающего мира.
Задачи :
— дать понятиярода,
— рассмотретьвнешнее строение рачка,
— познакомиться со значением Артемии в жизни человека и окружающем мире;
— развиватьумение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу инаходить ее научное обоснование в практической деятельности;
— вспомнитьправила работы с микроскопом;
— техникабезопасности в кабинете биологии.
-воспитыватьумение работать в группе, уважительное отношение друг к другу.
Оборудование:ноутбук, проектор, экран, микроскоп ученический, оборудование лаборатории «Интлер», предметное и покровное стекло, чашка Петри, пипетка.
Ходурока :
№ п.п |
Содержание |
Продолжите льность |
1.Орг. Момент Организация, мотивация учащихся на освоение нового. (Актуализация знаний)
|
— Добрый день. Я рад, что вы пришли на сегодняшнее занятие. У вас на столах лежат листы « Настроения». Заполните его на начальном этапе. |
2 мин. |
2. Постановка проблемы .
|
-Фламинго живут в Африке, южной части Европы и юго-западной Азии. В Европе колонии фламинго живут на юге Франции, Испании и Сардинии. В Африке фламинго живут на юге континента, а также в Тунисе, Марокко, Мавритании, Кении и на островах Зеленого Мыса. Обитает фламинго на озерах Южного Афганистана, в Северо-Западной Индии и на Шри-Ланке. Также розовый фламинго обитает в нескольких озерах Казахстана. (Показ картинок)
– Ребята, как вы думаете, а почему фламинго имеют такую окраску? ( Это зависит от количества рачков, находящихся в воде.)
|
3 мин. |
3. Введение в тему.— Постановка учебной задачи и открытие новых знаний.
|
— А знает ли кто-нибудь из вас , кто является родственником рака? ( Маленькие рачки Артемии). — Мы сегодня с вами познакомимся с древним родственником рака.
|
1 мин. |
4. Объяснение материала.(Открытие новых знаний) |
Класс жаброногие — это таксон ракообразных, в состав которых входят такие известные рачки, как дафнии, щитни, артемии. И одним из представителей этого класса являются Беспанцирные, листоногие представители рачки Артемии. Отряд Жаброногие, или Беспанцирные (Anostraca) Артемия является современником динозавров, она живёт на Земле уже около 100 млн. лет и, в отличие от крупных рептилий, даже и не думает вымирать.
Артемии (Artemiasalina) (рис. 1) обитают в соленых озерах и лужах зоны полупустынь и пустынь и морских лиманах, выдерживают огромный диапазон солености от 40 до 230‰. Длина тела не превышает 1 см. Не имеют панциря. На голове располагаются антенны, нитевидные антеннулы, фасеточные глаза на стебельках и один науплиальный глазок. Антенны самцов преобразованы в хватательные органы для удерживания самки. Грудной отдел состоит из одиннадцати гомономных сегментов с соответствующим числом пар конечностей. Каждая конечность несет листовидные жабры. Брюшко состоит из 8 сегментов и тельсона с вилочкой. У самок 1 яйцевой мешок. В зависимости от солености воды изменяется длина вилочки, в пресных водоемах удлиняется. Являются фильтраторами, питаются одноклеточными водорослями, органическими частицами, которых отцеживают из воды с помощью грудных ножек. Могут размножаться партеногенезом. Развитие сметаморфозом, личинка – науплиус. В яйцевом мешке одной самки может находиться до 200 яиц. У Артемии 3 глаза. Один простой, с которым особь рождается и впоследствие появляются ещё два. Артемия никогда не спит. Что дышать и питаться, ей надо постоянно бодрствовать. Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537 Как научиться отличать самца от самки ? У самца на голове есть две небольшие антенны, а у самки – одна маленькая, зато у неё есть большой яйцевой мешок. Артемии рождаются от 0,2 мм и вырастают до 15 мм.
|
8 мин. |
5.Физминутка.
|
Физкультминутка для снятия утомления глаз.
|
2 мин. |
6. Практическая работа.
|
Я вырастил этих рачков в домашних условиях и предлагаю вам рассмотреть их под микроскопом. Рассматривание Артемии салина под микроскопом или цифровой лаборатории « Интлер». Зарисовка особей.
|
15 мин. |
7. Рассказ учителя о значении рачков в жизни человека и природе.
|
Применение рачков. Артемия играет важную роль в жизни человека. Из неё делается много косметических и медицинских препаратов. В рачках содержится большое количество полезных для организма человека веществ, которые благоприятно влияют на работу всех его систем. Наиболее значимыми среди них являются : — белки ; — жиры ; — аминокислоты(валин, треонин, лейцин и другие); — гормоны и другие биологически активные вещества; — витамины. Артемия используется в фармацевтической и косметической промышленности. Как только люди открыли полезные свойства этого рачка, они стали употреблять его в качестве еды. Для тех времён она была очень вкусной. Заменяла мясо и из неё делали пасту. Первые упоминания об Артемии, в качестве незаменимого источника энергии и сил. Были найдены у индейцев, живших около Большого Солёного озера. Они в огромных количествах ловили этого ракообразного и готовили разные кушанья. Потомство они дают круглый год. Как рождаются , так и умирают массово. Со временем тельца ракообразных оседали на дно и смешивались там с илом, образуя лечебные грязи, которые обладают рядом полезных свойст и помогают справиться с различными заболеваниями. На основе цист Артемий создают различныеБАДы. Артемии разводятся в заводских условиях, используются, в частности, для откорма молоди осетровых рыб.
|
7 мин. |
8. Рефлексия.
|
— Давайте же вернёмся к самому началу нашего урока, где мы говорили о фламинго. Можете ли вы теперь с уверенностью сказать, отчего же зависит цвет оперения этих птиц? — Что вам запомнилось больше всего ? — Что осталось непонятным? — Возникло ли желание у кого- нибудь вырастить этих рачков в домашних условиях? Заполните лист «Настроения» в конце занятия . — Спасибо за занятие, всего хорошего.
|
2 мин. |
