X-PDF

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

Поделиться статьей

Муниципальноебюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детскийсад № 157»

390048, г. Рязань,ул. Зубковой, д. 26 «б» тел.: 22-95-42, 27-90-13; факс: 22-95-42,   mbdoy157@yandex.ru

                                                                                                          

 

 

 Конспект занятия по развитию речи

для детейстаршего дошкольного возраста.

«Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

МБДОУ«Детский сад №157»

ЮдинаА.А.

 

 

 

 

 

 

г.Рязань

2022г

 

 

Конспект занятия по развитию речи

для детейстаршего дошкольного возраста.

«Пересказ русской народнойсказки «Лиса и журавль»


Цель: знакомить с русской народнойсказкой «Лиса и журавль». 

Задачи:

 

Образовательные:

1. Продолжать учить  детейпересказывать близко к тексту.

2.Учить инсценировать сказку по ролям.
3. Учить детей понимать и запоминатьавторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе.

 

Развивающие:

1. Развивать диалогическую и монологическую речь детей.

2. Развивать память, внимание, мыслительные операции.

 

Воспитательные:

1. Воспитывать  умение внимательно слушать других.

2. Воспитывать дружеское отношение друг к другу.

 

Словарнаяработа: обогащение словаря детей: «Потчевать,стряпала, не обессудь, окрошка, не солоно хлебавши».

 

Оборудование и материалы:сундучок бабушки Рассказушки, картинки с животными (волк, медведь,лиса, заяц), игрушка в виде лисички, книга со сказкой «Лиса и журавль», шапочкиживотных, два кувшина,  две тарелки.


Ход занятия:

1.     Организационный этап:

Воспитатель: —Станем рядышком, по кругу,
Скажем Здравствуйте! друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем Привет! и Добрый день!;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!

Воспитатель:  -Ребята, а может нам с вами сегодня отправится в путешествие, побывать в странесказок.

Дети:- Да

Воспитатель:  Ана чем же нам туда полететь?

Дети:- На воздушном шаре.

Воспитатель:  -Хорошо полетим на воздушных шариках.

Дыхательнаягимнастика.

Воспитатель:— Надуваем шарики. Сделайте большой вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш).

(Рукамиизображают шар, идут в круг, из круга)

-А теперь надо приземлиться. (Садятся на стульчики)

Нашишарики начинают медленно сдуваться. Сделали вдох и выдох (с-с-с).

 

 Воспитатель:  С собой в сказку я взяла сундучок бабушки Рассказушки. Бабушка Рассказушкаповсюду ходит и сказки в волшебный сундучок, собирает: какие — в народеуслышит, какие —  сама сочинит. Сундучок её волшебный, с ним бережнообращаться надо, не ронять, а то захлопнется и сказки не покажет, и нерасскажет.

-Ребята, а вы сказки любите?

Дети:— Да.

Воспитатель:— Как люди передавали сказки друг другу? 

Дети: — Ихсочинили люди и рассказывали друг другу, передавали «из уст в уста».Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству, а потомих стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас.

Воспитатель: -Чему  нас учат сказки? 

Дети:— Доброте, заботе, любви, уважению, терпению, дружбе, трудолюбию и другимхорошим человеческим качествам.

Воспитатель: -Кто может быть героем сказки? 

Дети:— Люди и звери.

— Ребята, я буду из заветного сундучкабабушки Рассказушки волшебные картинки с животными доставать, а вы мне называть,кто изображён, и какие черты характера человека показывают  животные всказках:

Дети: -волк  (злой, голодный, жестокий, часто глупый);

— медведь (сильный, добродушный,неуклюжий);

-лиса (хитрая, умная, изворотливая,плутовка);

-заяц (трусливый, слабый).

Воспитатель: -Изобразите волка…, медведя …, лису…, зайца …

Воспитатель: -Ребята, внутри волшебного сундучка ещё кто-то есть. Попробуем отгадать кто там?

Отгадайте-казагадку:   Рыжая красавица

                                     Идет по лесу – хвалится

                                    Я красива и умна,

                                    И пушиста, и хитра

Дети: -Лиса.

Воспитатель: -Правильно, ребята! Это лиса, она прибежала к нам из сказок.

Воспитатель: -Ребята, как в сказках называют лису? 

Дети:— Лисичка-сестричка, лисонька, кума, рыжая плутовка.

Воспитатель: — Ой, ребята что-то лисичка загрустила. —  Похвалим  нашу лисичку.

Физминутка «Лисица»

Улисицы острый нос                 

 (показать «острый нос»)

Унее пушистый хвост.                  

 (Оглаживаетвоображаемый хвост, бока, грудь)

Шубарыжая лисы                            
Несказанной красоты.                

Представленная информация была полезной?
ДА
61.19%
НЕТ
38.81%
Проголосовало: 1443

 (Показываютруками)
Лиса плавно похаживает,                                           

Шубупышную поглаживает.        

(Идетмедленно, величаво, поворачивает голову направо, налево).

 

Воспитатель: -Посмотрите, как рада лиса, что мы её похвалили. Наша гостья прибежала из сказки«Лиса и журавль». Автор этой сказки Л. Н. Толстой.

2.     Основной этап:

Воспитатель: -Сегодня мы узнаем, как встречали в гости друг друга Лиса и Журавль в сказке.

Воспитатель: -В волшебный сундучок бабушка Рассказушка положила нам книгу со сказкой «Лиса ижуравль».

-И я хочу вам прочитать эту сказку. Садитесь поудобнее, спинка прямая, ручки наколенки и слушайте внимательно. Потом вам надо будет её пересказать. (Чтениесказки с иллюстрациями)

(Разборновых слов и словосочетаний)

Воспитатель: -Кто помнит, какие в сказке встретились незнакомые слова?

