«Приключения в песочной стране»
Взаимодействие с песком, каки всякая игра, способствует моторному и когнитивному развитию ребенка. Игры спеском – это очень приятное и творческое занятие, практически всегда связанноес созиданием чего-то.
Песочная терапия – это частныйметод арт-терапии (психологии творчества), направленный для оказанияпсихологической / психотерапевтической помощи через взаимодействие с песком.Она может применяться отдельно, сочетаться с другими техниками и направлениями,а также могут использоваться отдельные элементы песочной терапии впсихологическом консультировании. Песочная терапия для детей позволяет ребенкупо-настоящему выразить проблему, которую он в силу своего возраста не способенвербализовать и объяснить. К тому же, взаимодействие с песком само по себеобладает успокаивающим эффектом, способствует оптимизации и стабилизацииэмоционального состояния
Оснащение кабинета песочнойтерапии:
1.Столы с подсветкой, наполненныепеском
Песок занимает примерно одну третьобъема ящика, он должен быть чистым, просеянным, не крупным, но и не слишком мелким и, желательно, достаточно светлым. Важно, чтобы он былприятен на ощупь.
Категория участников: Подгрупповое занятие для детей 5-6 лет с нарушением коммуникативного компонента (слабаяэмоциональная устойчивость, тревожность, нарушение самоконтроля во всех видахдеятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудностиприспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения,чувство страха), дети ОВЗ.
Тема:«Приключения вПесочной стране»
Цель: дать детямпонятие о свойствах песка, развивать мелкую моторику, воображение, координациюдвижений, познавательных способностей дошкольников, стабилизацияпсихоэмоционального состояния ребенка.
Задачи:
— развитие познавательныхпроцессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление,пространственное воображение, речь).
— развитие процессовсаморегуляции;
— развитие сенсорно-перцептивнойсферы,
— формирование творческого потенциаларебенка;
— тренировать мелкую моторику рук;
— формировать установку наположительное отношение к себе.
— снижение тревожности ипсихофизического напряжения
1 «Здравствуй, песок!»
Воспитатель : Добрый деньребята, сегодня я хочу пригласить Вас в Волшебный песочный мир, ипоказать Вам много интересных игр в необыкновенном песочном мире. Давайтепоздороваемся с нашим новым другом — песком:
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!» (Цель:Настроить на работу впесочнице, повышение уверенности в своих силах)
-В волшебном песочном мире естьсвои правила, ребята, мне о них поведала песочная фея, я сейчас Вас с нимипознакомлю:
1. Береги песчинки — не выбрасывайих из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и онпоможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок изпесочницы.
2. Песчинки очень не любят, когдаих берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в роти бросать его в других людей.
3. Песочная фея любит, когда у детейчистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистыеладошки.
— «Итак, Добро пожаловать вПесочный Мир….»
1.Упражнение Необыкновенныеследы (Цель: развитие тактильной чувствительности). – «Внашем песочном мире живут разные животные, как вы думаете какие?», «А какаяприрода их окружает? Давайте попробуем представить какие следы оставляют разныеживотные.
Идут медвежата -ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок, оставляя следы.Обсуждение результатов.
Прыгают зайцы -кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разныхнаправлениях.
Ползут змейки -ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность пескаволнистой (в разных направлениях).
Бегут жучки-паучки -ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностьюпогружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом -жучки здороваются). Обсуждаем что получилось.
А теперь подумаем какая природа ихокружает?» (Леса, озера, солнышко, цветочки и др. учитываем все фантазиидетей). Попробуем изобразить. Обсуждение.
— «Давайте поразмышляем освойствах сухого песка. Какой он?» ( Сухой, сыпучий.теплый и др. )
2 Упражнение Змейки
Цель: снять эмоциональноенапряжение
Задача: выразить свое отношение,показав это в игре
Инструкция: — «В Волшебнойпесочной стране живут волшебные Змейки, возьми Змейку за голову или хвост ипроведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди позмеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки,петельки, палочки.
«Змейки на песке играли
Письма не прочесть никак!
И хвостом слова писали,
Как узнать ей о змеятах?
За узором шли петельки
— Что случилось? Где? И как?
Это письма Маме-змейке.
Ты теперь у нас волшебник!
Но пронесся ветерок
Напиши скорей слова,
И засыпал все в песок.
Помоги ты маме-змейке
И в печали мама-змейка: Добройсилой волшебства»
-Мы познакомились в сухим песком,как вы думаете, чем отличается мокрый песок от сухого? Давайте проверим». Льемводичку на песок на одном столе, а на втором песок остается сухим.
Воспитатель- показывает, какможно играть с мокрым песком(лепим колобок, пирожки, куличики формами) ипробуем делать точно такие же упражнения с сухим песком.
Делаем выводы: — «Мокрый песок несыпучий, он держит форму, он холодный и др, принимаем все высказывания детей».
Ритуал «выхода» из Песочной страны:
«В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты нам смелее стать помог!
— «Ну вот, ребята, мы ипобывали в гостях в волшебной стране, Вам понравилось? А что понравилось большевсего? С каким песком понравилось больше играть сухим или мокрым? Придемв гости еще?»
