Муниципальное автономноедошкольное образовательное учреждение детский сад «Ёлочка»
Конспект занятия по экологии в средней группе на тему:
«Берегите воду»
Составила:
Уржумова Е.П.,
воспитатель:
п. ст. Суроватиха, 2021 г.
Цель: Развитие познавательной активности в процессеэкспериментирования; обучение бережному отношению к воде; формированиепознавательного интереса к природе.
Интеграцияобразовательных областей: «социально – коммуникативное развитие»,«познание», «речевое развитие», «физическое развитие»,«художественно-эстетическое развитие».
Обучающиезадачи:
-формирование и систематизирование знаний детей о воде и ее значении;
-упражнять в бережном отношении к природе;
-закрепление навыков проведения опытов;
Развивающиезадачи:
-развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
-создать условия для развития образного мышления, внимания;
-способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умениюаргументировать свои высказывания.
Воспитательныезадачи:
-воспитывать доброту, любовь и бережное отношение к природе.
-воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее.
-воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность привыполнении работы
Методологическиеприемы: мало-подвижная игра,беседа-диалог, использование ИКТ для просмотра слайдов, физкультминутка,опыт-эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведениеитогов занятия, вопросы, индивидуальные ответы детей.
Гипотеза:
-нужная и важная вода;
-без воды нет жизни на земле.
Оборудование: прозрачные пластмассовые стаканчики (по количеству детей), вода, песок, ложечки, фильтры, емкость с водой.
Ходзанятия:
Здравствуйтеребята!Поудобнее садитесь,
Искажу я вам сейчас!
Интересноедля вас!
Тольков садик я зашла
Ичто я – вижу?
Гостьяк нам пришла!
Послушайтезагадку и попробуйте ее угадать:
Вморях и океанах обитает
Ночасто по небу летает.
Акак наскучит ей летать –
Наземлю падает опять (о чем эта загадка?)
Дети:Это капелька
(Входит«Капелька »)
Воспитатель: Правильно это наша гостья капелька!
Капелька:
Здравствуйтеребята!
Оченьрада видеть вас!
Апринесла я вам с собой!
Сказку — о реке!
О нелегкой ее жизни и судьбе!
Послушайтевнимательно!
Капелька: Жила– была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который пряталсясреди, высоких с белоствольных берез. И вода в этом ручье была чистая,прозрачная! Затем ручей превратился в настоящую речку такую же чистую. И обитали в ней все речные жители. Жили они дружно и весело!Пока однажды река не очутилась в большом городе. Люди обрадовались реке ипопросили остаться в городе. Река согласилась. И заковали ее в каменные берега. По ней стали ходить пароходы, на берегу реки построилизаводы, из труб которых потекли грязные потоки. Люди стали мыть машины,засорять мусором берега и бросать этот мусор в реку.
Шлигоды.
Потемнеларека от печали, стала грязной и мутной вода в ней. Стали ее жители – растения иживотные задыхаться от грязной атмосферы в реке. Река — Заболела! И решила река уйти от людей в другие края.
Воспитатель: А сейчас реке и ее жителям очень плохо (слайд – с грязнойрекой)
Иони в беде!!!!
Просят вас они помочь им
Икак можно поскорей!!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто же виноват, что река оказалась в беде, кто еетак сильно обидел?
Дети: Человек!он не бережно относится к природе! (бросает мусор, выливает в воду загрязненныеи химические вещества.
Воспитатель: Человек перестал беречь воду, посмотрите первая капелька, которая к нампришла это Капелька бережливая. Давайте посмотрим, что произойдет, если мы свами не будем беречь воду. Воспитатель показывает детям глобус. Какой цветпреобладает на глобусе? Ответы детей…
Воспитатель: Да правильно это вода, морей и океанов, но она не пригодна дляприготовления пищи и её нельзя пить, потому что она соленая. А запасовпресной воды пригодной для питья не так и много. Поэтому очень важно беречь иэкономно расходовать воду.
Мысейчас с вами проведем эксперимент, для этого мы подойдем к нашим рукомойниками откроем кран с водой, а затем его закроем, но не до конца, а что будетдальше, мы узнаем, когда закончится наше занятие.
Физкультминутка:
Рыбкаплавает в водице,
Рыбкевесело играть.
Рыбка,рыбка, озорница,
Мыхотим тебя поймать!
Рыбкаспинку изогнула,
Крошкухлебную взяла,
Рыбкахвостиком махнула,
Рыбкабыстро уплыла.
М.Клокова
Воспитатель:Посмотрите следующая капелька, которая к нам пришла в гости это Капелькаисследователь, она поможет нам провести эксперимент. Скажите, как мы можемпомочь речке и спасти ее обитателей?
Дети: очистить воду от загрязнений!
Воспитатель: Ребята посмотрите! Капелька нам принесла воду из этой реки, обратите внимание на ее состояние и внешний вид. Как вы думаете, она достаточночистая и можно ли речным жителям жить в такой воде?