 Дети:Потчевать, стряпала, не обессудь, окрошка, не солоно хлебавши.

Воспитатель: -Кто знает их значение? 

(Детиобъясняют их значение, воспитатель помогает)

Потчевать –угощать;

Необессудь – не отнесись строго, не суди, не обижайся;

Стряпала –приготовила пищу;

Окрошка — блюдонациональной  русской кухни, холодный суп, который приготовлен из смеси мелко нарезанного мяса или рыбы, и овощей. Заправлена окрошкаквасом.

Несолонохлебавши — остался ни с чем, ничего недобившись, остался голодным.

Воспитатель: -Назовите героев сказки?

Дети:— Лиса и журавль.

Воспитатель: 

— Какназывали друг друга лиса и журавль? 

Дети:Дорогой, голубчик, лисонька.

Воспитатель: — Кто первым решилпригласить в гости?

Дети:— Лиса.

Воспитатель: — Какое угощениеприготовила лиса журавлю?

Дети:- Кашу.

Воспитатель: — Почему лиса решилаугостить журавля? 

Дети:— Захотела дружить.

Воспитатель: — В какой посуде она подалаугощение?

Дети:- В кувшине.

Воспитатель: — Почему она размазалакашу по тарелке? 

Дети:Чтобы слизать самой.

Воспитатель: — Кому было удобнееесть из тарелки?

Дети:- Лисе.

Воспитатель: — Распробовал лижуравль угощение?

Дети:- Нет.

Воспитатель: — Какжуравль поблагодарил лису за угощенье? 

Дети:- С обидой в голосе – Спасибо, лисонька и на этом.

Воспитатель: — Акак журавль приглашал лису в гости, каким голосом? 

Дети:- С усмешкой, с ухмылкой – Приходи же ты теперь комне.

Воспитатель: -Почему журавль положил окрошку для лисы в кувшин с узким горлышком?  

Дети: Решиллисе отомстить.

Воспитатель: — Как принималаугощение журавля лиса? 

Дети:- Вертелась, кружилась вокруг кувшина, то лизнёт, то понюхает, но ничегонедостанет.

Воспитатель: —  Осталась ли,лиса довольна? 

Дети:— Нет.

Воспитатель: — Можно ли назвать лисуи журавля настоящими друзьями? 

Дети: —Лису и журавля друзьями назвать нельзя, потому что они не пошли науступки, не захотели узнать привычки друг друга и пойти на примирение.

Воспитатель: — Как бы поступилинастоящие друзья? 

Дети: —Каждый бы угощал из той посуды, из которой удобно кушать каждому.

3.     Пересказ сказки «Лиса и журавль»  (1-2человека)

4.     Инсценировка  сказки «Лиса и журавль» по ролям.

Воспитатель: -А теперь кто хочет  превратиться в журавля и лису, и поиграть в героев этойсказки?

-Я хочу пригласить выйти двух ребят,которые покажут нам сказку (девочку и мальчика).

 -Я буду автором, … лисой,…  журавлём. (Дети одевают шапочки животных, и начинаютпоказ).

Воспитатель: — Дети, а кто еще желает? Вызывает (1 -2 пары)

-Молодцы ребята хорошопоказали сказку, сохранили выражения из текста.

5.     Заключительная часть.

Воспитатель: -Послушайте пословицу: «Как аукнется, так и откликнется». 

-Подходит ли она к сказке «Лиса и Журавль»?

Дети:— Да.

Воспитатель: -Почему? Объясните пословицу.

 Дети: —Как лиса поступила с Журавлём, так и Журавль поступил с ней.  Иликак ты относишься к другим людям – так и с тобой поступят, добрые делавознаградятся добром, а на зло – ответят злом.

Воспитатель: -Ребята, поиграем в игру «Доскажи словечко» — пословицы о дружбе:
« Друзья на дороге … (не валяются)»,

«Друга ищи, а найдёшь — … (береги)»,

 «Все за одного и один … (за всех)»,

«Друзья познаются … (в беде)»,

 «Старый друг лучше… (новых двух)»,

«Дерево живёт корнями, а человек — … (друзьями)»,

«Дружбу помни, а зло … (забывай)»,

«Любят того, кто не обидит … (никого)».

Воспитатель: -Молодцы, ребята, хорошо знаете пословицы о дружбе.
— Придумайте, как подружить лису с журавлём? 

 Дети: —Да, если бы лиса угощала журавля из кувшина, а журавль угостил лису изтарелки, то все бы остались сытыми и довольными, и дружба лисы и журавля былакрепкой и настоящей.

Воспитатель: -Наши глазки так устали

Мыдадим им отдохнуть,

Ихзакроем на чуть – чуть

Скажемсказке до свиданья!

Атеперь их открываем

Вправовлево посмотрели  

Вгруппу нашу прилетели.

 

Итогсовместной деятельности.

Воспитатель: -Ребята, вы очень хорошо потрудились сегодня.

-Давайтевспомним, что мы сегодня делали на занятии? 

 Дети: -Отгадывали загадку, читали сказку, пересказывали, выполняли сценку к сказке.

Воспитатель: — Вам понравилась сказка?

Дети:Да.

Воспитатель: -Чему нас учит эта сказка? 

Дети: -Эта сказка учит нас гостеприимству, вежливости, не быть жадным, быть дружным.

Воспитатель— Я надеюсь, что вы, общаясь друг с другом, будете помнить и  вспоминатьэту сказку и не делать таких ошибок как лиса и журавль.

Итог занятияДружбойнадо дорожить!

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.19%
НЕТ
38.81%
Проголосовало: 1443

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет