Конспектзанятия на прогулке
«Наблюдениеза снегом и свойствами снега»
(всредней группе)
Цели и задачи:
Образовательные:
— Формировать у детей элементарные представления о зимнихизменениях в природе (холодно, идёт снег).
— Уточнять представления о свойствах снега: снег скрипити рассыпается в морозную погоду; под действием температуры — тает, превращаясьв воду; он холодный; легко утаптывается.
— Учить детей обследовать предметы, формировать умение проводитьпростейшие наблюдения.
Развивающие:
-Обогащать словарь детей, побуждать отвечать на вопросы.
— Использовать фольклорные и художественные произведения о зимеи зимних явлениях для поддержания интереса детей к наблюдениям в природе.
— Развивать наблюдательность и любознательность впроцессе ознакомления с явлениями природы.
-Развивать художественное восприятие, внимание, память, воображение, творческиеспособности.
-Способствовать укреплению здоровья детей.
Воспитательные:
-Формировать положительное отношение к труду, желание помогать взрослым вподдержании порядка на участке детского сада.
— Воспитывать эмоциональноположительное отношение к красоте зимней природы.
— Продолжать работу по воспитанию доброжелательных отношениймежду детьми в процессе наблюдений, экспериментов, игр.
Предварительная работа:рассматривание картин, фотографий зимних пейзажей; чтение рассказов, сказок,стихов о снеге, зиме; познавательно – исследовательская деятельность потеме «Вода– снег».
Материал к занятию: стихи, посвященные зиме (снегопаду,атрибуты подвижных игр, лопатки, санки.
Ходзанятия.
1. Беседа. Какое сейчас время года? А какого цвета зимушка-зима?Как изменился детский сад зимой? Что изменилось в природе? 2. Наблюдениеза свойствами снега.
Воспитатель:ребята отгадайте загадки –
«Кто, угадай-ка, белая хозяйка.
Тряхнёт перинки — с неба снежинки?» (Зима).
«Он всё время занят делом,
Онне может зря идти.
Онидёт и красит белым
Всё, что видит на пути» (Снег).
— Ой, как много снега намело! Посмотрите, как снег красивоукрасил дома, деревья, как он блестит на солнце.
Есть такие приметы: снег прилипаетк деревьям — тепло будет; иней на деревьях — к морозу; снежные хлопья сталикрупными — жди оттепели.
Обратите внимание на чистоту воздуха, как легко дышится, этооттого, что снег, падая на землю, захватывает с собой частички копоти,пыли и всяких частиц, очищая тем самым воздух. Поэтому снег не надо братьв рот, несмотря на то, что он кажется белым, он всё равно грязный и, кроме того,холодный, и можно простудить горло и заболеть.
Возьмите в руки горсть снега и подбросьте его. Что с нимпроизошло?
Дети: «Он рассыпается».
Воспитатель:«Походите по снегу, послушайте, как он скрипит. Он скрипит в морознуюпогоду. Скрип происходит от того, что под ногами ломаются лучики множестваснежинок, которые в морозную погоду очень ломкие.
Попробуйте,ребята, слепить снежки. Объясните, почему у вас ничего не получается?»
Дети: «На улице холодно, мороз».
Воспитатель:«Ребята, снимите варежку и возьмите в руку немного снега, подержите наладошке. Что с ним произошло?»
Дети: «Он растаял».
Воспитатель:«Снег растаял, потому что ваши ладошки тёплые, а в тепле снег тает ипревращается в воду.
Вывод: снег поддействием температуры тает, превращаясь в воду.
Воспитатель:«Снег укрывает всю землю, сильно меняя картину природы. Поэтому люди сравниваютего со скатертью, одеялом, пуховой периной, с тёплой шубой (кожухом). Вотпослушайте, как говорится про снег в пословицах и поговорках: зима не лето, в шубуодета; снег земле — кормилице — тёплый кожух».
Воспитатель:А давайте представим, что пошёл снег. Вы хотели бы превратиться вснежинки?
5. Подвижная игра «Снег, снег».
(научитьсоотносить свои действия с действиями других детей в соответствии с текстом).
Снега мы возьмем немножко, (дети берут снег)
Слепим мы снежки в ладошках, (лепят комочек)
Дружно ими побросались (бросают комочки)
Наши руки и размялись. (встряхивают ручки)
Атеперь пора творить,
Бабуснежную лепить.
Ком за комом покатили, (имитируют катание комка)
Друг на друга водрузили. («ставят» комки друг на друга)
Сверхутретий, малый ком
Снег встряхнули с рук потом. (стряхивают ручки)
(Игра проводится 2-3раза)
Воспитатель:Слышите, дети? Копытца цокают, колокольчики звенят! А вот и лошадки наши.
(Появляется поезд из саночек, «лошадки» — дети старшей группы)
«Моисанки едут сами, без мотора, без коня, то и дело мои санки убегают от меня».
Воспитатель:Ребята, посмотрите, а нам по этой дорожке не проехать на санках, здесьмного снега намело. Давайте расчистим себе путь, берите лопатки и за дело!
6. Трудовая деятельность – расчистка дорожек от снега,укладка его на санки, ледянки и вывоз в определенное место, наблюдение заработой взрослого.
7.Самостоятельная деятельность детей.
1) Расчистка дорожек от снега;
2) конструктивные игры со снежными постройками: торты, пирожные, кексы.Использование цветных льдинок для украшения;
3)катание на санках.
Подведение итогов. Воспитатель: Ребята, вот и закончилась наша прогулка.Нам пора собираться в рупгпу. В какие игры мы сегодня играли? Что вампонравилось сегодня на прогулке?За чем мы сегодня наблюдали? Ответы детей.(Вместе с детьми сделать вывод о том, что наступила зима. Зимой стало холодно ивыпал снег. Снег – это вода и много снежинок.)