Дети: Нет!Вода грязная!
Воспитатель: Прежде,чем мы с вами переместимся в нашу лабораторию, капелька приготовила для васфизкультминутку.
Выполнениефизкультминутки
Капляпервая упала — кап !
Ивторая побежала кап!
Мына небо посмотрели
Капелькикак -кап закапали
Намочилинаши лица
Мыих вытирали
Нуа туфли посмотрите мокрыми стали
Плечамидружно поведем
Ивсе капельки стряхнем
Отдождя убежим, (бег на месте)
подкусточком посидим (садятся на свои места).
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю пройти вас в нашу лабораторию,
назначаювас учеными исследователями! Наша задача очистить воду.
Ребятаперед вами на столе стоят стаканчики! А что в стаканчиках скажите?
Дети: Вода
Воспитатель: Посмотрите и скажите, какая вода в стаканчиках?
Дети:Чистая.
Воспитатель:А еще какая?
Дети: Прозрачная!
Воспитатель:Молодцы! можем мы с вами пить эту воду?
Дети: даможем
Воспитатель: Атеперь ребята посмотрите! Капелька принесла нам с вами воду из реки,обратите внимание на ее состояние и внешний вид? Как вы думаете, какая этовода? А пить можно эту воду?
Дети: Водаочень грязная и мутная и пить ее нельзя
Воспитатель: Ачем она загрязнена?
Дети: Песком,камушками в реку попала грязь, которая текла с труб заводов.
Воспитатель: Правильно!подумайте теперь ребята, а что происходит с речными жителями в этойреке. Можно ли им жить в такой грязной воде?
Дети: нет нельзя!
Воспитатель: почему?
Дети: рыбкизадыхаются и погибают.
Воспитатель: Давайтемы с вами проведем эксперимент и попробуем понять и узнать, как же все такинаша чистая прозрачная река стала грязной, перед вами стоит емкость спеском мы возьмем ложечки и добавим его в стаканчики где чистая вода – атеперь хорошо перемешайте! Посмотрите, какая у нас вода стала? А теперьпредставьте, что пришли люди отдыхать на берег реки и бросили в водупластиковые бутылки. Дети добавляют фрагменты пластика. Растворяютсяпластиковые бутылки в воде или нет?
Ответыдетей.
Воспитатель: Япредлагаю вам провести эксперимент! И мы с вами поможем нашей речкеи ее жителям! Перед Вами стоят пустые стаканчики, это не простые стаканчики этонаши фильтры, через которые мы попробуем очистить воду, мы будемпереливать нашу грязную воду и посмотрим, что произойдет. Возьмем нашуводу грязную и перельем в пустые стаканчики с использованиемфильтра (переливают).
Воспитатель: Скажите, что вы видите?
Дети: Водастала более чистой, в ней нет больше песка, грязи и фрагментов пластиковыхбутылок. Вся грязь и песок остались на фильтре!
Воспитатель: Правильно!Молодцы! Вода действительно стала чище, хотя она не достаточноочищена и не такая прозрачная, но для наших речных жителей она подходит иим теперь будет легче жить в такой воде. Для питья она не пригодна, как выдумаете почему?
Ответыдетей.
Воспитатель:Наша капелька загрустила, она вспомнила про моря и океаны, по которымпередвигаются разные морские суда. И некоторые перевозят нефть, а еслипроисходит трагедия и нефть разливается, попадает в воду, то многиептицы, животные, и рыбы погибают (просмотр презентации).
Воспитатель: Мывозьмем, с вами следующую капельку и это Капелька называетсяспасительная.
Эксперимент: Ликвидациямасленого пятна.
Данаше путешествие на этом закончено, мы поблагодарим нашу гостью.И давайте с нейпопрощаемся.
Прощаниес капелькой.
Воспитатель:
Номы забыли о самом главном, давайте посмотрим, что же произошло у нас с водой,которую, мы не закрыли. Набралось полное ведро воды, а ведь она могла простовылиться в канализацию, а теперь сэкономленной водой мы можем полить цветочки.
Ребята,вам понравилось сегодня наше путешествие вместе с капелькой?
Ответыдетей: Смотреть фильм о реке, проводить опыт и быть учеными.
Воспитатель: Правильновы правы! Ребята скажите, как мы с вами можем помочь реке выздороветь и спастиее обитателей. Скажите, что нового вы узнали на нашем занятии?
Ответыдетей: Что загрязняя воду, человек наносит вред ее обитателям,что нужно беречь воду, если мы будем продолжатьзагрязнять вода может исчезнуть и мы не сможем без нее жить. Вода нужна всемлюдям, животным, птицам без воды нет жизни на земле!
Воспитатель: Ребята,сегодня я увидела, что вы можете стать настоящими исследователями, и хочется надеяться, что мы все будем следить за состоянием издоровьем наших рек.
